Татьяна Паськова
Проект по ранней профориентации дошкольников «Растим инженеров с детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа-детский сад №76 города Тюмени.
Проект
по ранней профориентации
дошкольников
«РАСТИМ ИНЖЕНЕРОВ С ДЕТСКОГО САДА»
старший дошкольный возраст.
Авторы проекта :
воспитатели старшей группы
«Колокольчик» : Паськова Т. И.,
Домбровская О. П.
г. Тюмень,
2021г.
Вид проекта :информационный, познавательный, групповой.
Публикация «Проект по ранней профориентации дошкольников „Растим инженеров с детского сада“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Участники проекта : воспитатели группы, дети, родители детей.
Актуальность проекта :Актуальность работы по ознакомлению детей с инженерными профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДОУ определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников : ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Проблема:У детей недостаточносформированы понятия о разнообразии инженерных профессий, родители уделяют мало вниманияэтой теме. Возникла необходимость разработки и реализации проекта по использованию интегративных форм и технологий в ознакомлении старших дошкольников с миром инженерных профессий.
Цель: Создание условий для ранней профориентации детей через образовательную, проектную, информационную и практическую работу с детьми.
Задачи проекта :
-Познакомить детей с новыми инженерными профессиями : инженер- программист, инженер-электрик, инженер-сварщик, инженер-конструктор, проектировщик, инженер-строитель, военный инженер.
-пробудить интерес к миру инженерных профессий;
-формировать реалистические представления о разнообразии инженерных профессий.
-помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
-развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
Для педагогов:
- Создать информационную базу;
- Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов к инженерным профессиям и склонностей у детей под влиянием воспитателей,а также сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.
- Способствовать формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.
Ожидаемые результаты проекта :
-Сформировать у детей представления об инженерных профессиях.
-Расширить у детей знания и представления об инженерных профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей) ;
-Понимание значения слова «профессия».
-Умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях : инженер-программист, инженер-конструктор и др.
-Рассказы детей об этих профессиях.
Методы и приемы:
-Экскурсии (виртуальные)игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
-НОД – познание, коммуникация, художественная литература
-Продуктивные виды деятельности - рисование, конструирование.
-Познавательные беседы,
-Встречи с родителями-представителями инженерных профессий,
- Просмотр иллюстраций,
-Чтение познавательной художественной литературы
Сбор сведений:
Задать вопросы:
Что вы знаете о профессии инженера?
Что вы хотите знать о профессии инженера?
Что для этого надо сделать?
План реализации проекта :
I этап – Подготовительный:
В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор методического материала, разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с инженерными профессиями. Индивидуальные беседы с детьми о том, кем и где работают их родители.
Внесение в группу книг, открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов-помощников.
Оформление альбома «Инженерные профессии».
Роль родителей в реализации проекта :
Беседовать, играть, рисовать, рассматривать фотографии людей инженерных профессий, картинки на производстве, беседы с детьми дома, изготовление атрибутики к сюжетно-ролевой игре «Мы-Инженеры» (ноутбук, монитор, системный блок, ксерокс. телефоны и т. д.)
II этап — Организационный:
Составление календарно-тематический плана, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
Организация развивающей предметной среды: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.
III этап - Познавательно-творческий:
Реализация основных видов деятельности по плану проекта :
Виртуальные экскурсии:(презентации)
:«Инженерные профессии» (презентация, «Такой многогранный мир инженерии», «Инженеры на предприятиях города» и т. д. ; «Инженер-строитель это моя мечта», Профессия Архитектор, «Мир инженерных профессий» и др.
- Организованная деятельность по ознакомлению с профессиями :
1. НОД. познавательная беседа на тему: «Инженеры-изобретатели»
2. НОД тема: «Профессия-инженер-строитель (с элементами конструирования)
3. НОД тема: «Мы-инженеры-конструкторы»
4. НОД Беседа тема: «Мастерская архитектора».
5. НоД беседа : «Профессия : инженер»
Чтение художественной литературы:
(В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?»
Д. Родари «Чем пахнут ремесла?» и т. д.)
; Чтение произведений о труде и обсуждение рассказов о строительстве,
Л. Емельянова Строим город»
С. Баруздин «Кто построил этот дом»
Г. Люшин «Строители»
Дидактические, словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Назови профессию», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Кто, что делает?», «Кому что надо», «Петрушка идет трудиться», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
«Анаграммы-профессионалы», «Найди пословицу», «Профессии-синонимы», «Покажи профессию».
Настольные игры: лото «Все профессии важны», «Профессии», «Профессии», «Кем быть»;
Организация сюжетно-ролевых игр:
«Мы строители», «Военные конструкторы», «Мы инженеры»
Изобразительная деятельность и художественное творчество:
Рисование представителей профессий : «Моя будущая профессия», рисование с помощью расскрасок: «Инженерные профессии».
Разукрашивание раскрасок: на тему «Инженерные профессии».
Загадывание загадок по теме: «Инженерные профессии»
Составление рассказов: на тему «Расскажи об инженерной профессии»
Встреча с интересными людьми: тема: «Знакомство с профессией- инженер-геодезист»
IV этап — Презентационный:
Защита проекта – итоговая презентация.
Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Наименование проекта Тема : «Растим инженеров с детского сада»
1. Цель Создание условий для ранней профориентации детей через образовательную, проектную, информационную и практическую работу с детьми.
2. Задачи Оформить практический и познавательный материал для знакомства детей с инженерными профессиями.
Познакомить детей с профессиями : инженер-программист, инженер-электрик, инженер-сварщик, инженер-конструктор, инженер-строитель, военный инженер.
Создавать в группе условия для развития воображения, формирования логического мышления, умения мыслить алгоритмами, то есть составлять последовательный план действий
3. Целевая аудитория Дети от 5 до 6лет, воспитатели и родители.
4. Этапы, сроки реализации 1 этап (теоретический)- 18.01-29.01. 2021 года
2 этап (практический)- 1.02-15.02.2021 года
3 этап (итоговый)- 15.02.-24.03.2021 года
5. Содержание проекта Подготовительная работа:
Разработка проекта «Растим инженеров с детского сада».
Сбор информации, оформление презентации о профессии (интернет – ресурсы)
Информационный уголок: для детей по ранней профориентации
Виртуальная экскурсия: тема:«Инженерные профессии» (презентация, «Такой многогранный мир инженерии», «Инженеры на предприятиях моего города» и т. д. ; «Инженер-строитель это моя мечта», Профессия Архитектор, «Мир инженерных профессий» и др.
Сюжетно-ролевая игра: «Мы- инженеры»
Рассматривание альбомов, книг, фотографий: «Инженерные профессии», «Человек-знак!»
Практическая работа:
Проведение
НОД,
1. познавательная беседа на тему: «Инженеры-изобретатели»
Цель: Вызвать интерес у детей к профессии инженер.
Задачи:
-Обогащать представления детей о профессии инженер.
- Познакомить с известными инженерами нашей страны.
- Развивать умение работать со схемами.
- Воспитывать уважение к труду инженера, желание в будущем выбрать данную профессию.
2. Тема: «Профессия-инженер-строитель
(с элементами конструирования)
Цель: Закрепить знания детей о профессии строителя, инженера, архитектора. Углубить знания воспитанников и расширить словарь о людях строительных профессий. Продолжать учить устанавливать взаимосвязь труда разных строительных профессий. Развивать внимание, понимание социальной значимости труда. Воспитывать уважение и любовь к труду.
3. тема: «Мы-инженеры-конструкторы»
Цель: Вызвать у детей интерес к профессии инженера-конструктора. Развивать интерес к конструированию как виду деятельности.
Обогащать представления детей о профессии инженера-конструктора.
Развивать умение самостоятельно строить схемы.
Воспитывать уважение к труду инженера-конструктора.
Продолжать учить строить постройки из строительного материала по схеме.
4Беседа тема: «Мастерская архитектора».
Цель:Продолжать формирование у детей представлений о профессии архитектора. Развивать конструктивные способности, ассоциативное мышление и воображение. Формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет.
5. Беседа: «Профессия-инженер»
Цель: Формировать представление детей о профессии инженера, о многообразии инженерных специальностей.
Словесные игры:
«Профессии-синонимы», «Угадай профессию?», «Кому что нужно для работы?»,«Разрезные картинки».
Дидактическая игра:. «Кто где работает?», шашки. ;«Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Назови профессию», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Кто, что делает?», «Кому что надо», «Петрушка идет трудиться», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
Оформление: сюжетно- ролевая игра: «Офис для инженера» .
Оформление альбома (для рассматривания) :
«Инженерные профессии», «Человек-знак!»
Рисование: тема:«Моя будущая профессия»
Просмотр развивающих мультфильмов: «Мурзилкао создании игр программистами» .
Экскурсии (виртуальные) на тему: «Профессии будущего», «Профессия-инженер»,, «Инженерные профессии-самые массовые профессии».
Познавательная беседа:
Беседа:«Кем ты хочешь быть?»
Чтение художественной литературы: (В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?» Д. Родари «Чем пахнут ремесла?» и т. д.)
;Чтение произведений о труде и обсуждение рассказов о строительстве,
Л. Емельянова Строим город»
С. Баруздин «Кто построил этот дом»
Г. Люшин «Строители»
Загадывание загадок по теме: «Инженерные профессии»
Составление рассказов детьми: на тему:«Инженерные профессии»
6. Новизна, идея проекта Инновационность идеи проекта заключается в возможности обеспечить вариативность образовательного процесса через реализацию творческого потенциала детей, вовлечение в научно- техническое творчество, создать условия для индивидуализации и социализации ребёнка посредством разных форм работы по инженерной практике.
Проект призван определять основные направления специфику развития технического мышления детей в условиях детского сада. Обновление условий по ранней профориентации дошкольников в мире инженерной профессии средствами конструктивно - модельной деятельности, через организацию предметно - игровой среды.
7. Развивающий эффект проекта Данный проект позволил сформировать у детей представления об инженерных профессиях. Дети получили новые знания через практическую деятельность с использованием технологии основы начального программирования, исследовательские.
Созданные условия способствовали применению знаний в совместной деятельности. Обогатился словарный запас детей, умение рассказывать о профессии инженера понимая его значимость и трудовые действия
8. Формы реализации НОД, игры,поисковая деятельность, продуктивная деятельность, познавательные беседы.
9. Алгоритм знакомства с профессией 1. Название профессии
2. Место работы
3. Оборудование для труда
4. Результат труда
5. Личностные качества
10. Результат проекта, продукт Сюжетно-ролевая игра: «Я -инженер»
Составление рассказов: детей о профессии : «Инженер»
Викторина: «Азбука инженерных профессий»
Встреча с интересными людьми: тема: «Знакомство с профессией-геодезист»
(мама Шмелевой Маши)
Выводы: Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация проекта ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
Литература:
Т. В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет».
Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет».
Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет».
Е. А. Алябьева «Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях».
Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов».
Интернет-ресурсы: Международный образовательный портал maam.ru; социальная сеть работников образования nsportal.ru.