Томилова Ольга
Проект по краеведению в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Журавль, где ни летает,
всякий раз на родную землю возвращается»
коми-пермяцкая пословица
Время движется вперед, набирая темп, ставя перед нами новые цели и задачи. На многие вещи мы начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.
Публикация «Проект по краеведению в детском саду» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Почему наш детский сад решил работать над этой проблемой? Потому, что развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.
Перед нашим педагогическим коллективом встал вопрос: каким образом расширить знания детей об историческом прошлом своего народа в доступной современному ребенку формах в рамках дошкольного учреждения.
Перед педагогическим коллективом были поставлены цели и задачи на период проведения проекта. Были выбраны направления, методы и приёмы работы с педагогическим коллективом в рамках проекта «Моя малая Родина».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Организация методической работы с педагогами ДОУ по повышению их педагогической компетенции, обеспечивающей реализацию регионального компонента в работе по краеведению.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Организовать эффективную работу по оказанию методической помощи педагогам, основываясь на результатах их диагностики деятельности по краеведению.
2. Повышать педагогическую культуру воспитателей и их краеведческую компетентность.
3. Развивать творческую активность педагогов.
4. Систематизировать работу педагогов по данной теме.
5. Создать банк мультимедийных презентаций для работы с детьми по краеведению.
Обозначившуюся проблему мы решили преодолеть поэтапно.
1Этап. Система работы с детьми.
Методической группой было принято решение включить данный материал 1 раз в месяц как непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию в части «Мир природы. Мир человека», как часть занятия в «художественно – эстетический» блок и один раз в неделю в ежедневное планирование педагогического сопровождения дошкольного (календарное планирование).
Пример:
- «Мир человека» (знакомить детей с народными предметами, с семьей, детским садом, с русскими народными праздниками на Руси, с русскими обычаями и традициями);
- НОД по ознакомлению с основами русской народной культуры и быта (знакомить детей с предметами быта, русской одеждой, убранством русской избы);
- «Художественно-эстетический» блок.
- музыкальные занятия (знакомить с русскими народными инструментами, петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев);
- по изобразительной деятельности (декоративное рисование, лепка.)
(учить расписывать сарафан «дымковской барышни», использовать элементы дымковской росписи; прямые и пересекающие линии, точки, мазки, учить лепить дымковские игрушки и расписывать их, использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек; кольца, дуги, точки, мазки, полоски, круги)
- по ознакомлению с произведениями художественной литературы
(учить пословицы, поговорки, потешки, читать и рассказывать сказки, обыгрывать их в театрализованной деятельности)
Культурно – досуговая деятельность:
- праздники, развлечения, тематические вечера, досуги.
Игровая деятельность:
- театрализация.
- сюжетно - ролевые игры.
- подвижные, народные игры.
2 Этап. Работа с педагогами.
Для педагогов была проведена консультация «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие работы по краеведению», послужившая методическим руководством в работе по обновлению развивающего пространства ДОУ.
3 Этап. Создание предметно-развивающей среды.
Для приобщения детей к истокам русской народной культуры необходимо, чтобы окружающие их предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность. Чтобы погрузить дошкольников в мир русской культуры мы пересмотрели и дополнили развивающие центры и уголки.
В центре книги организовали работу детской мини библиотеки русских народных сказок, былин, легенд. На примерах прочитанных легенд, былин воспитатель показывает красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки. Дополнили краеведческим материалом о Колышлейском районе, о достопримечательностях Пензенской области.
Для музыкального уголка мы подобрали материал для разучивания и прослушивания песен о Родине, песен военной тематики, об армии, русских народных песен, танцев, хороводов, знакомство с русскими народными инструментами, Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам.
В уголках ИЗО деятельности обновили «Полочку красоты», добавив предметы декоративно-прикладного искусства.
На прогулках знакомим детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм. Сколько радости, веселья доставляют детям такие игры, как «Ручеёк», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т. д.
4 Этап. Наши традиции.
Уже стало традицией в нашем детском саду славить Осень, встречать Новый Год, провожать зиму на Масленицу, украшать березку в Троицу. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Рассказываем о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны. Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям. На Троицу рассказываем о традиции народных гуляний, о березе - главной героине этого праздника. Разучиваем хоровод о березке, загадки о березе, о лете.
Стало традицией посещение ветеранов, экскурсии к Вечном огню, в музей, детскую библиотеку, в пожарную часть.
5 Этап. Работа ДОУ с родителями.
Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками во время их подготовки. Мы используем разнообразные формы, как традиционные, так и не традиционные. Так педагогами было предложено родителям совместно с детьми изготовить инструменты - шуршалки, гремелки, бренчалки, шумелки, и они с удовольствием отозвались. Таким образом появились в нашем народном оркестре баночки из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги. Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: рисунков и поделок.
6 Этап. Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т. п.) Наше ДОУ сотрудничает с музыкальной школой, центром внешкольной работы- ДШИ, ДДТ, Воскресная школа.
В результате работы над проектом педагоги обогатили свои знания об истории, природе, достопримечательностях родного края. Повысили свою педагогическую компетентность не только в знаниях, приобретённых в ходе реализации проекта, но и в умении проектировать способы решения проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы. Повысился общекультурный уровень педагогов, они стали более уверенно продуцировать идеи, анализировать, выбирать оптимальные решения. При выработке рекомендаций к подбору методов и приёмов работы у них сформировались проектировочные умения. Планировочные и организационные умения проявились при работе над разработкой и осуществлением педагогических проектов по краеведческой деятельности. Развились презентационные умения педагогов. Педагоги проявили творческую активность в обновлении развивающей среды групповых комнат, пополнили свои методические копилки материалами по краеведению.
Деятельность педагогов в осуществлении общего направления способствовала их самообразованию.
Для педагогов была проведена консультация «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие работы по краеведению», послужившая методическим руководством в работе по обновлению развивающего пространства ДОУ.
Прошли открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности, целью которых было стимулирование творческой активности педагогов по изучению родного края, реализация и развитие творческой инициативы педагогов ДОУ по краеведению и распространение педагогического опыта.
Параллельно с методической работой педагогами осуществлялась работа с детьми по ознакомлению с родным краем. Итогами данной работы стали проведение праздников, гостиных, оформлении фотовыставок, выставок детского творчества, проведение экскурсий, выставок.
В ходе реализации проекта методическом база ДОУ обновилась информационными материалами, соответствующими теме проекта. Были систематизированы новые методические материалы, обновился дидактический материал, пополнился банк мультимедийных презентаций ДОУ.