МААМ-картинки

Проект по изобразительному творчеству «Приобщение детей 4–5 лет к традициям художественной культуры Урала«

Чернышова Александра
Проект по изобразительному творчеству «Приобщение детей 4–5 лет к традициям художественной культуры Урала«
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по изобразительному творчеству

«Приобщение детей 4-5 лет к традициям художественной культуры Урала: Урало-Сибирской росписи».

1. Авторы проекта : воспитатель Фролова Е. В., воспитатель Чернышова А. В.

2. Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц).

3. Вид проекта : информационно – творческий.

4. Участники проекта (взрослые, дети): дети средней группы (4 года, воспитатели группы, родители.

5. Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : познакомить детей с национальной Урало-Сибирской росписью и её применению для создания уникальных декоративных предметов.

Темочки:

Цель: развитие творческих способностей детей 3-4 лет, формирование представлений детей о видах народного творчества родного края, знакомство с «Урало-Сибирской росписью».

Задачи по ФОП:

Приобщение к искусству:

Формирование интереса к народному искусству, представлений о средствах выразительности.

Рисование:

Предметное рисование. Передача в рисунке образов предметов, объектов, персонажей, отличие изображаемых предметов по форме, величине, пропорциям частей, передача движений фигур, овладение композиционным умениям.

Сюжетное рисование. Создание сюжетных композиций на темы окружающей жизни, располагая изображения по всему листу, соблюдая соотношение объектов относительно друг друга.

Декоративное рисование. Закрепление представлений о народной Урало-Сибирской росписи, умения создавать изображения по ее мотивам, ритмично располагая узор.

Народное декоративно-прикладное искусство;

Создание узоров на разных поверхностях по мотивам народных росписей: Урало-Сибирской росписи.

В области формирования основ гражданственности и патриотизма:

* обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности;

* развивать у детей эстетические чувства при восприятии народного декоративно-прикладного искусства; содействовать возникновению положительного

эмоционального отклика на красоту окружающего мира, выраженного в произведениях искусства;

* формировать патриотическое отношение и чувство сопричастности к природе родного края,

Аннотация:

Формирование основ художественно-эстетического восприятия мира необходимо развивать у детей с детства, а развивать их можно через различные формы деятельности: игра, театр, изобразительная деятельность, любая продуктивная деятельность. Чем больше ребенок будет видеть, слышать, тем шире будут его знания, безграничней фантазия. Занятия художественным трудом (рисование, лепка, аппликация) дают ребенку те необходимые знания, умения, которые необходимы для полноценного развития, для того чтоб ребенок почувствовал красоту и гармонию окружающего мира, лучше понимал себя, выражал свои чувства, эмоции, идеи и фантазию. Также на занятиях художественным творчеством происходит знакомство детей с культурой своего народа, обычаями, традициями. Именно народное творчество обладает очень большой силой воздействия на эмоциональную сферу ребенка, является основой для формирования духовного мира ребенка. Народное творчество является одним из самых доступных и понятных для детского восприятия, помогает раскрыть красоту окружающего мира, получить новые знания о родном крае. Для этого нами был разработан проект «Волшебные краски».

Проект направлен на ознакомление детей с творчеством мастеров «Урало - Сибирской росписи». Декоративная роспись Урала - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. В ходе проекта дети ознакомятся с историей, обычаями и традициями предков, отличительными особенностями «Урало – Сибирской росписи».

Многие отечественные педагоги и ученые (А. В. Бакушинский, Е. А. Флерина, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и др.) отмечают, что все виды изобразительного искусства развивают у ребенка чувство прекрасного, и именно народное декоративно-прикладное искусство помогает воспитать в детях понимание культуры своего народа, чувство любви к Родине, гордость за свою малую родину, чувство патриотизма. Воспитание патриота своей Родины стоит одной из главных задач в воспитании современных детей.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта;

- информационные стенды для родителей и детей с описанием предстоящей проектной деятельности;

- репродукции образцов декоративно-прикладного творчества;

- слайды и видео фильм об Урало-Сибирской росписи и соответствующее оборудование для их демонстрации;

- картонные заготовки под роспись (сова, кошка и т. п.).

Этапы проекта:

I Этап – Подготовительный.

*Выбор темы проекта, определение цели и задач проекта;

*Изучение материалов по Урало – Сибирской росписи;

*подбор наглядного материала (картинки, народная утварь расписанная в стиле Урало-Сибирской росписи);

*подбор литературы (произведения уральских писателей)

*изготовление дидактических игр.

*подготовка консультации для родителей.

II Этап Основной. Практический.

№ занятия Цель Этапы занятия Схема

1.

Знакомство с Урало-Сибирской росписью. Познакомить детей с народно-прикладным творчеством народов родного края, познакомить с историей возникновения Урало-Сибирской росписи.

В гости к ребятам приходит старичок домовой и зовет их попутешествовать в прошлое. Рассказывает им сказку о Еремее, и показывает волшебные рисунки Урало-Сибирской росписи. Приложение 1.

Сказка о Еремее.

Приложение 1.

СКАЗКА.

Жил в наших краях старик один и звали его Еремей. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках, озёрах ловил, тем и кормился. Домишка хоть у него крепкий был, да тёмный неуютный. Плохо в нём жилось Еремею. Сядет Еремей чаю попить, а тут нечисть начинает всякая выползать, то кикимора болотная говорит зачем без меня чай пить сел. То черти из печки выпрыгивают, угольками балуются. То пауки да тараканы по стенам бегают. Терпел, терпел Еремей да вон из дому то и убежал. Бродил по лесу Еремей, устал сел на пенёк,вдруг видит стоит неподалёку от него человек росту небольшого. Ты кто спрашивает Еремей.

Я – домовой отвечает человек. Только не при деле стою жду может кто в к себе домой позовёт. А ты, что тоже бездомный?

Да дом то есть только не гоже там и рассказал Еремей всё. Эта беда не беда помочь могу,только позови. Согласился дед. Пошли они к дому и слышат будто дом ходуном ходит. Домовой хитёр был и позвал он на помощь сову. Сова как ухнет Кикимора то и покатилась из дома прямо в болото. А черти как и прыгают уходить не хотят. Домовой не растерялся расстегнул жилетку, а от туда голуби полетели белые да давай чертям в глаза клевать по дому гонять. Тут домовой как присвистнет и полезли по стенам вьюны да цветы красивые Черти из дому то и побежали. Еремей стал домового то благодарить, а тот говорит ему подожди иди ложись спать утро вечера мудренее.

Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал, все стены,углы и простенки, потолки да двери узорами изукрашены! И так ему хорошо да легко на душе, что не высказать словами (слайд №8) .

С тех пор домовой и дед Еремей вместе жить стали. Только домового никто не видит. Домовой он на то и домовой чтоб хозяину помогать, да дом в порядке содержать.

2. Дорожка для котенка. Познакомить детей с элементами росписи. Освоение нетрадиционной техники рисования пальчиком с набором на палец двух цветов краски.

К ребятам приходит котенок, который заблудился и не может найти дорожку до дома, ведь дорожка по которой он пришел не простая, а волшебная, она состоит из двух смешанных цветов. Просит ребят помочь ему.

Дети учатся набирать на один пальчик сразу два цвета краски (краски заранее подготовлены, два цвета краски располагаются рядом, ребенок старается пальчик окунуть в краску между двух цветов).

3. Ягодная веточка Знакомство детей с такими элементами Урало-Сибирской росписи, как ягодка. Учить детей нанесению узора кистью двойным мазком (учимся рисовать круглешок). Учить дорисовывать (выполнять подрисовки черной краской).

К детям в гости приходит старичок домовой, и жалуется, что не нашёл в лесу ягодки. Просит помочь ему. Рассматривание картинок с изображением ягод в домовой утвари в стиле Урало- Сибирской росписи. Рассматривание схемы с поэтапным рисованием ягодки.

4. Шубка для Совы Закрепить знание отличительных особенностей Урало-Сибирской росписи. Закрепление умения нанесению узора кистью двойным мазком, учить росписи на шаблоне, составление композиции. Продолжать учиться выполнять подрисовки. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Воспитатель заостряет внимание детей на звуках, которые слышны (Уханье совы). К деткам прилетает печальная сова, жалуется, что у нее нет красивой шубки с перышками, та же беда и у ее братьев и сестер. Исчезли куда-то их шубки, а им очень хочется шубку из красивых перышек. Ребятки решают помочь, нарисовать перышки на заготовках сов. Приложение 3. Шаблон совы. Схема изображения перышек с подрисовкой. Изображение различных птиц в Урало – Сибирской росписи.

5. Ярмарка работ. Продолжать закреплять умение нанесения узора кистью двойным мазком. Закрепить умение выполнения подрисовок. Учиться составлять композицию.

Учить любоваться готовыми работами.

Ярмарка работ. К ребяткам приходит старичок домовой и печалится, что в его доме исчезли все рисунки, и закончились краски, просит помочь детей украсить его дом. Дети рассматривают домовую роспись. Затем на заготовках (дощечки) дети выполняют рисунки применяя технику которую изучили.

Мониторинг.

Мониторинг результатов это проверка сформированности представлений у детей об Урало-Сибирской росписи, эстетических знаний, художественных умений и навыков, творческого опыта.

Методы:

* беседа по выявлению сформированности представлений о промысле;

Дети отвечают на вопросы:

название росписи - Урало-Сибирская;

как называли мастеров, которые выполняли роспись - красильщики;

где, на каких бытовых предметах выполняли роспись – на стенах, на посуде, деревянных изделиях металлических изделиях;

особенность нанесения красочного мазка – на кисточку берут сразу два цвета, на палитре делают дорожку для плавного перехода цветов.

*наблюдение за проявлением любознательности и активности, эмоциональной отзывчивости; (дети с удовольствием выполняют данный вид росписи)

* самостоятельность выполнения творческой работы (дети самостоятельно выполняют роспись, применяют роспись в своих рисунках, поделках).

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народному творчеству и традициям»Мастер-класс для родителей «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народному творчеству и традициям» Мастер –класс «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народному творчеству и традициям» Цель: повышение родительской компетентности.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по изобразительному творчеству «Приобщение детей 4–5 лет к традициям художественной культуры Урала«
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 16:56
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по изобразительному творчеству «Приобщение детей 4–5 лет к традициям художественной культуры Урала«» (включая файлы) размещена пользователем Чернышова Александра (УИ 3133566) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД