татьяна иванова
Проект по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения –приоритетное направление современной образовательной политики. В программных документах Правительства Российской Федерации (Закон РФ «об образовании», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, «Национальная доктрина образования РФ до 2025года», «Концепция духовнонравственного развития и воспитания гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») проблема воспитания личности,укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, рассматривается как условие стабильного развития общества,идущего по пути модернизации и социально-экономических преобразований,его способности противостоять внешним вызовам. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования определяет пути духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства,Формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа,отечественных традициях и праздниках. Подчеркивается необходимость учета этнокультурного контекста для передачи из поколения в поколение опыта, традиции и видения мира. Так, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» сформулирован современный национальный воспитательный идеал : «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,принимающий судьбу отечества как свою личную,осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством,является звеном системы духовно-нравственных ценностей России, сложившейся в процессе культурно-исторического развития,и находится на ряду,с такими ценностями как,человеколюбие, честь, совесть,воля,вера в добро. Формирование высокого уровня духовно-нравственного развития и чувства причастности к историко–культурной общности народа и судьбе России,является одной из главных задач современного образования. Именно в дошкольном возрасте формируются духовные ценности,усвоенная в детстве информация отличается хорошей психической устойчивостью. поэтому дошкольным учреждениям отводится особая роль в развитии у детей духовно-нравственных качеств : национальной гордости и достоинства,сознательности,ответственности за свои поступки,целеустремленности в достижении результата. Срок реализации: с сентября по апрель. Участники проекта :дети подготовительной группы,родители воспитатели. Цель проекта : воспитание у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств, любви к Родине и семье – уважительного отношения к труду, культурному наследию, истории России.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
Задачи:
приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
вводить детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью,
познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа; формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями; помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка; привлекать педагогов, на основе приобщения к традициям православной культуры, в становлении детей их родителей (законных представителей) к участию в конкурсах, фестивалях, акциях, воспитательных мероприятиях православной, патриотической и культурологической направленности; организовывать просветительские экскурсии (с согласия родителей). Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие художественно-эстетическое развитие, физическое развитие Принципы духовно-нравственного воспитания : природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту); культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры); гуманистическая направленность воспитания (реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром) Ожидаемый результат: Воспитанники имеют представления : • о духовных и нравственных ценностях; • об основных православных праздниках; • знакомы с историей и культурой своей страны; • умеют беречь и поддерживать красоту; • проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадуются ; • стремятся к добру и неприятию зла Родители: • являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; • понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовно – нравственные ценности; • сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовнонравственных ценностей у воспитанников; • воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру. Педагоги:
• повышение компетентности педагогов ДОУ по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Реализация проекта :
1. Организационный этап Предварительная работа с семьями воспитанников : согласия родителей (участие детей и семей в данном проекте, экскурсии в храм
,• мероприятия согласно календарному планированию); анкетирование;• беседы, консультации;
• нормативно-правовое обеспечение организации проекта;
• 2. Основной этап Разработка и практическая реализация данного проекта (тематическое• планирование работы с детьми и родителями). Формирование системы сотрудничества с родителями по вопросам духовнонравственного воспитания; информационно-просветительская и культурнопросветительская деятельность. • Активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ. • Пополнение художественной литературы для чтения детям, обновление• информации в родительских уголках Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический. Наглядно-действенный метод используется во время чтения педагогом художественной литературы, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми, рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях, проведения дидактических и музыкально-дидактических игр. Словесно-образный: Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией, ответов на вопросы педагога, детей, проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др., сообщения дополнительного материала воспитателем, загадывания загадок, рассматривания наглядного материала, рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок, разбора житейских ситуаций, рассказов детей о своих впечатлениях, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров Работа с родителями проходит в форме анкетирования, родительских собраний, бесед, оформление папок – передвижек («Роль религиозных праздников в семье», «Праздник Пасхи», «Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей», «Праздник Рождества Христова», «Православное воспитание детей» и т. п.) Практический метод используется, когда необходимо организовать продуктивную деятельность, провести игры: со строительным материалом, дидактические, подвижные, и др., организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей; изготовить с детьми наглядные пособия; организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника, ручной труд (Рождественская открытка и т. д.). 3. Итоговый этап • Анализ и подведение итогов проекта. • Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями. Результативность и эффективность проекта можно выявить путем диагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до начала введения данного проекта и после – итоговая диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей. При проведении диагностического обследования используется следующий диагностический инструментарий: Показатели духовно – нравственного развития дошкольников: 1. Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др. 2. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность. 3. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность). 4. Бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду. 5. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. 6. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду. 7. Активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности. 8. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений. 9. Приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. 10. Ответственность за свои дела и поступки. 11. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.
