Татьяна Бобохидзе
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «История моей малой Родины — город Павлово» в старшей группе
Структура педагогического проекта.
1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта.
Маленькая родина всё равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренар
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „История моей малой Родины — город Павлово“ в старшей группе» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
История, культура и традиции родного края — это своеобразный «родительский сундучок».
Это — совокупность наследства, оставленного нам предками.
Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов.
Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура.
Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.
Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Актуальность
В первую очередь актуальность данного проекта обусловлена тем, что в последние годы наблюдается недостаточное внимание к вопросам патриотического воспитания в образовательных учреждениях, особенно в дошкольных. Дети, находясь в возрасте, когда формируются основные представления о мире, часто не имеют достаточного представления о своей малой Родине, ее культуре, истории и традициях. Это может привести к недостатку чувства гордости за свою страну и региона, а также к отсутствию интереса к его культурному наследию. Еще актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства.
Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Проект «История моей Малой Родины» Павловский лимон
направлен на устранение этих пробелов, предлагая увлекательные и познавательные активности, которые помогут детям лучше узнать и полюбить свою малую Родину.
Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина, и наша задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!
Начинать воспитание любви к своей Родине нужно с малого. С любви к своему месту, где ты родился и вырос, показать ребёнку красоту родного края.
Все вышесказанное обусловило выбор темы «Воспитание патриотических чувств у дошкольника через привитие любви к родному краю»
Концепция проекта.
Участники проекта : Участниками проекта являются дети старшего возраста – 20 человек, родители воспитанников, воспитатели группы
При ознакомлении детей с культурным обликом города, его достопримечательностями очень важно творчески подойти к проблеме.
При обучении можно использовать такие Инновационные технологии, как технические средства.
В этом поможет презентация и беседа «Знакомьтесь, Павловский лимон», из которой, дети узнают не только о лимоне как фрукте, но и историю появления лимона в нашем городе.
С помощью детей и родителей можно сделать альбом «Город старый – город новый», где поместить иллюстрации с изображением зданий нашего года в прошлом и настоящем.
Дети помогут придумать дидактические игры такие, как: «Узнай и назови», «Собери правильно», «Что слева, что справа».
Игры систематизируют и углубят знания детей о том, чем славен родной город.
Умение ориентироваться в родном городе нам помогают карточки, изготовленные детьми, которые можно использовать как в сюжетно ролевых играх, так ив играх- путешествиях.
Конечно же не обойтись без экскурсии по городу к памятнику «Павловского лимона.
Чтение стихов о родном городе помогут раскрыть перед детьми красоту родного города, научить радоваться ей.
Исследовательский этап позволит расширить представления детей о том, чем славен наш город, а эксперименты помогут узнать необычные и полезные свойства лимона.
Детские рисунки аппликации – ценный материал для составления альбомов детского художественного творчества, такие работы помогут при оформлении книги – итога проекта.
Каждый определённый этап работы закачивается изготовлением страницы книги, в которой дети принимают активное участие.
В книгу можно поместить такие страницы как:
1. Знакомьтесь павловский лимон - историческая справка
2. Дом в, котором появился первый лимон
3. Достопримечательности города - памятник «Павловский лимон»
4. Стихи городе Павлово и о павловском лимоне
5. Значение лимона для здоровья человека
6. Легенда о лимоне
7. Фото поделок родителей вместе с детьми
8. Рисунки детей на тему «Нам не нужен гриппферон, потому что есть лимон».
9. Фотографии с павловским лимоном, принесённые из дома.
Мы уверены в том, вся проделанная работа, поможет сделать так, чтобы дети почувствовали и сохранили на всю жизнь любовь к родному краю. И уезжая, в другие города и страны всегда сохраняли в душе чувство патриотизма и к своей «малой Родине».
Цель проекта : Обогащение знаний у детей о Павловском лимоне, как историческом символе нашего города.
Задачи.
1. Продолжать формировать интерес к «малой Родине».
2. Развивать у детей эмоционально- ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
3. Развивать бережное отношение к поселку (достопримечательностям, культуре, природе).
4. Воспитывать уважение, гордость за землю, на которой живешь.
5. Формировать представление о значении лимона для здоровья человека в современном мире.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную проектную деятельность.
3. Стратегия и тактика проектных действий
Этапы проекта Задачи этапа Проектные мероприятия
Временной отрезок исполнения
Деятельность
Педагога Деятельность
детей
1. Выбор темы 1. Заинтересовать детей.
2. Создать яркие положительные эмоции.
3. Мотивировать детскую деятельность.
4. Дать элементарные сведения о лимоне как историческом символе нашего города, раскрыть значение лимона для здоровья человека. - Изучение знаний, умений и навыков у детей с целью развития нравственно- патриотических чувств.
- Вызвать интерес детей при проведении данной работы.
-Формирование проблемы: однажды, когда мы отмечали день рождение Сони, мама принесла огромный лимон для чаепития. Мы очень удивились, когда она нам сказала, что вырастила у себя на подоконнике.
И мы решили узнать, как появился лимон в нашем городе и какую роль он играет в жизни человека.
Определяется продукт проекта : книга «Павловский лимон».
- Определяется цель создания книги: узнать историю
возникновения Павловского лимона, роль лимона для здоровья человека в современном мире.
Дети проявляют интерес к предлагаемой работе.
Вживаются в игровую ситуацию.
Принимают постановку задач.
Февраль
1
неделя.
2. Подготовка к проекту
Изучение методической литературы и периодической печати о павловском лимоне.
Работа с интернет ресурсами. Отбор содержания деятельности, разработка плана, оценочных материалов, формирование пакета методических и дидактических материалов. Подобрать атрибуты для игровой деятельности.
Составить рекомендации, буклеты, памятки для родителей. - Подбор материала для бесед.
- Подбор литературы.
- Изучение задач работы с детьми. Объединение детей в рабочие группы,
Распределение амплуа. 1
неделя.
3. Реализация проекта
Оказать помощь в решении индивидуальных задач развития.
- Расширять кругозор детей о лимоне как историческом символе.
- Развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать дружеские взаимоотношен
-Подготовка презентации «Знакомьтесь, Павловский лимон».
- Создание альбома «Город старый – город новый», «Достопримечательности города»
- проведение беседы на тему «История возникновения Павловского лимона».
-Экскурсия к памятнику
«Павловский лимон»
- Д / И «Узнай, и назови».
- Д / и «Собери правильно»
- Д / и «Что слева, что справа»
- Подготовка к с / р игра
«Путешествие по городу»
- Чтение стих. Н. Сычаева «Песня о городе Павлове на оке»,
Н. Карнауховой
«Павлово на Оке»
-изготовление схем для конструирования по схеме
«Дом, в котором появился первый лимон»
- Изготовление макета «Улица нашего города»
- Чтение энциклопедии
«Лимон – природный целитель.»
- Проведение опытно – экспериментальной деятельности помощью лимона «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», «Надуваем воздушный шар», «Кипение холодной воды».
- Посадка лимона в группе
- Работа с родителями.
- Привлечение к изготовлению альбомов, дидактических игр.
-Семейный час «А знаешь ли ты свой город»
- Конкурс семейных поделок
«Павловский лимон»
- Выпуск газеты для любознательных родителей
- «Польза лимона»
- активное участие в подборе иллюстраций, открыток с изображением города Павлово в старину и настоящее время, помощь в наклеивании картинок, иллюстраций.
- активное участие в подборе иллюстраций, открыток с изображением достопримечательностей города Павлово.
- участие в изготовлении дидактических игр, игры с разработанными играми.
- участие в изготовлении карт-схем для сюжетно- ролевой игры «Путешествие по городу»
- обсуждение произведений, разучивание стихов о городе Павлово, о павловском лимоне
-постройка домов из модулей, строителя
- активное участие в изготовлении макета «Улица нашего города».
– рисунки детей на тему «Нам не нужен гриппферон, потому что есть лимон»
- аппликация «Лимон» из кусочков цветной бумаги
- активное участие в проведении опытов.
- активное участие в посадке лимона. 4
недели.
4. Подведение итогов Обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребёнка. - Подготовка к презентации страничек книги.
- Презентация книги. 1. Оформляют книгу, готовят к презентации.
2. Представляют книгу зрителям и экспертам. 1
неделя
4. Ожидаемые результаты проекта :
Результаты проекта для :
Детей:
1. Вовлеченность в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
2. Сформированность у детей представлений о родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
3. Умение видеть красоту родного города, радоваться ей; умение ориентироваться по карте схеме города.
4. Расширение представлений о том, что лимон полезен для здоровья человека. Поэтому, кто ест лимоны тот почти никогда не болеет и долго живет.
Родители :
1. Приобщение родителей к жизни дошкольного учреждения
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
3. Сближение с детьми и педагогами групп.
4. Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Воспитателей :
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы в воспитательно - образовательном процессе.
3 Укрепление отношений с родителями : желание чаще проводить совместные детско- взрослые проекты.
4 Желание работать в данном направлении.
Заключение
В заключение данной работы можно подвести итоги, касающиеся важности патриотического воспитания и знакомства детей с культурой их поселка, что является основным направлением проекта. В условиях современного общества, где глобализация и интернационализация становятся все более актуальными, необходимо помнить о значении корней, традиций и культурного наследия, которые формируют личность и идентичность каждого человека. Патриотическое воспитание, как важный аспект общего образования, должно начинаться с раннего возраста, чтобы дети могли осознать свою принадлежность к определенной культуре и региону, а также развить уважение и любовь к своей малой Родине.
В ходе реализации проекта были поставлены четкие цели и задачи, которые позволили структурировать процесс обучения и воспитания. Игровые занятия, разработанные в рамках проекта, включали в себя разнообразные формы работы, что сделало процесс обучения увлекательным и интересным для детей.
Одной из ключевых проблем, выявленных в ходе работы, стало недостаточное внимание к патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Это подчеркивает необходимость разработки и внедрения новых подходов к обучению, которые будут направлены на формирование у детей чувства гордости за свою малую Родину. Важно, чтобы воспитатели осознавали свою роль в этом процессе и активно включались в патриотическое воспитание, используя разнообразные методы и формы работы.
Оценка результатов проектирования показала, что дети стали более осведомленными о культуре и традициях своего региона, а также проявили интерес к изучению истории своей малой Родины. Это свидетельствует о том, что выбранные методы и подходы к обучению были эффективными и способствовали достижению поставленных целей. Важно отметить, что результаты проекта не ограничиваются только знаниями, но и эмоциональным откликом детей, их желанием участвовать в дальнейших мероприятиях и активностях, связанных с культурой и традициями.
Перспективы дальнейшего развития проекта могут включать в себя расширение тематики занятий, внедрение новых форм работы, а также активное сотрудничество с родителями и местными сообществами. Важно, чтобы патриотическое воспитание стало неотъемлемой частью образовательного процесса, и чтобы дети могли не только изучать, но и активно участвовать в жизни своей малой Родины. Это может быть достигнуто через организацию экскурсий, участие в местных праздниках и мероприятиях, а также через сотрудничество с культурными учреждениями региона.
Таким образом, наш проект стал важным шагом на пути к патриотическому воспитанию дошкольников, способствуя их знакомству с культурой и традициями своего региона. Он показал, что через игровые формы работы можно эффективно передавать знания и формировать у детей чувство гордости за свою малую Родину, что, безусловно, является важной задачей для современного образования. Важно продолжать развивать и совершенствовать подобные проекты, чтобы они могли охватывать все большее количество детей и способствовать формированию у них активной гражданской позиции и любви к своей стране.
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.
Но данная работа более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка.
Мы, педагоги, и, конечно же, родители, должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине – России.
5. Ресурсная база проекта.
Материально- технические ресурсы:
использование книг, энциклопедий, дидактических игр, иллюстраций, интернет ресурсов.
Программно – методические ресурсы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
2. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание» Конспекты занятий. – М. : УЦ «Перспектива», 2008.
3. КомратоваН. Г. ,Грибова Л. Д. «Моя малая Родина» Управление ДОУ 2005 г №1.
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Методическое пособие – М:ТЦ Сфера,2007г
5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.
6. Казакова Г. Н. «Особенности патриотического воспитания дошкольников» обруч №6 2003 г.
7. Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста М. Линка – Пресс 2007г.
8. «Энциклопедия необходимых знаний для дошкольников» Москва РОСМЕН 2008 г.
9. Л. Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва РОСМЕН 2008 г.
10.pavlovo.org›
11.limon-citron.ru›ru/pavlovo-lemon.html
12.HomeCitrus.ru
13. https://pavlovo-oka.narod.ru/history.html
6. Возможные риски и способы их преодоления.
Риск: недостаток предметно- развивающей среды.
способ преодоления: пополнение уголка атрибутами и пособиями путём повышения интереса родителей и воспитателей к данной проблеме.