Папки-передвижки

Проект по математическому развитию дошкольников в ДОУ «Математика вокруг нас»

татьяна дорогова
Проект по математическому развитию дошкольников в ДОУ «Математика вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» обособленное подразделение

«Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» Ковылкинский

муниципальный район, Республика Мордовия

Дорогова Татьяна Федоровна, воспитатель

Практика развития воспитания в системе образования.

Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников в ДОУ „Математика вокруг нас“» размещена в разделах

Проект по математическому развитию дошкольников в ДОУ «Математика вокруг нас»

Концепция по дошкольному образованию, требование к обновлению,

содержание дошкольного образования подчеркивает ряд серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. В связи с вышеизложенным меня заинтересовал вопрос: как обеспечить математическое развитие детей, которые соответствуют современным требованиям и подготовить к обучению в школе.

Дошкольник, согласно ФГОС, должен развиваться в пяти образовательных областях: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Исходя из этого, развитие математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это наличие занимательного материал, развивающих игр, разнообразных игровых материалов. Основная цель использования занимательного материала это -формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом обязательным условием является применение воспитателем упражнений и игр для активного проявления познавательной самостоятельности у детей Материалы - занимательные по содержанию, направленные на развитие воображения, внимания, памяти они стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что результат может быть виден при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми.

На мой взгляд, я стараюсь подать материал для формирования математических представлений воспитанникам ярко, нередко используя сюрпризный момент, игровую поисковую ситуацию, вызывая, тем самым в детях заинтересованность и познавательную активность. Большое внимание уделяю эмоциональному комфорту ребёнка в процессе познавательной деятельности.

Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки и создаёт положительный эмоциональный настрой, который повышает её результативность.

Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

По федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования проект – это не программа обучения, а программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей.

Хочется уделить внимание тому моменту, что главное в педагогической работе – это любовь к детям. Если ребёнок чувствует, что его любят, то он будет всё делать, чтобы получить очередную похвалу.

Реализация моей практической работы осуществляется с воспитанниками подготовительной группы 6 – 7 лет, родителями (законными представителями, воспитателями и специалистами ДОУ.

Вид проекта : познавательно – игровой

Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения:

• геометрические фигуры и тела;

• предметные картинки;

• наборы разрезных картинок;

• сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;

• полоски, ленты разной длины и ширины;

• объемные цифры от 1 до 20;

• головоломки;

• фланелеграф, мольберт;

• чудесный мешочек;

• пластмассовый и деревянный строительный материал;

• счётные палочки;

• знаки – символы;

• обучающие настольно-печатные игры по математике;

• мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

• задания из тетради работы;

• простые карандаши; наборы цветных карандашей;

• линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;

• ножницы;

• наборы цветной бумаги;

• наборы цифр;

• строительный игровой набор (объемные тела);

Новизна проекта «Математика вокруг нас» предполагает:

• решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

• содержание программы представлено различными формами организации

математической деятельности через занимательные развивающие игры,

упражнения, задания, задачи - шутки, загадки математического содержания,

которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание

отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес

к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто

интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Актуальность:

Вопрос о создании проекта по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС на сегодняшний день стоит остро, так как с момента введения Федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования поменялись и подходы к обучению и воспитанию.

В связи с этим, актуальность моей темы заключается в том, чтобы научить дошкольников самостоятельно решать интеллектуальные задания.

Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Прививание ребенку знание из области математики, научить его выполнять различные действия – развивает у него память, мышление, творческие способности. Мой проект предполагает личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, а именно ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему, быть партнером, что позволяет детям применить свои способности, развивать свои склонности, сформировать опыт собственной творческой деятельности.

Цели: формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через занимательный материал, повышение уровня познавательной активности детей, развитие способности детей решать логические задачи.

Задачи: создать игровую мотивацию, на основе игрового интереса детей и их эмоций;

• заинтересовать детей изучением математики;

• использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку;

развить познавательные способности у детей;

развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

• формировать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения;

• вовлечение родителей воспитанников в работу по проекту.

• Для достижения поставленных целей, я использую следующие формы и методы при реализации проекта.

Формы:

• традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;

• игровые занятия, которые включают различные виды деятельности:

• познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную,

• конструктивную.

Методы:

1. Словесный (рассказ, объяснение, беседа, устное изложение, диалог);

2. Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции с помощью наглядных материалов : картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов);

3. Практический (выполнение работ детьми по образцу, на заданную тему, по

инструкции).

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

• Изучение теоретической части проекта.

• Выявление уровня формирования математических знаний у детей.

• Разработка плана работы над проектом.

• Создание соответствующей развивающей среды.

2 этап – непосредственно образовательная деятельность в игровой форме:

• Количество и счет.

• Величина.

• Простейшие арифметические задачи.

• Состав числа.

• Сравнение множества.

Математические знаки.

• Геометрические фигуры.

• Ориентировка во времени.

• Ориентировка в пространстве.

3 этап – заключительный.

• Итоговая диагностика детей.

Математический КВН вместе с родителями «Играем в математику».

• Презентация проекта на педсовете ДОУ.

План работы проекта.

1этап.

- Ознакомление в сети интернет с документацией и новых поправках по ФГОС, изучение соответствующей методической литературы.

- Оформление и подготовка дидактического материала.

- Организация творческой и увлекательной атмосферы. Ежедневно учимся считать предметы, разделять их по форме, количеству и цвету.

- Счёт до двадцати, со счётными палочками, соотношение количества предметов и соответствующей цифры, математические знаки, сравнение множества, состав числа.

- Заучивание четверостиший про цифры. Знакомство родителей с требованиями ФГОС на групповых родительских собраниях. Мотивирование родителей к совместной работе и деятельности с детьми.

- Знакомство родителей с нормами развития ребёнка по математике в возрасте

6 – 7 лет.

2 этап.

Мною реализовались следующие мероприятия:

1 блок. Работа с детьми

- Картотека дидактических игр.

- Картотека подвижных игр.

- Картотека математических сказок.

- Картотека загадок.

- Картотека физкультминуток.

- Лепка фигур и цифр из пластилина.

- Логические задачи в стихах.

2 блок. Работа с родителями.

- Совместная творческая деятельность в изготовлении игры «Подбери фигуру».

- Родительское собрание «Веселая математика».

- Картотека консультаций математического характера.

- Досуговая деятельность «Математический КВН».

- Логический штурм «Играем в математику»

3 этап.

- Закрепление изученного материала.

- Учим четверостишия про цифры.

- Создание фотоальбомов, видеороликов и презентаций.

- Создание методической базы по обучению математике детей дошкольного возраста.

- Проведение открытого итогового занятия по математике.

- Презентация результатов проведённого проекта.

В реализации проекта ожидается усвоение детьми первоначальных математических навыков, соответствующих возрастным нормам:

• дети знают числа второго десятка и записывают их;

• понимают независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета.

Умеют:

• использовать и писать математические знаки +, -, =, >, <;

• решать арифметические задачи и записывать решение;

• сравнивать группы одно - и разнородных предметов по количеству;

• устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

• раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 20;

• измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;

• изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;

• определять время с помощью получаса;

• ориентироваться на листе бумаги;

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо : дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи - шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки. Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей, я использую:

- анализ деятельности детей на дополнительных занятиях;

- анализ деятельности детей в процессе занимательных дидактических игр и упражнений;

- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

В качестве критериев оценки уровня математического развития мною использовалась пятибалльная система.

Не все дети одинаково усваивают полученную информацию хорошо, так как хотелось бы. Все это зависит от индивидуальных способностей ребенка, конечно же, этот момент учитывается. Поэтому перед началом работы по проекту на каждого ребёнка я завела диагностические карты, где наглядно отражено качество полученных знаний.

Перспективы массового распространения данного материала состоит в том, что его могут использовать педагоги, дошкольных учреждений, работающие с детьми, родители воспитанников. Разработанное перспективное планирование и конспекты НОД помогут педагогам в работе дополнительных образовательных услуг по формированию элементарных математических представлений детей. Данный проект подтолкнет педагогов образовательных учреждений к поиску новых форм работы с детьми и родителями. Приобщение родителей к совместной деятельности с ребенком при организации досуговой деятельности дома.

