Екатерина Сергеевна Исполинова
Проект по объемной аппликации «Осенняя фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка по объемной аппликации
«Осенняя фантазия»
Выполнила:
воспитательМБДОУ «Улыбка»
Исполинова Екатерина Сергеевна
Долинск
2017
Содержание
Введение 3
Публикация «Проект по объемной аппликации „Осенняя фантазия“» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликации. Проекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Объемная аппликация из бумаги
- Осень. Аппликации
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Материалы для воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Глава 1. Виды аппликации и приемы ее изготовления 4
Глава 2. Описание работы 7
2.1. Формы и методы работы 7
2.2. Содержание работы 9
Вывод 11
Список использованной литературы 13
Приложение 14
Введение
Одним из средств эстетического воспитания детей служат занятия аппликацией. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на растительный и животный мир, пробуждают в них радость труда, жажду творчества. Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, соотношения частей и целого, понимание цвета, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии и т. д. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали и т. д. Своей практической направленностью по оформлению помещений, изделий аппликация делает труд не только познавательным, красивым, но и общественно-полезным.
Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей.
Описание: данный мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных учреждений, детей и родителей.
Назначение: данная поделка может быть изготовлена в подарок, использована для украшения интерьера, представлена на выставке творческих работ.
Цель: познакомить ребенка с аппликацией как одним из видов декоративно-прикладного искусства. Показать возможность использования в аппликации природного материала.
Задачи:
• Обучение ребенка пониманию цветосочетания, аккуратному наклеиванию, правильному размещению на плоскости отдельных фигур, составлению композиции.
• Развитие чувства меры, ритма, развитие глазомера, представлений о пропорциональности, творческих способностей ребенка.
• Воспитание аккуратности, усидчивости, взаимопомощи, творческих навыков.
Глава 1. Виды аппликации и приемы ее изготовления.
По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, декоративные.
• Предметные аппликации изготавливают из вырезанных геометрических фигур (листьев, фруктов, овощей, цветов и т. д.). Они наиболее просты и доступны для выполнения детьми младшего школьного возраста.
• Декоративные аппликации.
Орнамент, узоры с изображением стилизованных цветов, птиц, животных. Возьмем самую простую геометрическую фигуру – квадрат, и расположим его в различных положениях, так, чтобы получилось аритмичное чередование. Если же дополнить его другими элементами, например треугольниками, кружочками, то вариантов получится очень много. Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов. Самостоятельного значения орнамент не имеет, он служит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия. Орнамент придает изделию выразительность и красоту. Существуют плоские и рельефные орнаменты. Орнамент может быть выполнен в квадрате, в полосе, в круге (розетка).
• Мозаика.
Она является одним из способов выполнения аппликации.
Мозаика – изображение состоит из небольших кусочков разного цвета, которые выкладываются в виде нужной композиции. Процесс выполнения мозаики из бумаги во многом схож с процессом выполнения аппликации.
Подготовить эскиз узора
Подобрать бумагу нужного цвета
Нарезать или нарвать ее небольшими квадратиками, прямоугольниками или кружочками.
Выложить бумажные детали по рисунку на фоне вплотную друг другу или через небольшие промежутки.
Составлять мозаику можно как на светлом, так и на темном, черном фоне. Различают два вида мозаики из бумаги: контурная мозаика (кусочки бумаги выкладываются по линии рисунка, и сплошная мозаика (кусочки бумаги выкладываются по всей площади изображения).
• Аппликация обрыванием.
Этот способ аппликации особенно выразителен за счет получения рваного, неровного края. Рваный край создает эффект мягкости. Различают два вида обрывания: внутренне, которое выполняется внутри контура детали; и внешние, которая выполняется по внешнему контуру детали.
• Сюжетные аппликации (или тематические).
Сюжетные аппликации (или тематические) состоят из нескольких разных фигур, часто в динамике, то есть в движении. Сюжеты по желанию учащихся могут выбираться на различные темы.
Как предметные, так и сюжетные аппликации могут быть плоскими или объемными.
Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей и наклеивания их на основание всей поверхностью.
Объемная аппликация получила широкое распространение в практической деятельности дошкольников. Этот вид аппликации создает некоторую видимость объекта. Объемная аппликация увеличивает художественные возможности детских работ, расширяет творческие возможности ее выполнения.
Помимо перечисленных, выделяют еще такие виды аппликации, как плоская и выпуклая, цветная, черно-белая, и одноцветная. Классифицируют аппликацию еще и по используемому для ее изготовления материалу – ткань, бумага, кожа, пластилин, бисер, мех, войлок и так далее. Также имеются виды нетрадиционной аппликации, к ним можно отнести аппликацию из соленого теста, глины, природных материалов – камней, минералов, мха, крупы, муки и даже земли.
По приемам изготовления объемную аппликацию можно разделить на четыре группы:
1. Отдельные элементы наклеивают на фон только частью своей поверхности, например часть листа. Если цветки многолепестковые, например астра, то первый ряд лепестков наклеивают полностью на фон, а второй ряд только сердцевиной, концы отгибают.
2. На обложке-сувенире приклеивают детали частью своей поверхности в два три плана.
3. На фон (основание аппликации) наклеивают какую-нибудь объемную деталь - коробку, изображающую автомобиль, скворечник, трубочки, изображающие бревна, вату вместо снега и др.
4. Некоторые детали (сердцевину цветка или лепестки) приклеивают несколько смятыми или выполненными из гофрированной бумаги, чтобы показать объем игрой материала.
Цвет в аппликации играет решающую роль. Работая с цветной бумагой, нельзя забывать о цветовом решении работы. Выбор цветового сочетания в орнаменте, аппликации, игрушке является этапом успешного выполнения работы. В процессе работы необходимо определить цветовые сочетания и цвета, наиболее подходящие друг другу. Это очень важно, так как если брать цвета независимо от их сочетаний – не получится общей слаженности в работе, потеряется даже форма предмета. Согласованность различных цветов между собой называется колоритом. В аппликации часто стараются передать натуральные цвета. Развитию художественного вкуса, умению подбирать цветовое сочетание в своих аппликационных работах способствуют наблюдения, сравнения, сопоставления различных природных объектов, рассматривание цветных иллюстраций. Только постоянные напоминания педагога: «Посмотри на это», «Сравни с этим», «Так будет красивее», помогут детям закрепить на практике умение подбирать цвета.
Глава 2. Описание работы.
2.1. Формы и методы работы.
Планируя занятие, педагог должен учитывать общий уровень подготовки детей, наличие материалов, инструментов. Предусматриваются некоторые отклонения от плана работы в расчете на творческий подъем ребенка. Занятия по выполнению аппликационных работ обычно проводятся по следующему плану:
Беседы на выбранную тему.
Анализ объекта труда, выбранного для работы.
Показ и обсуждение возможных сюжетов, мотивов для аппликации.
Составление плана работы.
Выбор колорита.
Перенос контуров отдельных элементов на изнаночную сторону цветной бумаги.
Вырезание фигур.
Наклеивание.
Обсуждение готовых работ.
Если аппликация сложная, то ее выполнение планируется на 2 -3 занятия.
Педагог должен стремиться, чтобы все изделия, выполненные детьми, имели аккуратную и красивую форму. На первых занятиях задания для всех могут быть одинаковыми, но потом педагог постепенно, в соответствии с приобретенными навыками, возрастом, способностями, может предложить дифференцированные задания, продумывает варианты упрощения аппликационной работы для одних детей и усложнения для других. Тема задания остается одна, но с некоторым дифференцированным индивидуальным методом обучения. Руководитель должен помнить, что для выполнения работ детьми разных способностей, потребуется разное время. Поэтому, по необходимости, надо уменьшить или увеличить число вырезаемых деталей, изменить их размеры. Надо всегда помнить, что простота и доступность для данного возраста детей – основа обучения и понимания ими красоты окружающих вещей. Огромно значение коллективного труда, когда учащиеся всей группой создают одну общую работу. Участие в таких мероприятиях наименее способных учеников всегда вызывает чувство товарищеской взаимопомощи, старания каждого хорошо выполнить задание, чтобы не подвести других.
Задания для учащихся предлагаются:
• По образцу или рисунку
• По словесному описанию
• На темы после чтения сказок, рассказов
• По творческому замыслу
• По чертежам моделей
Перед выполнением каждой новой работы педагог планирует 5-10 минут для проведения беседы, стараясь в ней ярко и доходчиво затронуть вопросы выбранной темы. Во время беседы предлагает детям что-то вспомнить, представить, стараясь увлечь предстоящей работой. Беседы позволяют детям точнее подобрать композицию, колорит темы, выразить ее через свое самостоятельное понимание, проявляя свою творческую выдумку и фантазию.
Данный вид работы можно сделать более эмоциональным, если на занятиях ввести элементы игры. Обучение тогда становится более радостным и увлекательным. Нельзя забывать, что игра – это тоже учеба. Элементы игры обязательно должны присутствовать в труде ребенка. Усиливая положительные эмоции, связанные с трудом.
Работа «Осенняя фантазия» художественно-эстетической направленности составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации образовательного процесса в ДОУ.
2.2. Содержание работы
Перед созданием работы объемной аппликации «Осенняя фантазия» была, проведена предварительная работа:
• Тематическая прогулка-наблюдение в осенний парк «Встречаем осень»;
• Просмотр иллюстраций с изображением времени года осень, репродукций картин знаменитых художников по данной теме;
• Беседы «Что нам осень подарила?», «Труд людей осенью», «Осенняя пора!»
• Рисование и раскрашивание сюжетных картинок по теме «Осень».
Материалы и оборудование:
• Фанерная основа с рамкой (декорированная педагогом);
• Гуашь, кисть, губка;
• Клей ПВА и «Титан»;
• Клеевой пистолет и клей к нему;
• Цветной картон (А3)формат;
• Ножницы;
• Природный материал (шишки, листья, грецкий орех);
• Декоративные элементы (муляжи овощей, фруктов, ягод, насекомых);
• Отрез кожи или кожзаменителя.
Основу с рамкой декорирует педагог при помощи гуаши, кисточки и губки.
Затем к основе клеем ПВА приклеиваем картон формата А3. В правом нижнем углу располагаем отрез кожи свернутый конусом. Приклеиваем его при помощи клеевого пистолета, промазывая только края.
Обсуждаем композицию и раскладываем элементы. На этом этапе лучше всего дать ребенку полную свободу выбора, лишь немного направляя и подсказывая.
Когда композиция выложена окончательно, приступаем к приклеиванию деталей. Приклеиваем их не полностью, а частично, чтобы придать работе более объемный вид. После приклеивания элементов их необходимо слегка прижать к основе, что быони равномерно приклеились.
В конце работы обязательно обсуждение, подведение итогов.
Завершив работу, мы пришли к полученному результату. Смотреть Приложение (мастер-класс).
Вывод
Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.
Это:
• Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов; развитие речи.
• Сенсорное - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
• Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
• Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
• Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Таким образом, поставленнаяцель:познакомить ребенка с аппликацией как одним из видов декоративно-прикладного искусства; показать возможность использования в аппликации природного материала и задачи:
• обучение ребенка пониманию цветосочетания, аккуратному наклеванию, правильному размещению на плоскости отдельных фигур, составлению композиции.
• развитие чувства меры, ритма, развитие глазомера, представлений о пропорциональности, творческих способностей ребенка.
• воспитание аккуратности, усидчивости, взаимопомощи, творческих навыков при выполнении данной работе были достигнуты и реализованы.
Список литературы
1. Антонова Т. И. «Значение занятий по аппликации как вида художественной деятельности для развития детей дошкольного возраста» - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
2. Богатеева З. А, Занятия аппликацией в детском саду. Книга для воспитателя. – М., Просвещение – 2011.
3. Данилина С. М. Развитие дошкольника через аппликацию. – Саратов. – 2009. – 298с.
4. Дубровская Н. В. Большая книга аппликаций из природных материалов. - М: Астрель, Сова, 2010.
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. Мозаика Синтез, 2006.
6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности вдетским саду. – М: Просвещение, 1998.
Приложение
Этапы работы.
(СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ)