Елена Дмитриева
Проект «По дорогам сказок» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 140»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«По дорогам сказок»
Тема: «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»
Разработан воспитателем:
Дмитриева Е. С.
г. Оренбург
Содержание
1. Паспорт проекта.
2. Актуальность.
3. Анализ среды (внешней и внутренней).
4. Цели и задачи проекта.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
5. Участники и их роль в реализации проекта.
6. Механизм реализации проекта.
7. План реализации проекта.
8. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.
9. Перспективы дальнейшего развития проекта.
10. Список литературы.
11. Приложение.
1. Паспорт проекта
Название проекта «По дорогам сказок»
Тема проекта Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой
Автор проекта Дмитриева Е. С.
Место реализации проекта МДОАУ 140
Проблема, на решение которой направлен проект Речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас.
Цель проекта Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.
Задачи проекта • Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными видами и типами сказок.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Участники проекта Воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта С 12.08.24г. по 16.08.24г. (проект краткосрочной продолжительности)
Ожидаемые результаты • дети полюбят книги
• будут обмениваться своими впечатлениями
• будут активно использовать в речи выразительные средства языка, сочинять, фантазировать и самостоятельно проигрывать сказки.
2. Актуальность.
Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложней-шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества тема «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» является актуальной.
Вид проекта : информационно - познавательный, творческий.
Тип проекта : краткосрочный
4. Цели и задачи проекта.
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.
Задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными видами и типами сказок.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
1. Воспитанники старшей группы «Улыбка»
2. Родители воспитанников.
План реализации проекта.
Этапы Наименование мероприятия Срок реализации Ответственный
Подготовительный С детьми:
-оформление уголков чтения в группе;
-составление перспективного планирования для детей, включающее в себя занятия, беседы, игры;
С родителями:
-консультации Август 2024г. Воспитатель Дмитриева Е. С.
Основной С детьми:
1. Беседа «Что за прелесть эти сказки!»
2. Чтение рус. нар. сказок : «Царевна- лягушка», «Василиса Прекрасная»,
3. Рассматривание иллюстраций к сказкам
4. Д/и «Узнай сказку по отрывку» 12.08.24. Воспитатель Дмитриева Е. С.
1. Беседа «Великие сказочники : X. К. Андерсен, Ш. Перро».
2. Чтение сказки «Кот в сапогах»
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Д/и «Расскажи сказку по картинке».
5. Рисование «Сказочный дворец». 13.08.24 Дмитриева Е. С.
1. Беседа о творчестве писателей земли оренбургской.
2. Чтение произведений
«Как от меда у медведя зубы начали болеть», «Как сосна лосят спасла», «Сказка про сороку», «Сказка о серых скворцах», «Сказ про Семена-Ложкаря»
3. Д/и «Из какой я сказки?». 14.08.24. Дмитриева Е. С.
1. Рассказ воспитателя о видах и типах сказок.
2. Чтение сказок К. И. Чуковского.
3 «Чтение сказки «Старик-годовик»
4. Складывание кубиков по сказкам.
5. Рисование «Мой любимый сказочный герой» 15.08.24 Дмитриева Е. С.
С родителями
1. Список детской литературы для домашнего чтения детям.
2. Консультации:
-«Знакомство ребенка со сказками».
-«Роль сказки в развитии речи детей».
-«Развиваем речь детей дома».
Август Дмитриева Е. С.
8. Ожидаемые результаты.
• дети полюбят книги
• будут обмениваться своими впечатлениями
• будут активно использовать в речи выразительные средства языка, сочинять, фантазировать и самостоятельно проигрывать сказки.
10. Список литературы.
1. Русские народные сказки.
2. Сказки Ш. Перро, Х. К. Андерсона, братьев Гримм.
3. Сказки Б. Корнилова, С. Афоньшина.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
6. Борменкова Т. М. Русский фольклор в развитии речи детей- М. : ТЦ Сфера, 2018.
7. Основная общеобразовательная программа МБДОУ Шалдежского детского сада «Теремок»
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: Центр педагогического образования, 2014
7. Ушакова О. С, Струнина Е. М «Методика развития речи детей…» М., Владос, 2004;
8. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М. : Академия, 2000.
Выводы.
В результате проектной деятельности были сформулированы следующие выводы:
Через восприятие сказок мы :
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
- сказки - это отличное средство сплочения детей и взрослых.
Детям очень нравиться инсценировать сказки. Они проявляют артистизм и оригинальность при показе инсценировки.
Взрослые очень ответственно отнеслись к изучение предоставленной им информации.
Инсценировку сказок можно использовать и на праздничных мероприятиях, для создания хорошего настроения и успешного развития речи детей.