Омарова Дания
Проект «Пластилиновая фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ д/с «Солнышко
Проект
Выполнила: воспитатель
Омарова Д. Ф
п. Светлый 2020 уч. год
Актуальность.
Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Публикация «Проект „Пластилиновая фантазия“» размещена в разделах
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Год от года увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения в состоянии здоровья детей: нарушения речи, опорно-двигательной системы и др., что негативно сказывается на подготовке детей к школе.
Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, умел правильно говорить, логически рассуждать, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики рук.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Известный исследователь детской речи М. И. Кольцова пишет: «. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат.
С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Следовательно, одним из значимых факторов недостаточной готовности к школе, является слабо развитая мелкая моторика рук у детей.
Лепка - вид деятельности, который приносит детям много радости и удовольствия, повышает эмоционально - положительный фон, создаёт благоприятные условия для успешного развития ребенка. Согласно ФГОС – художественно-эстетическое направление является одним из приоритетных.
Следовательно, принимая во внимание все вышесказанное, возникла идея совершенствования развития
мелкой моторики рук детей средствами изобразительной деятельности, внедрения в педагогический процесс новых методов, приемов и средств.
В этой связи проект рассматривает внедрение в педагогический процесс инновационной технологии, направленной на совершенствование изобразительных навыков у детей, сенсомоторики - пластилинографии.
Пластилинография – техника самая осязаемая в художественном творчестве. Основным инструментом в лепке
является рука (вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Таким образом, целью моего проекта стало создание целенаправленной системы обучения детей старшего дошкольного возраста в ходе развития изобразительных умений и навыков.
Для реализации проекта, необходимо решить
следующие задачи:
Изучить и внедрить в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста эффективные современные технологии по изобразительной деятельности с дошкольниками.
Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности
Организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую детей заниматься художественными видами деятельности
Провести мониторинг успешности внедрения инновационного подхода к обучению детей изобразительным навыкам и умениям
Предполагаемые результаты:
повышение эффективности работы по развитию изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в результате инновационного подхода и совершенствование сенсомоторики, успешная подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста;
проектирование правильно-организованной развивающей среды для самостоятельной художественной деятельности вне занятий;
эффективное сотрудничество воспитателя, детей и родителей в образовательном процессе.
Создание целенаправленной системы обучения детей старшего дошкольного возраста в ходе развития изобразительных умений и навыков предполагает включение в педагогический процесс:
технологии пластилинографии, которая способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление;
развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, подготовки руки к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Для реализации проекта необходимы следующие условия:
соответствующий уровень владения педагогом технологией пластилинографии;
взаимодействие с родителями и педагогами детского сада;
наличие развивающего пространства (уголок изо в группе и т. д.)
Обеспечение проекта
Техническое обеспечение:
компьютер, проектор, экран
Методическое обеспечение:
1. Методическая литература по реализации проекта
2. Материалы мониторинга развития мелкой моторики и графических навыков
Ориентировочная продолжительность реализации проекта : 1-2 года.
План реализации проекта включает в себя несколько этапов:
1. Подготовительный
Изучение и анализ методической литературы, приобретённой для создания проекта;
Создание условий для реализации проекта;
Подбор диагностического инструментария;
Диагностика детей;
Анкетирование родителей, обсуждение целей и задач с родителями;
Сбор информации, материал для занятий.
2. Основной
Проведение занятий по изготовлению поделок из пластилина в совместной деятельности с воспитателем;
Проведение консультаций для родителей «Польза пластилинографии для подготовки руки к письму» ;
Проведение совместных занятий для углубления взаимосвязи родителей и детей;
Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!».
3. Итоговый
Сбор и обработка материалов (анкет, диагностики);
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
Обобщение материала проекта;
Оформление фотоальбома с детскими работами;
Анализ участия родителей в проекте ;
Презентация проекта, выступление на педсовете.
Механизмы оценки результатов
Диагностика знаний и умений, навыков детей старшей группы
Анализ отзывов родителей
Обобщение и представление результатов проекта на районных семинарах
Публикация опыта работы участников проекта.
Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов
действия (общий и индивидуальный).
Приёмы рисования пластилином :
- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
- процарапывание по пластилину;
- вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
На подготовительном этапе (сентябрь 2020г.) я изучила психолого-педагогическую и методическую литературу: «Педагогическая психология», авт. Выготский Л. С., «Как подготовить ребенка к школе», авт. Реан, А. А., «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», авт. Г. Н. Давыдова, что дало мне возможность выбрать педагогическую технологию.
Основой опыта послужила непосредственная работа с детьми - апробация авторских наработок, конспектов занятий, проведения диагностических исследований.
Диагностическое обследование детей и его результаты подтвердили мой выбор вида деятельности с детьми и использование в педагогическом процессе технологии пластилинографии.
Анкетирование родителей позволило определить цели и задачи совместной работы с родителями по данному направлению.
Сентябрь:
1. ОД «Осеннее дерево»
2. Консультация для родителей «Пластилинография» в детском саду. Виды «Пластилинографии»
3. ОД «Дары осени» (натюрморт «Овощи и фрукты»)
4. Индивидуальная-работа «Божья коровка» (контурная пластилинография)
Октябрь:
1. ОД «Виноградная лоза»
2. ОД «Осенние фантазии»(коллективная лепка)
Ноябрь
1. ОД «Ветка рябины»
2. ОД «Рыбки в аквариуме»
3. Самостоятельное художественное творчество
«Грибок» (воспитатель заранее готовит шаблоны с изображением различных грибов и затем организовывает выставку для родителей «Мы ходили по грибы»)
Декабрь:
1. ОД «Зимний вечер»
2. ОД «Елочка-красавица»
Январь:
1. ОД «У лукоморья дуб зеленый» (по мотивам сказок А. С. Пушкина)
3. Мастер – класс для родителей «Прилетели снегири»
Февраль:
1. ОД «Тюльпаны для любимого папы» (контурная пластилинография)
2. ОД «Броня крепка, а танки наши быстры» (интегрированное занятие ко дню Защитника Отечества»
3. Выставка работ для родителей «Пластилиновые фантазии»
Март:
1. ОД «Весенние цветы в подарок маме»
2. ОД «Ты беги, кораблик по волнам»
3 Консультация для родителей «Значение лепки для развития моторики рук ребенка»
Апрель
1. ОД «Веселая Хохлома»
2. Презентация для родителей «Маленькие художники»
Май:
1. ОД «Ветка яблони»
2. Самостоятельное художественное творчество
«Золотой луг» (одуванчики)
Итоговое мероприятие:
Выставка детских работ
Круглый стол. Обсуждение результатов проекта «Пластилиновые фантазии»
Определены методы и приёмы реализации проекта :
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Приёмы рисования пластилином :
- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
- процарапывание по пластилину;
- вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
На этом этапе реализации проекта активно привлекала к совместной работе родителей.
Для них проводила беседы, консультации («Что
на развитие детей», «Как сохранить детские работы») красочно оформляла памятки («Рисование пластилином». Проводила мастер-класс с участием родителей «Пластилиновые заплатки», «Пластилинография в детском саду».
На последнем этапе (май 2021г.) подводились итоги работы с дошкольниками.
Повысился уровень сенсомоторики у дошкольников, уровень развития связной речи, дети стали лучше проговаривать звуки речи.
Они стали активными участниками конкурса, организуемого на уровне дошкольного учреждения: «Осеннее дерево», «Насекомые».
Реализация проекта позволяет сделать вывод о том, что пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики, развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой личности.
В моих планах на перспективу - продолжить работу по повышению уровня развития творческих способностей методом пластилинографии, а именно, развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей дошкольного возраста.
Распространить опыт работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста среди коллег детского сада.
Работать над использованием некоторых видов пластилинографии начиная с младшего дошкольного возраста.
Разработать проект пластилинографии через реализацию мини-проектов : «Чудеса из пластилина», «Чудесная мозаика».
«Пробудить, заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться…
Сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я стремлюсь в меру своих сил и способностей».
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. ,1990
2. Реан, А. А. Как подготовить ребенка к школе. – Спб: Питерком, 1998, -109 с.
3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
4. Г. Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва
2008;
5. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
6. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.