В продолжение дальнейшей работы над проектом «Математика вокруг нас» можно предпринять следующие шаги:

• продолжить работу по формированию элементарных математических представлений детей.

• освещать опыт работы проекта «Математика вокруг нас» путём публикаций в районной газете, на сайте ДОУ, на персональной электронной странице https://www.maam.ru/users/1414704

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Дополнительные материалы к курсу «Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации

ФГОС» (элективно для ДОУ); (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». Москва, 2014 г.

3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». - М. : Просвещение 1989 г.

4. Воронина Л. В., Суворова Н. Д., «Знакомим дошкольников с

математикой», Творческий Центр СФЕРА Москва 2011 г.

5. Фалькович Т. А. ; Барылкина Л. П. «Формирование математических представлений 4 - 7 лет» программа по математике. Москва – 2005 г.

6. Тарабарина Т. И. ; Елкина Н. В. «И учеба, и игра: математика. Ярославль – 2003 г.

7. Канашевич Т. Н. «Математика : числа второго десятка» Минск – 2008 г.

8. Колесникова, Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 6 - 7 лет. Москва. ТЦ Сфера 2014 г.

9. Колесникова Е. В. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я считаю до десяти». Москва. ТЦ Сфера 2014г.

Публикации по теме:

Дидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторикиДидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторики Хочу предложить вашему вниманию несколько игр по математическому развитию. 1) Игра "Собери матрешку" (цель: учить детей различать понятия.

Дидактическое пособие лэпбук «Математика вокруг нас»Дидактическое пособие лэпбук «Математика вокруг нас» Предлагаю вашему внимание дидактическое пособие лэпбук «Математика вокруг нас». Оно представляет собой папку, созданную из 4 – х листов.

Конспект НОД по математическому развитию с ИКТ «Задачи на вычитание. Многоугольники»Конспект НОД по математическому развитию с ИКТ «Задачи на вычитание. Многоугольники» Цель :Совершенствовать количественный и порядковый счет Совершенствовать умение придумывать задачи на вычитание по картинке Развивать.

Конспект НОД по математическому развитию «Приглашаем в гости. Поровну, столько — сколько, больше, меньше»Конспект НОД по математическому развитию «Приглашаем в гости. Поровну, столько — сколько, больше, меньше» 2 младшая группа Целевой ориентир: умеет распределять предметы в группы по цвету; сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться.

Консультация для родителей на самоизоляции «Математика вокруг нас»Консультация для родителей на самоизоляции «Математика вокруг нас» Уважаемые родители! Мы с вами живём в современном, быстро развивающемся мире. Мы пользуемся средствами коммуникации, занимаемся шопингом,.

Лэпбук по математике «Математика вокруг нас»Лэпбук по математике «Математика вокруг нас» Лэпбук по математике «Математика вокруг нас» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского.

НОД по математическому развитию «Тренировка космонавтов»НОД по математическому развитию «Тренировка космонавтов» НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в старшей группе по математическому развитию «Тренировка космонавтов» Цель: развивать - восприятие.

Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде»Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде» Участники проекта: дети старшей группы, родители Вид проекта: познавательно – игровой Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь.

Презентация к проекту в 4 классе «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий»Презентация к проекту в 4 классе «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий» Наука математика появилась еще в древние времена, когда возникла необходимость счета, измерения и сравнения предметов. Сначала для этого.

Проект «Математика вокруг нас: составляем сборник математических задач и заданий», выполненный учащимися 4 классаПроект «Математика вокруг нас: составляем сборник математических задач и заданий», выполненный учащимися 4 класса Математика всюду! Где только не встретишь разные числа: на зданиях, школах, на страницах книг и газет, номерах машин, на телефонах. Числа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по математическому развитию дошкольников в ДОУ «Математика вокруг нас»
Опубликовано: 2 февраля 2021 в 18:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по математическому развитию дошкольников в ДОУ «Математика вокруг нас»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна дорогова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД