Белова Ольга
Проект по развитию мелкой моторики для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию мелкой моторики (для детей среднего дошкольного возраста).
Актуальность.
Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют ее развитию
В. М. Бехтерев
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Сухомлинский В. А. справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Через раздражение нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительной реакции у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Чем раньше будет уделяться внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Если движения соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.
Более чем у 65% детей моей группы наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей и мелкой моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке и, следовательно, речевое развитие этих детей отклонено от нормы.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
В процессе проектной деятельности необходимо не только организовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики, но и просветить родителей в данном вопросе, а также научить их создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.
Цель проекта : Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.
Задачи проекта :
развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;
расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи;
совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей;
просвещение родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;
научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.
Длительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2017- май 2018).
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.
Предполагаемый результат:
развита мелкая ручная моторика у детей;
положительная динамика в развитии речи детей (расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи);
у детей стало более развито внимание, мышление, память, воображение;
проявление интереса у детей к пальчиковым играм;
в группе оформлен центр развития мелкой моторики;
активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
изучение методической литература по теме:
Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»;
О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры»;
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»;
А. Хворостовцев «Умные ручки»;?
С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».
оформление стенда для родителей:
«Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»
«Пальчиковые игры с детьми»
«Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
2. Основной этап реализации проекта :
Месяц, тема Содержание работы
Сентябрь
«Осень»
Д/игра «Собери листочек» (разрезная картинка из 5 частей)
Игровое упражнение «Листопад» (лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки)
Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Осенний букет», «Поздняя осень»
Д/игра «Дождик» (изображение прямых горизонтальных линий)
Игры с массажным мячом
Консультации для родителей по развитию мелкой моторики
Оформление центра развития мелкой моторики
Игры со строительным материалом
Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из рябины)
Октябрь
«Овощи»
Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»
Пальчиковые игры: «У Лариски-две редиски», «Урожай», «Компот»
Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей, грибов из пластилина)
Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)
Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование овощей на песке пальцем)
Игры с массажным мячом
Д/игра «Веселые прищепки»
Рисование овощей пальчиками, используя гуашь
Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха»
Игры с мозаикой
Ноябрь
«Профессии»
Игровое упражнение «Я катаю орех» (массаж ладоней, пальцев рук)
Д/игра «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)
Игры конструктором
Пальчиковые игры: «За ягодами», «Что принес нам почтальон», «Повар»
Шнуровка
Д/игра «Мы - строители» (выкладывание домика из счетных палочек»
Д/игра «Шофер» (собрать машину из геометрических фигур)
Игровое упражнение «Сварим суп» (сортировка белой и красной фасоли)
Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц)
Декабрь
«Зима,
Новый год»
Игры с массажным мячом
Игровое упражнение «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки)
Пальчиковые игры «Снежок», «Зимние забавы», «Елочка»
Лепка снежков, снеговика
Д/игра «Украсим нашу елку» (вкладывание игрушек из картона в прорези елки – шаблона)
Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» (шнуровка елки)
Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги)
Игры с мозаикой
Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)
Январь
«Домашние животные»
Игры со строительным материалом
Д/игра «Собери животного» (разрезная картинка из 7 частей)
Игровое упражнение «Деревянные пазлы»
Пальчиковый театр «Колобок»
Д/игра «Веселые прищепки»
Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)
Д/игра «Животные» (выкладывание животных из счетных палочек»
Игровое упражнение «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук)
Февраль
«Транспорт»
Пальчиковые игры: «Транспорт», «Пешеходный переход», «Пароход»
Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу)
Д/игра «Светофорик» (нанизывание бусин красного, желтого и зеленого цвета на проволоку)
«Художники» (обвести трафарет с изображением машин и раскрасить)
Игры с массажным мячом
Пальчиковый театр «Теремок»
Шнуровка
Игровое упражнение «Отделить горох от семечек»
Март
«Мамин день»
Д/игра «Веселые прищепки»
Игровое упражнение «Поможем маме» (собрать бусины с коврика)
Д/игра «Разложим по коробочкам» (разобрать бусины по цвету и разложить по коробочкам)
Массаж кистей рук «Бусинки - горошки»
Д/игра «Цветы для мамы» (выкладывание цветов по контуру цветным рисом)
Игровое упражнение «Деревянные пазлы»
Игры с конструктором
Игровое упражнение «Сушим белье» (навешивание прищепок на веревку)
Выкладывание цветов из мозаики по образцу
Апрель
«Весна» Игровое упражнение «Я катаю желудь» (массаж ладоней, пальцев рук)
Д/игра «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга)
Игровое упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу весне» (смотать и размотать клубок)
Пальчиковые игры: «Лужица», «Кап-кап»
Игровое упражнение «Волшебный песок»
«Построй кораблик» (выкладывание из счетных палочек)
Игры с мозаикой
Пальчиковый театр «Репка»
Май
«Насекомые» Пальчиковые игры: «Пчела», «Бабочка»
Игровое упражнение «Гусеница ползет» (выкладывание из пуговиц)
Игры с массажным мячом
Д/игра «Украсим крылья бабочки» (шаблоны бабочки из картона, украсить пластилином)
Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев
Анкетирование родителей
Игровое упражнение «Узоры из спичек»
Выставка рисунков, поделок из пластилина «Ловкие пальчики»
3. Заключительный этап:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.
Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.
Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.
Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
Список использованной литературы:
Н. В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»;
О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры»;
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»;
А. Хворостовцев «Умные ручки»;?
С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».