Евгения Брагина
Проект по 3–D моделированию «Город мастеров»
Проект по 3–D моделированию
Дети – всегда неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Учатся конструировать «шаг за шагом», что позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, пробуждает желание учиться и решать новые, более сложные задачи.
Зачатки логического мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, конструкторов «3 D» и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.
Публикация «Проект по 3–D моделированию „Город мастеров“» размещена в разделах
3 D моделирование развивает у детей логическое мышление, фантазию, память. Работая с 3 D конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие. Когда строишь модели сам, ощущаешь себя и профессиональным инженером, и механиком, и строителем, и великим конструктором. И это здорово!
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, строить по замыслу конструкции и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала формированию умственной активности дошкольника. Это и способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения.
Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Конечно, надо и учить, и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни.
Важную роль в конструктивной деятельности и моделировании играют интуиция, воображение, мышление, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей. Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в конструктивной деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои конструктивные способности.
Моделирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, логического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе моделирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само моделирование является средством умственного развития детей.
По ведущему методу проект : Практико-ориентированный
По содержанию: Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
По длительности: месяц.
Участники проекта : Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста.
Гипотеза проекта по моделированию
1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
2. Приобщение дошкольников к миру конструктивного творчества;
3. Развитие конструкторских навыков и умений, логического мышления детей;
4. Формирование умения моделирования 3- Д моделей из деревянных конструкторов.
Цель проекта : развитие творческих и конструктивных способностей детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.
Задачи проекта :
1. Развитие логического мышления детей;
2. Формирование у детей навыков конструктивной деятельности и моделирования;
3. Формирование у детей умения читать простейшие чертежи, схемы, и изготавливать по ним модели;
4. Обучение приемам изготовления простейших моделей деревянных конструкторов;
5. Развитие умственных и творческих способностей, а также навыков инженерного мышления, через конструктивную деятельность;
6. Развитие у детей элементов технического мышления, изобретательности, образного и пространственного мышления;
7. Развитие интереса к технике, устройству технических объектов;
8. Воспитание волевых качеств, способность к самообучению и самоорганизации.
Результаты проекта. Ребенок может:
Самостоятельно собирать 3 – D конструкторы, самостоятельно в форме сказки обыгрывать свои постройки;
Осуществлять поиск информации; самостоятельно проявляет интерес к конструированию и моделированию;
Совместно с родителями или самостоятельно создавать различные 3 Dмодели;
Формулировать и представлять собственную точку зрения;
Родители поняли значимость привлечения детей к деятельности по конструированию и 3 D моделированию.
Вид конструктивного материала: деревянные 3D модели.
В начале реализации проекта было проведено анкетирование родителей на тему: «Значение конструирования и моделирования в развитии ребёнка дошкольного возраста», с учетом выявления родительского потенциала и планирования дальнейших действий по работе с родителями.
В системе работы воспитатель реализует практическую деятельность детей и ориентирует детей на корректное взаимодействие в процессе моделирования и в момент обсуждения задачи или результата работы, побуждает ребенка к активной позиции, к выражению собственного мнения. Воспитывает ответственность, умение слышать и выполнять инструкции, умение собирать модели, опираясь на схемы – модели; проявлять взаимопомощь, помогать тем, кому трудно, находить способы решения и самовыражения.
Этапы реализации проекта :
I .Целеполагание
Задачи этапа:
1. Создать мотивацию к конструктивной деятельности через проблемную ситуацию.
2. Способствовать возникновению желания детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в рамках проекта.
3. Развивать у детей логическое мышление, внимание, смекалку.
4. Формировать у родителей интерес к данному виду творчества и элементарные знания, и представления о влиянии конструирования и моделирования на полноценное развитие ребенка.
II. Подготовка проекта, составление плана работы по достижению цели.
Задачи этапа:
1. Создание условий в пространственно- развивающей среде группы для выполнения заданий по 3D моделированию.
2. Способствовать развитию активности детей при изготовлении 3 D конструкторов.
3. Развивать у детей элементы логического мышления: умение собирать конструктор по представленному плану – схеме.
III. Выполнение проекта.
Задачи этапа:
1. Обучение действиям поэтапного 3 D моделирования.
2. Совместная конструкторская деятельность взрослого и детей.
3. Учить построению деревянных моделей при использовании наглядных плоскостных схем.
4. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность.
5. Построение сюжетных композиций по сказкам.
6. Моделирование деревянного 3D конструктора по схеме, с опорой на образец и плоскостное изображение.
IV. Подведение итогов.
Задачи этапа:
1. Научить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в своей познавательно – исследовательской деятельности.
2. Научить рассказывать и презентовать свои постройки.
3. Сформировать умение обыгрывать свои модели в сказочной форме.