Анкета для родителей
. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Троица и др.? (необходимое подчеркните). а) да, это традиция нашей семьи б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи в) мы не празднуем эти праздников г)другойответ ___ 2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования высоких духовно – нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте? а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей б) мы все больше в этом убеждаемся в) с этим утверждением мы не согласны г) другой ответ ___ 3. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа б) да, мы с этим согласны) нет г) другой ответ ___ 4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду? а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие в) мы категорически с этим не согласны г) другой ответ ___ 5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду? а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике б) это воспитатели нашей группы в) мы справимся без помощи детского сада Основная часть. Этап Мероприятия Задачи 1. Подготовительный. Сентябрь 1. Информирование родителей 2. Подготовить экскурсию в Храм села Покровского 3. Подобрать соответствующую литературу по теме духовно-нравственного воспитания. 4. Отобрать видеоролики по теме духовно- нравственного воспитания. 5. Дать задания родителям подготовить альбом традиции нашей семьи. 6. Создание проблемной ситуации для детей на решение которой будет направлен проект используя модуль вопросов: - Семья -Дружба -Вежливость -Взаимопомощь -Доброжелательность -Правда-неправда -Трудолюбие -Милосердие -Дружелюбность 7. Разработка проекта Выявить уровень знаний у детей по данной теме,вызвать у детей интерес,желание и стремление к духовно-нравственному развитию. Обсудить с детьми этапы работы над проектом. 2. Основной Октябрь. 1. Консультация для родителей «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, Довести до родителей информацию о важности духовно нравственного воспитания дошкольников. повышать компетентность родителей по данной теме. Ноябрь радости и восхищения; сознание жизни…» Ш. А. Амонашвили 2. Беседа с детьми «Православный праздник Покров» 3. Занятие из цикла :устроение отношений в мире. «Что такое хорошо и что такое плохо?» 4. заучивание стихотворений: К. Бальмонт «Осень» ;И. Бунин «Лес точно терем расписной». 5. Игры : «Кто сильнее», «Карусель», «Горшки» и другие. 1. занятие : «Моя семья. Отношения родителей и детей» 2. Беседа:Как дети могут заботиться о взрослых? 3. Выпуск газеты детей с мамами : «Поделись улыбкою своей и она не раз к тебе вернется» 4. Создание альбома : «Традиции нашей семьи» 5. Прослушивание композиций П. И. Чайковского времена года : «Ноябрь». Изготовление игры: «Семейное лото». Рассказать детям о истории и смысле православного праздника Покров. Познакомить детей с нормами этики, обьяснить,как были устроены отношения в красивом добром мире, почему они изменились?напомнить,что в душе каждого человека горит неугасаемый огонек совести, который подсказывает, что хорошо,а что плохо. С помощью беседы о роли семьи,рассматривания дидактического материала на тему «Моя семья» донести до детей ценность родительской опеки и заботы. В ходе беседы рассказать детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых. Декабрь 6. Куклы «Неразлучники»-символ семьи. .1. Беседы:Что такое бескорыстная помощь? Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают. 2. открытое занятие : «Милосердие и добро». 3. Создание альбома с пословицами и поговорками о добре и милосердии. 4. Проведение Благотворительной акции: «Подари любовь детям!» Вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол по модели «неразлучники» . Инициировать выбор адекватных способов конструирования: складывание, сворачивание, скручивание,завязывание и др. развивать тактильное восприятие, аккуратность, творческое воображение. Приобщать к традициям и ценностям народной культуры. .Воспитывать интерес к народной культуре. В ходе беседы педагог,опираясь на художественные произведения, обьясняет детям,что такое бескорыстная помощь. Педагог обьясняет детям, что помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает. Дети сами делают игрушки в технике оригами и дарят их Январь 5. Конструирование: «Древнерусская крепость» занятие: «Рождество Христово». 2. открытое занятие описание картины: «В зимнем парке». 3. изготовление игры : «Времена года». 4. заучивание стихотворений: К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенина «Белая Береза». 5. зимние подвижные игры: «Снежные круги», «Сбей колпак со снежной бабы», «Два мороза». 6. слушание :Чайковский «Танец снежинок» из балета «Щелкунчик» детям из младших групп Дети собирают крепость в сотворчестве со «взрослыми и открывают тайны древнерусского воинского искусства. Они находят ответы на вопросы: «Что такое крепость? Зачем в старину строили крепость? Как устроена крепость? Для чего нужны дозорные башни? Какой формы бывают крепости?» Дать детям расширенное представление о празднике Рождества Христова,показать наглядно,с помощью театра кукол,постановку об истории происхождения этого праздника. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине Закреплять умение подробно и логический последовательно излагать содержание картины, самостоятельно Февраль 1. Занятие : «История России» Совершить виртуальное путешествие по России. 2 . рисование по замыслу : «С чего начинается Родина?». придумывать события, предшествующие и последующие изображённым на картине. Упражнять в составлении предложений и составление рассказа. Развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение.