Нина Штарева
Проект по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Русская горница»
▼ Скачать
Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русская горница».
Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте,правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будующее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Публикация «Проект по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры „Русская горница“» размещена в разделах
В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами. Музейная педагогика- молодая отрасль педагогической науки, на современном этапе характерно повышение значения её образовательной функции.
В детском саду мы успешно внедряем и используем различные образовательные технологии, одна из которых- метод проектирования. Мы разработали проект «Музей «Русская горница» в детском саду».
Проведя анкетирование, выявили, что большая часть воспитанников и родителей не посещают музеи, а некоторые вообще никогда в них не бывали. Наиболее частой причиной является отсутствие музеев в связи с проживанием в сельской местности.
В создании музея принимали участие воспитатели, родители и дети.
Основные направления проекта :
1)ознакомление с русским бытом
2)нравственно-патриотическое воспитание
Предмет изучения:
1)элементы русских традиций
2)условия жизни, быта, уклада русской семьи
Цель:
Формировать познавательные и творческие способности, активность и любознательность детей в процессе овладения информационно-поисковой деятельностью
Задачи:
- расширить знания в области национальной культуры, русских традиций и промыслов
- развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в музее
- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину
Сроки реализации проекта :
- долгосрочный
Тип проекта :
общесадовый
Этапы проекта :
1. Подготовительный
- Изучение литературы
Август-октябрь
Ст воспитатель, воспитатели
- Анкетирование родителей
Ноябрь
Воспитатели
- Изучение опыта ДОУ района по созданию музеев
Ноябрь
Ст воспитатель, воспитатели
2. Основной
- Экскурсия в школьный музей
Ноябрь
Ст воспитатель, воспитатели, дети
- Объявлении в ДОУ о создании музея «Русская горница», установление контактов с родителями с целью подбора экспонатов в музей
Декабрь-март
Ст воспитатель
- Подбор информации, иллюстраций, детской литературы,предметов быта русской старины.
- Составление картотеки народных игр.
- Подбор праздничных народных костюмов.
- Составление картотеки пословиц, поговорок, потешек.
Декабрь-март
Ст воспитатель, воспитатели
3. Заключительный
- Подготовка интерьера музея
Май
Ст воспитатель
- Презентация музея "Русская горница"
Май
Ст воспитатель
Ожидаемые результаты:
- формирование ПРС ДОУ — открытие музея «Русская Горница»
- формирование основ нравственно-патриотического поведения
- развитие творческих способностей
- развитие познавательно-исследовательского интереса, навыков работы с информацией
- повышение уровня общей культуры и социальной активности родителей
В ходе данной работы воспитывается уважение и причастность к своему родному краю. В музее можно организовывать и проводить занятия, экскурсии, развлечения. Любое такое дело воспринимается детьми как увлекательное путешествие. Дети знакомятся с экспонатами через стихи, сказки, потешки, иллюстрации, рисуют по мотивам литературных произведений, придумывают и инсценируют сказки.
Большое внимание уделяется созданию условий для двигательной активности детей : разучиваются и проводятся русские народные игры. Благодаря комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками, совместная деятельность с родителями в рамках проекта — все это дает детям простор для активной творческой деятельности. Занимаясь в музее, ребенок реализовывает свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения. Расширяется простор и для творческой активности педагогов. Данная работа позволяет вовлечь родителей в совместный творческий процесс, сблизить их с детьми, раскрыть их творческий потенциал.