Ольга Бугрова
Проект по основам безопасности «Ребёнок на улице»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка»
Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию (формированию основ безопасности) на тему:
«Ребенок на улице»
проект предназначен для детей 5-6 лет.
Характер проекта : среднесрочный (3 месяца).
Выполнила: воспитатель Бугрова Ольга Александровна.
г. Семенов,
2020г.
Тема: «Ребенок на улице».
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по основам безопасности „Ребёнок на улице“» размещена в разделах
Актуальность проекта обусловлена решением задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
• п. 1.6.1 охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
• п. 1.6.7 обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм дошкольного образования.
• п 1.6.9 обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
• п. 4.6 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.
А также сложившейся социальной ситуацией: Россия занимает первое место в мире по детскому травматизму. Число чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и количество случаев детской заболеваемости, травматизма и смертности в нашей стране в 3-4 раза выше, чем в других странах.
Теоретическое обоснование :
• «Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
• «Безопасный образ жизни человека представляет собой совокупность реализуемых им на практике ценностных ориентаций, представлений, морально-нравственных установок, личностных качеств, определяющих безопасный стиль поведения» М. Л. Звездина.
• «Формирование основ безопасности - это формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе» В. А. Ясвин.
• «Безопасное поведение» - это совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, предметами домашнего обихода и переживаний, определяющих мотивы поведения детей».
• «Проектная деятельность позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях» Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.
• «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность» В. А. Сухомлинский.
Таким образом возникает противоречие: в дошкольном возрасте возникает нарастание силы подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Дети много двигаются, быстро утомляются. Вопрос безопасности детей в современных условиях особенно важен. Для его решения необходимо формировать навыки безопасного поведения не только у детей, но и развивать компетентность родителей и педагогов по данному вопросу. ООП ДО разработана на основе примерной ООП ДО «От рождения до школы», где минимальное методическое обеспечение по этому вопросу. Таким образом, возникает противоречие между сложившейся социальной ситуацией и недостаточной разработанностью методического обеспечения к ООП ДО.
Выходом из сложившейся ситуации считаю – необходимость разработать систему проектов, состоящих из планов работы с детьми, социумом, педагогами и семьей по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников.
Объект: безопасность старших дошкольников.
Предмет: безопасное поведение.
Цель проекта : формирование основ безопасного поведения у старших дошкольников.
Задачи:
1. Формировать систему знаний об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления на улице.
2. Развивать субъектное ценностное отношение к сохранению безопасности (иметь развитую мотивацию безопасного поведения, оценивать свою деятельность с точки зрения своей безопасности, различать одобряемые и не одобряемые взрослыми действия, стремиться правильно выполнять разрешенные взрослым действия).
3. Развивать умение использовать безопасные стратегии поведения (ориентироваться на выбор безопасных способов деятельности, осуществлять манипулирование объектами безопасно, правильно выбирать действия по ситуации) на улице.
4. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию основ безопасного поведения детей на улице.
5. Вовлечь родителей в совместную деятельность, повысить их педагогическую компетентность в вопросах формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников через проектную деятельность.
Время выполнения проекта : сентябрь-ноябрь.
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, родители (законные представители, социальные партнеры.
Необходимые материалы: дидактические пособия и игры, интерактивные игры, макеты, альбомы, плакаты.
Предполагаемый продукт проекта : «Фликеры для детской одежды».
Содержание проекта :
План работы с детьми по формирование основ безопасного поведения на улице
№
п/п Мероприятие Цель Содержание
1. Беседа «Пора, не пора – не ходи со двора». Уточнить знания детей о правилах поведения на улице (не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке). Мотивация «Путешествие в школу пешехода». Беседа о правилах поведения на улице. Решение проблемных ситуаций, возникающих на улице. Словесная игра «Закончи строчку». Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения «Азбука безопасности» С. Обоева. Рефлексия по вопросам воспитателя.
2. Беседа «Мостовая - для машин, тротуар для пешехода». Уточнить представления детей о правилах уличного движения (проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов);
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их. Мотивация «Путешествие в школу пешехода». Рассказ воспитателя «Мостовая - для машин, тротуар для пешехода». Беседа по слайдам презентации «Правила поведения для пешеходов». Игра – инсценировка «Светофор». Рефлексия по вопросам воспитателя.
3. Беседа «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход». Расширять у детей знания Правил дорожного движения (улицу можно переходить в специальных местах – наземных и подземных переходах, напомнить о значении дорожного знака «Пешеходный переход»;
Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено». Мотивация «Поможем Незнайке закрепить знания о правилах дорожного движения». Рассматривание макета улицы. Беседа о правилах перехода улицы. Знакомство со знаками «Пешеходный переход» и «Движение пешеходов запрещено». Рефлексия по вопросам воспитателя.
4. Беседа «Красный, жёлтый, зелёный». Уточнить у детей знание значений сигналов светофора;
Развивать внимание. Мотивация «Путешествие в школу пешехода». Беседа о значении сигналов светофора. Словесная игра «Закончи строчку». Демонстрация картинок с изображениями машин по проезжей части, беседа по ним. Рефлексия по вопросам воспитателя.
5. Беседа «Что такое перекрёсток?» Рассмотреть иллюстрацию с изображением оживлённого перекрёстка;
Побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, формировать умение задавать вопросы к прочитанному. Мотивация «В гостях у ребят полицейский». Демонстрация картины с изображением оживленного перекрёстка и беседа по ней. Прослушивание рассказа Н. Калининой «Как ребята переходили улицу».
Беседа по прослушанному рассказу. Рефлексия по вопросам воспитателя.
6. Прогулка «Наблюдение за работой светофора». Закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов. Мотивация «Вы хотите узнать, как работает светофор?». Загадывание загадок о светофоре. Беседа о светофоре, установленном на перекрёстке. Наблюдение за движением пешеходов и транспорта. Чтение стихотворения Сергея Михалкова «Если свет зажегся красный…». Рефлексия по вопросам воспитателя.
7. Образовательная ситуация «Зачем нужны дорожные знаки?» Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Формировать умения практически применять их в разумных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности за свое поведение. Мотивация «Путешествие по улицам родного города». Чтение и обсуждение стихотворения «Светофор». Игра малой подвижности «Светофор». Дидактическая игра «Дорожные знаки». Интерактивная игра «Расставь знаки». Рефлексия по вопросам воспитателя.
8. Рассматривание иллюстраций «Правила дорожного движения» Продолжать развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения. Самостоятельное рассматривание иллюстраций детьми.
9. Рисование на тему «Транспорт на дороге» Развивать умение рисовать машины легковые и грузовые на дороге. Закреплять правила дорожного движения. Поощрять инициативу и творчество детей, помогать реализовать задуманное. Мотивация «В гостях у ребят Дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик». Беседа по теме «Транспорт на дороге». Рассматривание иллюстраций транспорта на дороге. Предварительная беседа по предстоящей изобразительной деятельности. Самостоятельная изобразительная деятельность детей. Указания в процессе рисования - педагог направляет лишь на содержание и возможные пути его выражения. Выставка работ и их анализ.
10. Дидактическая игра «Найди и расскажи». Упражнять в умении находить названный ведущим дорожный знак, рассказывать о его назначении;
Развивать интерес к изучению дорожных знаков. Педагог называет дорожный знак, дети поднимают карточку с изображением этого знака. Педагог спрашивает воспитанников о назначении знаков. Предлагает играющим несколько вспомнить, где стоят такие знаки в своей местности.
11. Д/и «Дорожные знаки» Закрепление знаний о правилах дорожного движения и навыка визуального различения символов на дороге. Самостоятельная игровая деятельность детей.
12. Д/и «Найди дорожные знаки» Активизировать в речи детей слова на дорожную тематику. Уточнить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, обозначения дорожных знаков, сигналов светофора. Развивать навыки общения, внимание. Самостоятельная игровая деятельность детей.
13. Беседа «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города». Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках, сформировать у детей навыки поведения в таких ситуациях. Мотивация «Почтальону Печкину». Беседа о правилах катания детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Демонстрация презентации с изображениями ситуаций при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках и их обсуждение. Рефлексия по вопросам воспитателя.
14. Беседа «Если ты гуляешь один». Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых.
Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми.
Закреплять правило «Не трогать на улице незнакомые предметы». Мотивация «В гостях у ребят Колобок». Беседа о правилах поведения на прогулке, если ребёнок гуляет один. Обсуждение сказки «Волк и семеро козлят». Просмотр и обсуждение презентации «Незнакомые предметы на улице». Рефлексия по вопросам воспитателя.
15. Творческая мастерская «Фликеры» Формировать представления детей о видах СВ – отражателей.
Формировать умения детей изготавливать самостоятельно СВ –фликеры. Повышать интерес детей к проблеме использования СВ - элементов. Мотивация «В гостях у ребят Буратино». Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья». Рассказ воспитателя с использованием презентации «Фликеры». Поэтапное объяснение воспитателя по изготовлению фликера. Самостоятельное конструирование из бумаги. Выставка работ и их анализ.
16. Интерактивные игры «Обойди», «Командир улицы», «Пешеход», «Раскрась правильно», «Парочки», «Это так», «Сможешь узнать?», «Дорога к дому», «Верно-неверно», «Хороший-плохой», «Светофор», «Поставь на место», «Путаница». Закреплять знания о правилах дорожного движения. Формировать умение работать сообща, умение договариваться. Развивать память, мышление, внимание, быстроту реакции. Самостоятельная игровая деятельность детей: индивидуальная и групповая.
17. Итоговое мероприятие - игровая программа «Правила дорожные знать каждому положено». Обобщить знания детей по основам безопасного поведения на улице. Мотивация «Путешествие в страну Почемучек». Интерактивная игра «Виды транспорта на улице». Эстафета «Выложи тротуар из кирпичиков». Дидактическая игра «Назови дорожный знак». Эстафета «Выложи зебру из полосок». Словесная игра «Светофор». Дидактическая игра «Найди пару». Дидактическая игра «Собери разрезанный дорожный знак». Решение проблемных ситуаций «На дороге». Словесная игра «Правила дорожного движения». Рефлексия по вопросам воспитателя. Награждение детей медалями «Знаток дорожного движения».
План работы с родителями (законными представителями)
№
п/п Мероприятие Цель
1. Буклет «Как знакомить дошкольников с правилами дорожного движения». Повышение родительской компетентности в вопросах ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
2. Папка-передвижка «Безопасная улица». Знакомить родителей с правилами безопасности детей на улице.
3. Практикум «Как перейти улицу». Формировать у детей навыки безопасного перехода улицы.
4. Акция «Детское автокресло». Привлечь внимания родителей к проблеме безопасности детей-пассажиров.
5. Буклет "Правила поведения на зимней дороге" Знакомить родителей с формами организации детской деятельности по объяснению правил безопасного поведения на улицах.
6. Папка-передвижка "Правила безопасного поведения на улицах" Повышение родительской компетентности в вопросах безопасного поведения детей на улицах.
7. Папка-передвижка "Ребенок и улица" Повышение родительской компетентности в вопросах безопасного поведения детей на улицах.
8. Акция «Засветись всей семьей». Предотвращение дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников в темное время суток.
9. Игра – КВН «Лучший пешеход». Знакомить родителей с формами организации детской деятельности по объяснению правил безопасного поведения на улицах.
10. Игровой тренинг «Как вести себя с незнакомцем». Знакомить родителей с формами организации детской деятельности по объяснению правил безопасного поведения с незнакоицами.
План взаимодействия с социумом
№
п/п Мероприятие Цель Социальный партнер
1. Образовательная ситуация «Правила дорожного движения». Формировать у детей умение правильно переходить улицу, соблюдая правила дорожного движения. Сотрудники ГИБДД по Семеновскому городскому округу.
2. Квест «Тайны светофора». Знакомить дошкольников с сигналами светофора и правилами перехода улицы, где есть и нет светофора. Сотрудники ГИБДД по Семеновскому городскому округу.
3. Игровая программа «Дорожная наука». Обобщать знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах. Нижегородский культурно-просветительский фонд «Детская инициатива» Театр нового поколения «Зазеркалье».
Продукт проекта : «Фликеры для детской одежды» (изготовленные детьми на творческой мастерской).
Итоговое мероприятие: игровая программа «Правила дорожные знать каждому положено».
Список литературы:
Нормативно-правовые основы :
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" от 31.07.2020 N 304-ФЗ.
Основная литература :
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 144 с.
2. Алексеева Л. Н., Миргородская Л. В., Рязанова Г. И., Старжинская М. А. Возможности дошкольного образовательного учреждения повышению компетентности родителей в вопросе воспитания культуры безопасности у старших дошкольников через педагогическое взаимодействие // Молодой ученый, 2017 – №43. – С. 99-101.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2021. – 64 с.
4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2021. - 40 с.
5. Веракса Н. Е. Инновационная программа дошкольного образования. - М. : Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с.
6. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый, 2014 – №11. – С. 384–386.
7. Полынова В. К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование. Беседы. Игры. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 240 с.
8. Скоролупова О. А. Правила и безопасность. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 144 с.
9. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. ФГОС. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 214 с.