Гудовских Нина
Проект «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3
г. Артём, Приморский край
Проект "По дорогам сказок"
Автор проекта :
Воспитатель Гудовских Н. Б.
Паспорт проекта «По дорогам сказок»
Вид проекта : долгосрочный, информационно-творческий
Срок реализации: сентябрь - май
Участники проекта : воспитанники, родители, воспитатели
Целевая аудитория: дети 6-7 лет
Автор проекта : воспитатель Гудовских Нина Борисовна
Публикация «Проект „По дорогам сказок“» размещена в разделах
Структура проекта
Актуальность:
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Влияние сказок на духовно- нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Проблема:
В настоящее время сказка заметно утратила свое предназначение, чему способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Цель проекта : Приобщение детей к художественной литературе, развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; формирование у них запаса литературных и художественных впечатлений, раскрытие ценностей совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
Образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определенной мысли; содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Развивающие: развивать традиции семейного чтения; развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. Развивать эстетический вкус, умение видеть и беречь красоту.
Воспитательные: создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту; помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий (добро- зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, простота- хитрость) и правил доброй, совестливой жизни. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Предполагаемый результат:
Дети будут проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности; знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль; знать различные виды театров и уметь показывать их; уметь использовать различные средства выразительности; уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
• Сбор информации
• Подбор материала по теме проекта (сказки, картинки и иллюстрации к сказкам)
• Подбор видео материалов для просмотра
• Создание уголка по проблеме проекта
• Диагностические исследования (анкетирование родителей, тестирование детей)
• Составление плана работы по проекту :
1. В родительском уголке оформление консультаций
2. Беседы
3. Рассматривание иллюстраций к сказкам
4. Чтение сказок
5. Драматизация сказок
6. Диагностика
7. Изготовление папки-передвижки.
2 этап. Практический
Работа с детьми
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• НОД «Путешествие в прошлое книги. Путешествие в типографию». Задачи: Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.
• НОД «Библиотека». Задачи: Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей; развивать интерес к познанию окружающего мира; прививать любовь к книге.
• НОД «Путешествие в волшебный мир театра». Задачи: Активизировать познавательный интерес детей к театрализованной деятельности, сценическому творчеству; расширить знания детей об окружающей действительности: углубить представления о театре и театральных профессия; развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образов, отчетливое произношение; воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
• Беседы «Почему надо беречь книги», «Что такое сказка?», «Знакомство детей с разными жанрами сказок», «Русские народные и авторские сказки», «Магическая цифра 3 и волшебные предметы в сказках», «Положительные и отрицательные герои сказок»
• Беседы биографии и творчестве писателей-сказочников
Образовательная область «Речевое развитие»
• НОД «Работа с иллюстрированными изданиями сказок». Задачи: Обогащать и активизировать речь детей; развивать фонематическое восприятие; воспитывать культуру речевого общения.
• НОД «Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь». Задачи: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь»; развивать слуховое восприятие речи; воспитывать умение слушать и отвечать на вопросы.
• НОД «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Задачи: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца; развивать память, внимание, усидчивость; воспитывать чуткость к художественному слову.
• НОД «Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик». Задачи: Формировать фонематическое восприятие, совершенствовать диалогическую речь детей; развивать умение объяснять; воспитывать чуткость к художественному слову.
• НОД «Сочиняем сказку про Золушку». Задачи: Помогать детям составлять творческие рассказы; активизировать в речи союзы и союзные слова; развивать фонематический слух; отрабатывать интонационную выразительность речи.
• НОД «Чтение былины «Садко». Задачи: Познакомить детей с былиной «Садко»; развивать интерес детей к художественной литературе; воспитывать чуткость к художественному слову.
• НОД «Чтение сказки «Снегурочка». Задачи: Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки; развивать интерес детей к художественной литературе; воспитывать чуткость к художественному слову.
• НОД «Беседа о книжных иллюстрациях». Задачи: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации; развивать эмоциональное восприятие художественного произведения; воспитывать сдержанность, вежливость, культуру речевого общения.
• Чтение сказок «Сказка о царе Салтание», «Царевна-лягушка», «Конек-Горбунок», «Мальчик с пальчик», «Золотой петушок», «По щучьему велению», «Доктор Айболит», «Гуси – Лебеди», «Гадкий утенок», «Как аукнется, так и откликнется», «Снегурушка и лиса «Сивка – бурка», «Хаврошечка»,
• Рассматривание иллюстраций к сказкам
• Составление творческих рассказов : «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про…»
• Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок
• Пальчиковые игры «Зайчик», «У весёленькой старушки», «Книжки», «Сказки», «Колобок», «Теремок», «Гномики»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• НОД Рисование «Волшебная птица». Задачи: Закреплять умение создавать сказочные образы, навыки умения рисования цветными карандашами и закрашивания изображений с использованием разнообразных штрихов, разного нажима на карандаш для передачи оттенков цвета; развивать чувство композиции. ; воспитывать интерес к народному искусству; учить при анализе рисунков выбирать наиболее интересные, выразительные работы, объяснять свой выбор.
• НОД Аппликация «Зимняя сказка». Задачи: Учить детей придумывать образ для последующего создания аппликации; продолжать учить детей подбирать материал и цвета, соответствующие образу; развивать творчество, умение видеть и понимать образ в поэзии и живописи, уметь создавать коллективную работу; воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.
• НОД Рисование «Сказка о царе Салтане». Задачи: Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина, стимулировать желание нарисовать иллюстрации к его сказке. учить выбирать эпизоды сказки, передавать волшебный колорит; развивать мелкую моторику; формировать умение рассказывать о том, что нарисовали.
• НОД «Рисование героев сказки «Царевна-лягушка». Задачи: Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки, передавать в рисунке сказочных героев; развивать творчество, воображение; формировать эстетическое отношение к окружающему.
• НОД Рисование «Сказочный дворец». Задачи: Учить детей создавать в рисунках сказочные образы; закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали; продолжать учить делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения; развивать умение оценивать рисунки в соответствии с задачей изображения; формировать умение рассказывать о том, что нарисовали.
• НОД Рисование «Конек-Горбунок». Задачи: Учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отражения в рисунке; развивать композиционные умения; воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.
• НОД Рисование «Сказочное царство». Задачи: Учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, изображать сказочные дворцы; закреплять умение выполнять рисунок в определенной цветовой гамме; развивать эстетические чувства, творчество, воображение; формировать умение рассказывать о том, что нарисовали.
• НОД «Рисование по сказке «Мальчик с пальчик». Задачи: Учить передавать в рисунке эпизод знакомой сказки; закреплять умения рисовать фигуры детей, продумывать композицию рисунка; развивать эстетическое чувство; воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.
• НОД Рисование «По мотивам сказки «Золотой петушок». Задачи: Создать условия для изображения детьми сказочного петушка по мотивам сказки; развивать образное эстетическое восприятие, образные представления; формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их.
• НОД Лепка «По сказке «По щучьему велению». Задачи: Продолжать закреплять умение детей лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки, передавая пропорциональные отношения между персонажами; развивать умение создавать образ из пластилина; развивать чувство цвета, композиции; воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
• НОД Рисование «Театральное представление». Задачи: Формировать умение выполнять интересное содержание рисунка, воплощать задуманное; развивать умение создавать контур изображения простым карандашом и оформлять его в цвете; формировать умение рассказывать о том, что нарисовали.
• НОД Рисование «Мой любимый сказочный герой». Задачи: Учить детей передавать в рисунке образы сказок. Характерные черты полюбившегося персонажа; закреплять умение рисовать акварельными красками; развивать образные представления, воображение; формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
• НОД Лепка «Доктор Айболит и его друзья». Задачи: Закреплять умение детей передавать в лепке образы литературных героев; развивать умение создавать образ из пластилина; воспитывать стремление добиваться выразительного решения образов.
• Театральная постановка для детей средней группы «Колобок на новый лад»
• Инсценировки сказок «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Колосок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По мотивам любимых сказок»
• Различные драматизации с использованием разных видов театра и кукол
• Конструирование. Оригами «Птицы», «Белочка», «Уточка», «Лиса», «Медведь», «Волк», «Рыбки», «Лягушата»
• Раскрашивание раскрасок по сказкам
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Д/и «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Невнимательный художник», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Из какого произведения герой», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя», «Кто чем приметен», «Путаница», «Подскажи словечко»
• П/и «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята»
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей
• Привлечь родителей к изготовлению атрибутов, костюмов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок
• Консультации «Ваш ребенок и книга», «Что мы читаем детям по программе детского сада», «Как заучивать стихи с детьми», «Детское словотворчество», Воспитание сказкой - радость встречи с книгой», «Какие сказки читать детям», «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?», «Роль сказки в жизни детей-дошкольников»
• Оформление выставки книг и иллюстраций к сказкам «Моя любимая сказка»
• Помощь в пополнении книжного уголка сказками
3 этап. Заключительный
• Викторина «Ах, уж эти сказки!»
• Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка»
• Папка-раскладушка «По дорогам сказок»
Результаты мониторинга
ВЫВОДЫ
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сочинять сказки, иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
Список использованной литературы:
1. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3–7 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2014 г
2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2013
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
4. Ушакова О. С. Занятия для развития речи детей 5-7 лет. – М. : Творческий центр, 2010
5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. М. : ТЦ Сфера, 2000
6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 2001
8. Макарова Л. П., Рябчикова В. Г. «Театрализованные праздники для детей» -«Учитель» Воронеж 2003г.
9. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль 2001г.
10. Под. ред. Сакович Н. А. «Практика сказкотерапии». Сборник сказок, игр и терапевтических программ. — СПб. : Речь, 2005
11. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
Интернет-ресурсы
1. https://infourok.ru/palchikovie-igri-na-osnove-skazok-skazochnie-palchiki-3781822.html
2. https://infourok.ru/kartoteka-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-detey-origami-3171755.html