Татьяна Щепалова
Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе «Школа юного банкира»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №6 «Колокольчик»
Общеразвивающего вида города Фурманова
Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе «Школа юного банкира»
Щепалова Татьяна Владимировна
2022год
Название проекта : «Школа юных банкиров».
Публикация «Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе „Школа юного банкира“» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Автор проекта : воспитатель Щепалова Т. В. МДОУ Д /С №6»Колокольчик», город Фурманов, Ивановская область.
Цель проекта : ознакомление и создание мотивации для повышения финансовой грамотности детей подготовительной группы.
Задачи:
1. Образовательные: дать детям доступные представления об финансовых понятиях : труд, продукт труда, зарплата, деньги, валюта, семейный бюджет, доходы, расходы, пенсия, стипен-
дия, карта, перевод, сберкнижка.
2. Развивающие: развивать познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности, развивать внимание, мышление, воображение.
3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе игровой деятельности, формировать правильный подход к своим желаниям, учитывая бюджет семьи, воспитывать положительные взаимоотношения детей.
Вид проекта : информационно – познавательный.
Срок реализации: 1 неделя, с 12.04.2021 – 16.04.2021гг.
Участники: воспитатель, дети и их родители.
Актуальность:
Финансовое просвещение детей дошкольного возраста – новое направление в дошкольной педагогике. Дети с раннего возраста включаются в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями за покупками в магазин, знакомятся с деньгами, овладевают простейшими экономическими знаниями. Очень важен для своих детей пример родителей. Родители должны объяснить своему ребенку, что для того, чтобы приобрести что – то, нужно потрудиться, и заработать на это деньги. Дети должны знать о возможностях своей семьи, научиться жить по средствам, зарабатывать больше, а тратить меньше. Дети должны знать, что достаточное количество денежных средств открывает перед ним большие возможности, способные дарить радость. Люди, уверенные в своем финансовом будущем, чувствуют себя более уверенными, планируя свое будущее. Поэтому нужно знакомить детей с навыками грамотного пользования средствами, которые будут зарабатывать во взрослой жизни. Так же нужно обратить внимание на формирование нравственных понятий: честность, порядочность, обязательность, законопослушность, взаимопомощь.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Интеграция образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Формы реализации проекта :
беседы, непосредственная образовательная деятельность, чтение художественной литературы, экскурсии, игры, работа с родителями.
Планируемые результаты:
- Дети получают первый финансовый опыт.
- Дети получают первоначальные представления об экономических понятиях:
труд, результат труда, зарплата, деньги, валюта, семейный бюджет, доходы, расходы, пенсия, стипендия, карта, перевод, сберкнижка.
-Воспитанники проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности, развивается познавательный интерес, мышление, воображение, внимание.
- Родители получают дополнительные знания по финансовой грамотности детей.
Этапы проекта :
1 этап - организационный:
- сбор материала, необходимого для реализации проекта.
- подбор художественной литературы для детей.
- подбор необходимого оборудования для игровой деятельности.
- дать информацию родителям о планировании работы с детьми по проекту.
- создание и расширение развивающей среды.
2 этап – практический:
- изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, беседы, экскурсии, дидактические, сюжетно – ролевые игры, продуктивная деятельность, решение проблемных ситуаций, реализация проектных мероприятий в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми.
3 этап – заключительный:
- подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно – ролевой игры «Сбербанк».
Перспективный план:
1день – понедельник 12.04.
Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товаров, о банке «Жила – была денежка».
НОД «Дом, в котором живут деньги».
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, сберкнижка, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг, производит обмен валют).
Материал: картинки с изображением героев.
Просмотр мультфильма «Богатый бобренок». Серия «Путешествие рубля».
Д/И «Купи подарок другу. (маме, папе, сестренке, братику, бабушке, дедушке).
Цель: учить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка).
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
Д/И «Груша - яблоко».
Цель: продолжить учить считать деньги и ресурсы.
2день – вторник 13.04.
Чтение произведения К. Чуковского «Муха -Цокотуха».
НОД «Семейный бюджет. Доходы и расходы».
Задачи: познакомить детей с понятиями : семейный бюджет, доход, расход, стипендия, пенсия, заработная плата. Воспитывать чувство меры в своих желаниях, правильное отношение к деньгам.
Д/И «Бюджет моей семьи».
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; воспитывать основы экономической культуры дошкольников, уважение к людям труда.
Рефлексия: Решение проблемных ситуаций на тему «Семейный бюджет».
Д/И «Угадай, где продается».
Цель: учить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развивать умение обобщать группы.
Продуктивная деятельность: изготовление банковских карточек, чеков для с/р «Сбербанк».
Настольно – печатная игра «Монополия».
Цель: Сформировать навык экономического мышления и рационального использования ресурсов. Способствовать формированию четкому представлению детей, что для достижения поставленной цели необходимо продумать тактику своего поведения.
3 день – среда 14.04.
Презентация «Семейный бюджет».
Д/И «Услуги и товары».
Цель: познакомить детей с понятием, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Экскурсия к банкомату.
Познакомить детей с новыми словами, объяснить их значение (банковская карта, перевод, сберкнижка, валюта).С помощью наглядного материала (банковская карта) дать детям представление как пользоваться настоящими деньгами.
Д/И «Что важнее».
Цель: учить дифференцировать предметы о степени их значимости, уметь делать выводы, закрепить умение ориентироваться в понятиях «роскошь» и «жизненно – необходимые предметы».
4 день – четверг 15.04.
Просмотр мультфильма «Богатый бобренок» серия «Профессии в наших семьях. Роль профессии».
Д/И «Таблица расходов».
Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.
НОД художественное творчество (аппликация) «Расходы моей семьи».
Цель: закрепить полученные знания о семейном бюджете. Развивать познавательную активность, творческие способности, уметь объяснить, на что расходуются бюджетные средства. Воспитывать правильное отношение к деньгам.
Д/И «Школа банкиров».
Цель: закреплять знание детей о цифрах, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер; закрепить последовательность дней недели.
5 день – пятница 16.04.
Беседы с детьми «Хорошо - плохо», «О рекламе товара», «Для чего нужна реклама».
Цель: познакомить детей с понятием реклама товара, для чего она нужна. Воспитывать у детей творчество, интерес к экономике.
С/Р игра «Сбербанк».
Цель: расширять первичное представление о банке и проводимых в нем операциях (вклады, займы, кредиты, обмен валют, выдача зарплат,оплата коммунальных и прочих услуг).
Рефлексия: дети заполняют «экран настроения» смайликами – монетками.
Список литературы
Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности»// Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получения дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Высшая школа, 2007. – 48с: ил
Интернет ресурсы.
Конспект сюжетно – ролевой игры «Сбербанк».
Ход:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, мне сегодня почтальон принес квитанцию по оплате за электроэнергию. Я не знаю, где можно оплатить? (в кассе, где принимают платежки, в банке). А что вы знаете о банке? (о. д). Верно, банк - финансовая организация, основной функцией которой, является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются и предоставляют тем, кому необходимы. Ребята, кто работает в банке? (о. д).Кто такой оператор? (о. д). Оператор – это человек, который работает с людьми, выслушивает клиентов, совершают необходимые операции: принимают деньги от клиентов, обменивают валюту на рубли и наоборот, производят оплату по квитанциям. Кто такой менеджер (о. д). Менеджер –это человек, который выдает кредиты. Кто приходит в банк, чтобы снять деньги? (о. д).Такого человека называют клиент. (индивидуальное и коллективное проговаривание).Ребята, вы хотите стать работником банка? Давайте немного разомнемся.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеют денежку считать
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
Прежде, чем мы начнем игру, нам нужно выбрать работников Банка. Давайте выберем наших работников с помощью считалочки.
Шла собака темным лесом
За каким – то интересом
Инти, инти, интерес
Выходи на букву «С».
- Я буду администратором, следить за порядком. Итак, занимаем свои рабочие места. В 9.00 ч банк открывается. Уважаемые клиенты, наш банк начинает работать, проходите, пожалуйста.
Оператор: Здравствуйте, чем могу помочь?
Клиент: Здравствуйте, мне нужно оплатить квитанцию за коммунальные услуги.
Оператор: Назовите ФИО, адрес. С вас 3рубля.
- Хорошо, получите, спасибо. До свидания.
Оператор: Здравствуйте, слушаю вас?
- Мне нужно оформить кредит на покупку автомобиля.
Оператор: Какую сумму хотите взять?
- 5 рублей.
- Хорошо. Назовите ФИО, Адрес, место работы, сколько вы зарабатываете? Хорошо, получите 5 рублей. До свидания.
Клиент: Здравствуйте, я хочу снять деньги сберегательной книжки.
Оператор: Здравствуйте, назовите, пожалуйста, ФИО, адрес. Сколько будете снимать?
- 8 рублей.
- Хорошо, распишитесь, получите.
Оператор: Здравствуйте, слушаю вас?
Клиент: Здравствуйте, мне нужно отправить деньги моей сестре в другой город.
Оператор: Сколько вы хотите перевести? Назовите ФИО вашей сестры, где проживает. Назовите ее адрес?
- Деньги отправлены.
- Спасибо, до свидания.
Оператор: Здравствуйте, слушаю вас?
- Здравствуйте, мне нужно обменять валюту.
Какую валюту вы хотите обменять на рубли?
- Пожалуйста, возьмите деньги и проверьте в правильности выдачи. Спасибо. До свидания.
Администратор: Уважаемые клиенты! Наш рабочий день подошел концу. Будем рады вас видеть снова в нашем банке.
Воспитатель предлагает убрать атрибуты, расставить все по местам. Предлагаю обсудить с детьми впечатления от участия в игре. Какая роль больше понравилась, что нового узнали о работе банка, в чем затруднились? (выслушиваю ответы детей). Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы играли. Предлагаю выбрать смайлики (грустные – не понравилось играть, веселые – понравилось играть, еще желают поиграть).