Татьяна Янишаускене
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители
Система и последовательность работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей:
- Семья
- Детский сад
- Родной город
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка (конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы
Беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ, творческая речевая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, сочинение рассказов и сказок о семье, фотоконкурсы, экскурсии.
Тематическое планирование
Сентябрь
«Моя семья»
1 встреча
- Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
- Рисование на тему «Ты и твое имя»
- Слушание и исполнение песни «К нам гости пришли» А. Александрова.
2 встреча:
- Беседа «Мой дом, моя семья»
- Рисование на тему «Я и моя семья».
- Слушание и исполнение песни В. Иванникова «Самая хорошая»
- Рассматривание фотографий «Где мы отдыхали летом»
Октябрь
«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».
1 встреча:
- Прогулка по улице Вагнера (улица, на которой находится наш детский сад)
- Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
2 встреча:
- Беседа на тему «Наши добрые дела»
- Музыкально-ритмическая игра «Дружные ребята», подвижная игра «Как живешь?»
Ноябрь
«Я живу на земле Калининградской»
1 встреча:
- экскурсия по городу «Калининград»
- рисование и выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»
2 встреча:
- Просмотр видеофильма «Моя планета – Калининград. Янтарный город»
Декабрь
«Наша Родина – Россия»
1 встреча:
- беседа на тему «Москва – столица нашей Родины». Герб, флаг, гимн России.
- Знакомство с «Конвенцией о правах ребёнка»
2 встреча:
- Рассматривание произведений искусства В. Васнецова «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке»
- Рисование «Русский национальный костюм»
- Слушание: Ю. Чичков «Ромашковая Русь», М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
- Русские народные игры
Январь
«Наши праздники»
1 встреча:
- Рождественские колядки.
- Игры, хороводы, русский фольклор
2 встреча:
- Встреча Масленицы. Народные заклички, хороводы, игра «Гори, гори, ясно!»
- Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
Февраль
«День защитника Отечества»
1 встреча:
- рассматривание картин из серии «Защитники Родины»
- подвижные игры «Самолеты», «Чье звено скорее соберется»
2 встреча:
- участие в конкурсе музыкально-литературных композиций, посвященных ВОВ
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1 встреча:
- беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
- составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
2 встреча:
- рисование «Портрет моей мамы»
- чтение стихов о маме
- пение «Мамин праздник» Ю. Гурьевой, С. Вигдорова
Апрель
«Родная природа»
1 встреча:
- беседа о природе Калининградской области, показ иллюстраций и фотографий.
- рисование пейзажей на тему «Родная природа»
- слушание музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года»
2 встреча:
- поход с детьми в малый ботанический сад
Май
«Этот день победы»
1 встреча:
- беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
- экскурсия к памятнику погибших воинов во время ВОВ
2 встреча:
- рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
- слушание и пение фронтовых песен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к гражданско-патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему гражданско-патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Ожидаемые результаты
По итогам участия в проекте дети обогащаются знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по патриотическому воспитанию:
• Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знакомятся с историей, достопримечательностями, знаменитыми людьми.
• Имеют представления о природных богатствах края.
• Проявляют интерес к стране, в которой живут.
• Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.
Итогом проекта станет постановка литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы, которая будет представлена на конкурсе музыкально-литературных композиций, а также в стенах детского сада.