Олейник Юлия
Проект по читательской грамотности «Наши первые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
1 Тема Педагогический проект
«Наши первые сказки»
2 Тип проекта Познавательно-игровой
3 Руководитель проекта (команда проекта) Олейник Ю. С
4 Сроки реализации проекта краткосрочный
Публикация «Проект по читательской грамотности „Наши первые сказки“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
5 Краткое описание проекта Сказка – самая древняя из форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, чтение художественных произведений отошло на задний план. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Данный проект рассчитан для детей раннего возраста, он поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам. Проект является краткосрочным.
7 Участники проекта Дети, родители, воспитатели
8 Цель и задачи проекта Формирование интереса к русским народным сказкам.
1. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге.
2. Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
3. Развивать умение слушать сказку;
4. Воспитывать бережное отношение к книге, прививать интерес и любовь к русским народным сказкам.
9 Ожидаемый результат
(эффективность реализации проекта) Дети познакомятся с русскими народными сказками, произведениями детских писателей. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций. Пополнение РППС. Совместная деятельность детей и родителей будет способствовать развитию детско-родительских отношений.
Проблема: в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
Описание проекта
Актуальность проекта
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая хорошая почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.
Мы живём в эпоху компьютерных технологий и огромного количества информации. Современные дети – это наблюдатели и зрители, которые привыкли воспринимать картинку на экране. Чтение уходит на второй план и становится неактуальным. И как следствие – низкий уровень читательской грамотности. Мы, взрослые являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. Необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, так как именно сказки вошли в детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечают природе маленького ребенка, близки его мышлению. И от нас зависит, станет ли ребенок настоящим читателем. Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Цель проекта : Формирование интереса к русским народным сказкам.
Задачи проекта :
1. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге.
2. Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
3. Развивать умение слушать сказку;
4. Воспитывать бережное отношение к книге, прививать интерес и любовь к русским народным сказкам.
Термин выполнения: 3 недели (апрель 2024г.)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: маски персонажей по русским народным сказкам, фланелеграф, раскраски по русским народным сказкам, книги, сюжетные картинки, мягкий пазл по мотивам русских народных сказок, дидактические игры.
Предполагаемый продукт проекта : Книжки-малышки по русским народным сказкам
Список литературы:
1. Развитие речи у детей раннего возраста. Е. А. Янушко, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012
2. Наглядно-дидактическое пособие Рассказы по картинкам «Теремок» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2018
3. Наглядно-дидактическое пособие Рассказы по картинкам «Курочка Ряба» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2018
4. Хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. Книга 1/ С. Д. Томилова – М. ; Астрель: АСТ, 2011
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
-подбор художественной литературы;
-анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»
– ознакомление детей с художественной литературой;
рассмотрение иллюстраций и беседы по ним;
консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи»;
-фотовыставка «Я и моя любимая сказка»
Выставка рисунков (раскраски по сюжетам русских народных сказок)
-дидактическая игра «Живой фланелеграф»;
-Пальчиковая гимнастика;
-Подвижные игры;
-Театрализация русских народных сказок;
-Акция «Читающая мама»
– анализ результатов проекта.
- выставка «Наши книжки-малышки»
Приложение 1
Анкета для родителей
«Роль сказки в воспитании детей»
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим игрушкам?
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
Спасибо!
Приложение 2
Подвижные игры
1. Игра «По ровненькой дорожке» .
Задачи: развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место, упражнять в ходьбе, в прыжках, в приседании, в беге.
Описание игры: Дети сидят на стульях, на скамейках. Воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе, следующий текст:
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке (дети идут шагом)
Шагают наши ножки раз, два, раз, два. По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)
В яму - бух. (присаживаются на корточки)
Вылезли из ямы. (дети поднимаются).
После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст: По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке (дети идут шагом)
Устали наши ножки, Устали наши ножки.
Вот наш дом
Там мы живем. (дети идут или бегут к стульям и занимают каждый свое место) Повторить игру можно 2—3 раза.
2. Игра «Вышла курочка гулять»
Задачи: учить внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом. Описание игры: дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова: Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней ребятки, Жёлтые цыплятки. Ко-ко-ко да ко-ко-ко Не ходите далеко! Лапками гребите, Зёрнышки ищите. Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы Полное корытце. Дети повторяют движения за воспитателем: шагают, высоко поднимая колени, машут «крыльями». На слова: «Ко-ко-ко не ходите далеко!» - грозят пальцем. «Лапками гребите, зёрнышки ищите» - присаживаются на корточки, ищут зёрнышки. «Съели толстого жука» - показывают толщину жука, «дождевого червяка» - показать длину червяка, «выпили водицы» - наклон вперёд, руки отводят назад.
Приложение 3
Пальчиковые игры
Задачи: развивать мелкую моторику рук и речь ребенка в их единстве и взаимосвязи.
«Мы слепили колобка».
Воспитатель и дети проговаривают стихотворение и ритмично выполняют упражнения. Мы лепили колобка (Дети имитируют движения «лепки») Тесто мяли мы слегка (Сжимают и разжимают пальцы) А потом его катали («Катают» колобка) На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их) Он с окошка прыг да прыг (Стучат по ладоням пальцами) Укатился, озорник. (Вращение кистями)
«Курочка Ряба»
Курочка Ряба, бабе и деду Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки») Били яичко и баба, и дед Но не смогли разбить на обед. («Молоточки») Мышка-норушка мимо бежала («Волны») Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики») Плакали горько баба и дед («Колечки») Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики») С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки») Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
Приложение 4
Конспект дидактической игры
«Живой фланелеграф»
Цель: закрепить первоначальные знания детей о русских народных сказках.
Задачи:
1. Учить детей соотносить героев со сказкой.
2. Способствовать развитию связной речи детей.
3. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Материал: фланелеграф, картинки с изображением героев сказок (курочка Ряба, дед и баба, мышка, теремок, лягушка, заяц, лиса, медведь, волк, репка, кошка, собака, внучка, колобок)
Ход игры
Вариант 1.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями героев из сказки курочка Ряба. Дети рассматривают картинки. Воспитатель выставляет картинки на фланелеграфе и рассказывает сказку. После воспитатель предлагает детям взять и выставить на фланелеграфе картинки из этой сказки в правильной последовательности и рассказать, что делает этот герой. Когда все картинки выставлены, то предлагаем уже попробовать рассказать всю сказку. Если ребенок не справляется, то вместе с ним начинаем рассказывать сказку и предлагаем ребенку закончить фразу.
Вариант 2.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями героев из сказки «Репка». Дети рассматривают картинки. Воспитатель выставляет картинки на фланелеграфе и рассказывает сказку. После воспитатель предлагает детям взять и выставить на фланелеграфе картинки из этой сказки в правильной последовательности и рассказать, что делает этот герой. Когда все картинки выставлены, то предлагаем уже попробовать рассказать всю сказку. Если ребенок не справляется, то вместе с ним начинаем рассказывать сказку и предлагаем ребенку закончить фразу.
Вариант 3.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями героев из сказки «Колобок». Дети рассматривают картинки. Воспитатель выставляет картинки на фланелеграфе и рассказывает сказку. После воспитатель предлагает детям взять и выставить на фланелеграфе картинки из этой сказки и рассказать, что делает этот герой. Когда все картинки выставлены, то предлагаем уже попробовать рассказать всю сказку. Если ребенок не справляется, то вместе с ним начинаем рассказывать сказку и предлагаем ребенку закончить фразу.
Вариант 4.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями героев из сказки «Теремок». Дети рассматривают картинки. Воспитатель выставляет картинки на фланелеграфе и рассказывает сказку. После воспитатель предлагает детям взять и выставить на фланелеграфе картинки из этой сказки и рассказать, что делает этот герой. Когда все картинки выставлены, то предлагаем уже попробовать рассказать всю сказку. Если ребенок не справляется, то вместе с ним начинаем рассказывать сказку и предлагаем ребенку закончить фразу.
Вариант 5.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями героев из сказок «курочка Ряба» и «Репка». Дети рассматривают картинки. Воспитатель предлагает найти и выставить на фланелеграфе картинки из сказки «Репка» Когда все картинки выставлены, то предлагаем уже попробовать рассказать всю сказку. Если ребенок не справляется, то вместе с ним начинаем рассказывать сказку и предлагаем ребенку закончить фразу.
Вариант 6.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями героев из сказок «Колобок» и «Репка». Дети рассматривают картинки. Воспитатель предлагает найти и выставить на фланелеграфе картинки из сказки «Репка» Когда все картинки выставлены, то предлагаем уже попробовать рассказать всю сказку. Если ребенок не справляется, то вместе с ним начинаем рассказывать сказку и предлагаем ребенку закончить фразу.
Вариант 7.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями героев из сказок «Теремок» и «Репка». Дети рассматривают картинки. Воспитатель предлагает найти и выставить на фланелеграфе картинки из сказки «Репка», когда все картинки выставлены, то предлагаем уже попробовать рассказать всю сказку. Если ребенок не справляется, то вместе с ним начинаем рассказывать сказку и предлагаем ребенку закончить фразу.
Вариант 8.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями героев из сказок «Колобок» и «Теремок». Дети рассматривают картинки. Воспитатель предлагает найти и выставить на фланелеграфе картинки из сказки «Колобок». Когда все картинки выставлены, то предлагаем уже попробовать рассказать всю сказку. Если ребенок не справляется, то вместе с ним начинаем рассказывать сказку и предлагаем ребенку закончить фразу.
Вариант 9.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями героев из сказок «Колобок» и «Репка». Дети рассматривают картинки. Воспитатель предлагает найти и выставить на фланелеграфе картинки из сказки «Колобок». Когда все картинки выставлены, то предлагаем уже попробовать рассказать всю сказку. Если ребенок не справляется, то вместе с ним начинаем рассказывать сказку и предлагаем ребенку закончить фразу.
Вариант 10.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями героев из сказок «Теремок» и «Репка». Дети рассматривают картинки. Воспитатель предлагает найти и выставить на фланелеграфе картинки из сказки «Теремок». Когда все картинки выставлены, то предлагаем уже попробовать рассказать всю сказку. Если ребенок не справляется, то вместе с ним начинаем рассказывать сказку и предлагаем ребенку закончить фразу.