Виктория Бондаренко
«Когда я вырасту, то стану…». Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : ценностно-ориентированный, познавательный.
Время проведения: долгосрочный (октябрь-апрель)
Участники проекта : дети старшей-подготовительной логопедической группы, воспитатели, логопед, родители детей.
Проблема: ограниченность знаний детей о профессиях (в частности о профессиях своих родителей).
Публикация «„Когда я вырасту, то стану…“, Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : расширить и обобщить представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Совершенствовать устную речь,
обогащать словарный запас и
развивать связную
речь старших дошкольников.
Задачи проекта :
- расширить кругозор и познавательный интерес детей к труду взрослых разных профессий, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
- формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, внимание, память;
- поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
- воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых;
- обогащать детско-родительские
отношения опытом совместной
деятельности.
Работа ведется по следующим направлениям: сотрудничество с родителями, работа с детьми, взаимодействие с социумом. Включены мероприятия различных видов деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, чтение художественной литературы. На начальном этапе работы по ранней профориентации было проведено анкетирование с родителями воспитанников «Дошкольник и профессия», чтобы узнать, какое у них мнение о данном направлении работы. Оформлен совместно с родителями фотоальбом «Профессии наших родителей. Были созданы условия по развивающей предметно-пространственной среде в группе при ознакомлении детей с различными профессиями (наличие и разнообразие методического материала, наглядных пособий, дидактических и развивающих игр).В группе оформлен уголок сюжетно-ролевых игр, изготовлена многофункциональная напольная ширма, что позволяет создавать условия для перевоплощения детей в строителя, врача, пожарного, парикмахера и т. д. Всё это способствует развитию фантазии, формированию игровых умений и замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы.
Расширение знаний и представлений о профессиях и, как следствие, обогащение и активизация словаря, проходит и на материалах любых тем. Например, изучая темы «Откуда хлеб пришел», «Труд людей весной» дети знакомятся с профессиями - тракторист, комбайнер, пекарь. А изучая тему «Домашние животные», дети узнают о профессиях - фермер, доярка, ветеринар; знакомятся с трудовыми действиями и орудиями труда, важностью этих профессий, личными и профессиональными качествами людей, работающих в этой профессии.
Поэтому, широко используются дидактические игры, которые решают важные для учителя-логопеда задачи:
активизировать, закрепить и обобщить знания воспитанников по теме «Профессии»
Стимулировать речь ребёнка;
Способствовать развитию речевого высказывания,
развитию связной речи;
развивать слуховое внимание, умение отвечать
на вопросы, вести диалог.
В работе применяю различные дидактические игры:
1. Лото «Профессии»
Цель: изучение профессий, орудий труда, инструментов
необходимых для работы. Способствует развитию логики, ориентировки в пространстве воображения, используется для изучения и закрепления профессий.
2. Игра «Кто это? Чем занимается?»
Варианты заданий:
- поочередно демонстрируем карточки, спрашиваем – кто это? Чем занимается? (например - это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и. т. д)
- можно подобрать загадки по теме. Выкладываем 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом.
3. Игра «Что нужно для работы»
Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания. Выкладываем по 2 карточки с окошками и картинки с предметами вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать, почему этот предмет нужен для работы.
4. Пальчиковый театр «Профессии»
Цель: развитие активного словаря, связной речи, интонационной выразительности речи, актерского мастерства.
Данные особенности воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации.
Коррекционное направление работы для детей с общим недоразвитием речи является приоритетным, поэтому вся работа, в том числе по первичному ознакомлению детей с профессиями, осуществляется в тесном контакте учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы и родителями.
Логопедический или речевой досуг — всем хорошо знакомая нетрадиционная форма организации деятельности детей.
Цель речевого досуга: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.
Организация досугов способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее знаний, умений и навыков.
Наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых являются экскурсии. Они обеспечивают наглядность и точность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Были организованы следующие экскурсии:- в медицинский кабинет;- в прачечную;- на пищеблок;- в библиотеку;- в парикмахерскуюС развитием ИКТ-технологий стали
возможными виртуальные экскурсии,
которые также практикуются с детьми.
В рамках проекта «Все профессии нужны, все профессии важны!» были разработаны конспекты занятий: «Я бы в космос полетел, пусть меня научат», «Профессия фермера», «Профессия парикмахера», «Как стать певицей», «Профессия почтальон», «Как стать спортсменом», «Знакомство с профессией кондитера».
Активными участниками проекта стали родители наших дошкольников, в рамках праздника День Матери была организована игра «Поле Чудес» посвященная профессиям мам. А также приняли участие в областном конкурсе «Беру пример с мамы»
Совместно с родителями была организована экскурсия на кондитерскую фабрику МС-Конди
Дети знакомятся с орудиями и предметами труда, со спецодеждой, ее назначением.
Таким образом, главная цель ранней профориентации детей — развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Знакомство детей с миром профессий нужно осуществлять на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализовать в разнообразных формах работы. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.