Наталья Янкина
Проект по работе с родителями «Вместе с мамой, вместе с папой по логопедическим тропинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Вместе с мамой, вместе с папой по логопедическим тропинкам»
Создание условий для повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
Разработала
учитель-логопед
Янкина Наталья Юрьевна
МБДОУ детский сад №51
г. Новочеркасск
2019 г.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
Публикация «Проект по работе с родителями „Вместе с мамой, вместе с папой по логопедическим тропинкам“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
/В. А. Сухомлинский/
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Срок реализации проекта: долгосрочный 1 год (01.06.2019г – 31.05.2020г.)
Вид проекта: информативно-практико-ориентированный, поэтапный.
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители
База реализации:МБДОУ детский сад №51
Автор проекта: Янкина Н. Ю,учитель-логопед.
Цель проекта: создание условий для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- Информирование родителей о речевых нарушениях детей;
-Ознакомление с содержанием логопедической работы;
- Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в коррекционной работе;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;
-Приобретение родителями определенных педагогических знаний и умений;
-Освоение родителями практического опыта по исправлению речи детей.
-Развитие речевые и творческие способности детей.
-Увеличение объема коррекционного воздействия.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что активное участие родителей в коррекционной работе, как равноправных партнеров сделает более эффективным коррекционный процесс.
Актуальность.
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Формировать у дошкольников семейные ценности на наш взгляд возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение нашей проблемы.
Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития, укрепления и сохранения детского здоровья является особенно актуальным. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории:
• -родители, которые предъявляют повышенные требования к речи ребенка;
• -родители, которые не обращают внимания на нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя — логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.
Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей. А ведь развивать речь детей можно не только на занятиях, но и в транспорте, по дороге из детского сада до дома, даже, готовя ужин на кухне. Логопед должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи.
В Законе РФ об образовании Ст. 44 говорится, что родители являются первыми воспитателями. ДО оказывают помощь родителям (законным представителям) необходимой коррекции нарушений их развития.
ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.
Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка. Проект помогает объединить усилия всех участников образовательного процесса для достижения главного результата –своевременное полноценное развитие каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Поэтому разработка данного проекта стала для меня особенно актуальной.
В моем проекте логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, вместе с родителями поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.
Ресурсное обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
• - логопедический кабинет;
• -мультимедийная установка (проектор, экран)
• - магнитофон, мебель. Учебно-методическое обеспечение:
• - диагностический инструментарий,
• - демонстрационый материал,
• Библиотека нормативно-правовой, методической и информационной литературы.
Информационные ресурсы:
• Интернет ресурсы,
• Использование ИКТ в образовательной деятельности: презентация, видеоролики, печатная продукция и т. д.
• Взаимодействие с педагогами: воспитателями, педагогом- психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Предполагаемый результат
• Родители имеют представление об особенностях ребенка с речевыми нарушениями; желание взаимодействовать с логопедом и воспитателем; организуют, поддерживают, продолжают коррекционную работу в условиях семьи;
• Разработаны информационные листы и буклеты для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей; мастер-классы для родителей совместно с детьми,
• Разработаны и оформлены презентации для родительских собраний и семинаров-практикумов.
• Собрана картотека речевых игр «Играем вместе с мамой, с папой»
• Проведены показы коррекционно — развивающего работы с детьми в рамках Дня открытых дверей, родительских собраний.
• Трансляция опыта работы по проекту в ДОУ и на ГМО учителей – логопедов, ТН.
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный июнь-сентябрь 2019 г.
Задачи:
Ознакомление с содержанием логопедической работы;
Определить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей;
• Изучить мотивы, движущие родителями во взаимодействии с педагогами, установить контакт с ее членами, согласовать образовательно-воспитательное воздействие на ребенка.
• Проанализировать полученные данные и разработать перспективный план работы с родителями.
Содержание работы:
1. Мониторинговые исследования;
- Диагностика речевого развития детей;
-анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?».
2. Индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых выясняется:
- представление родителей об особенностях ребенка с речевыми нарушениями;
- способность родителей организовать, поддержать, продолжить коррекционную работу в условиях дома;
- желание родителей взаимодействовать с логопедом и воспитателем;
- ожидаемый результат взаимодействия с логопедом и воспитателем, который родитель определяет самостоятельно для себя.
3. Подбор и изучение методической литературы и материалов
4. Разработка перспективного плана работы с родителями по повышению уровня педагогической компетентности
II этап основной (практический) октябрь 2019 г. – апрель 2020 г.
Задача: разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
Содержание работы:
1. Анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей; начало и конец учебного года).
2. Домашние задания. (возможность родителей проследить динамику речевого развития ребёнка, участие в выполнении домашнего задания, еженедельно)
3. Домашние игротеки (знакомство родителей с простыми, интересными и главное полезными играми для детей. В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку».
4. Дни открытых дверей (посещение индивидуальных занятий, по запросу родителей; фронтальное, согласно плана).
5. Родительские пятиминутки (родители получают возможность кратковременной личной консультации, по запросу родителей).
6. Консультации — практикумы и мастер-классы для родителей (совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических папках и т. д.).
7. Вспомогательные наглядные средства: (информационные стенды; памятки, образцы выполненных заданий, буклеты).
III этап заключительный (контрольно-диагностический) май 2020 г.
Задачи:
• Оценить уровень педагогической компетентности родителей по итогам проделанной работы;
• Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.
• Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.
Итоговая диагностика речевого развития детей;
Анкетирование родителей «Оценка итогов коррекционной работы по проекту»;
Содержание работы:
Итоговая диагностика речевого развития детей;
Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.
Беседа и анкетирование родителей.
Распространить опыт работы по данной теме на разных уровнях.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
3. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
4. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
5. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 - 4 / Н. Э. Теремкова. - М. : Издательство «ГНОМ», 2015. - 48 с.
6. Нuщева Н. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. - СПб., 2006.
7. Нuщева Н Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - СПб., 2014.
8. Нuщева Н Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.