татьяна шафоростова
Проект «Первый раз в детский сад. Адаптационный период»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Первый раз в детский сад!»
(для детей раннего возраста).
Информационная карта проекта.
Вид проекта: групповой, среднесрочный.
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.
Проект: среднесрочный (сентябрь – октябрь).
Участники: воспитатель, дети 1 младшей группы, родители.
Актуальность
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.
Публикация «Проект „Первый раз в детский сад, Адаптационный период“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты
- Темочки
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
- строгий режим дня;
- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
- новые требования к поведению;
- постоянный контакт со сверстниками;
- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
- другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Для этого необходимы:
- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
- подготовительная работа в семье;
- выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Цель проекта:
Создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Методы:
- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
- Анкетирование (родителей);
- Наблюдения;
- Беседа;
- Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Основные направления проекта:
- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
- позитивное развитие отношений в детском коллективе;
- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
Формы работы с детьми:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
- релаксационные игры;
- сказкотерапия;
- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
- культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (организационный):
• Составление перспективного плана мероприятий проекта;
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.
• Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»;- помещение информации в родительский уголок.
• Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).
2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):
• знакомство с семьей;
• ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
• беседы с родителями.
• Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
3этап. Заключительный (результативность):
• Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
• выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:
- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):
- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;
- ребенок постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 6 шагов:
- ребенок остается без родителей на 1-2 часа
- ребенок остается без родителей на 2-3 часа
- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
- ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
- ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
Формы работы с родителями
Месяц Тема Формы работы Ответственный
Сентябрь «Знакомство родителей с группой и воспитателем»
«Социальная анкета ребенка».
Особенности развития детей 2-3 лет.
«Адаптация без слез»
Гигиенические требование к одежде ребенка.
Адаптация детей к детскому саду.
«Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем». Организационное родительское собрание
-Анкетирование родителей.
- Оформление папки –передвижки.
-Оформление буклетов для родителей.
- беседы.
- Разработка рекомендаций по адаптации детей к детскому саду.
-Оформление фотовыставки Заведующая и воспитатель
Воспитатель.
Воспитатель
Воспитатель
Октябрь «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».
«Вести с занятий».
Отчет по адаптации детей.
«Вопросы родителей».
«Анкета по адаптации» -Оформление фотовыставки.
- Оформление фотовыставки с занятий по развитию речи, рисованию, аппликации.
- Родительское собрание.
Индивидуальные беседы.
Итоговое анкетирование родителей по адаптации детей. Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Перспективное планирование по проекту «Первый раз в детский сад!»
по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Месяц Мероприятие Задачи Ответствен-ный
Сентябрь Игра –знакомство «Давай познакомимся».
Игра «Ласковые имена».
Знакомство детей с помещениями группы и их назначением (раздевальная комната, группа, со спальней).
Утренняя гимнастика:
«В гостях у деток», «Погремушка», «Мы топаем».
Гигиенические процедуры: мытье рук, прием пищи, одевание.
- Адаптационные упражнения «У нас солнышко в гостях»;
- «Зайчик», «Мячик»,
«Веселый петрушка», «Мишка», «Колобок», «Что мы делаем в саду», «Музыканты», «Ляля заболела», «Кто в гости пришел», «Мыльные пузыри».
П/игры в группе и на прогулке: «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Большие ножки идут по дорожке», «Догони собачку», «Пузырь», «Волк и зайцы», «Поезд», «Зайка»
Разучивание пальчиковых гимнастик «Семья», «Зайчик», «Намотай клубочки», «Ладушки – ладошки»
-Чтение народной потешки «Водичка, водичка».
Рассматривание альбома «Осень».
Развивающие игры: дидактические кубики, домиками, лото на различение цвета и формы, игры с пирамидками, игры вкладыши.
Прогулки на свежем воздухе (наблюдения за живой и неживой природой, за трудом дворника, за прохожими).
Игры с песком в песочнице.
Трудовые поручения на прогулке: сбор красивых листочков, «Соберем игрушки»
Дыхательные гимнастики: «Подуем на листочки», «Понюхаем цветочек», «Вот какие мы большие».
Гимнастики после дневного сна.
Настольные игры: «Крупная мозайка», «Собираем пирамидку» «Постройки из конструктора», «Одень Машу», «Собрать картинку из пазлов».
Чтение русских народных сказок «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Колобок», «Бычок - смоляной бочок».
Показ сказки на фланелеграфе: «Курочка Ряба». - установить контакт с детьми, снять чувство страха незнакомой обстановки.
- способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развивать навыки общения.
-расширять ориентировку в ближайшем окружении.
- снятие эмоционального напряжения.
- формирование культурно – гигиенических навыков
- создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности, агрессии развитие внимания, речи и воображения, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, установление контакта детей друг с другом и воспитателем.
- развитие у детей двигательной активности, развитие ориентации в пространстве, упражнять в умении бегать в разных направлениях, развитие умения вставать в круг, развитие умение действовать согласовано,
-развитие способности к подражанию.
-развитие мелкой моторики, развитие речевой активности.
Дать представление о схеме лица, выполнять действия с помощью стихотворного текста.
- приучение детей рассматривать иллюстрации и называть, что на них изображено.
- развитие сенсорики, формирование умения подбирать предметы по форме, цвету и размеру.
-снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей, развивать умение убирать за собой игрушки.
- формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам.
- тренировка навыка правильного носового дыхания, упражнение умения правильности выполнения движений за воспитателем.
-Оказание успокаивающего действия на нервную систему.
-снятие эмоционального напряжения у детей.
-развитие мелкой моторики, внимания, мышления, сообразительности.
- познакомить детей с художественными произведениями, развитие способности слушать и отвечать на вопросы по содержанию, развитие навыков звукоподражания.
-создавать положительную атмосферу общения с детьми, расширять запас узнаваемых и называемых действий и предметов. воспитатель
Месяц Мероприятие Задачи Ответствен-ный
Октябрь Игра: «Утреннее приветствие».
(повторяется каждое утро) (первая неделя)
«Мыльные пузыри»
(вторая неделя)
Игровые адаптационные упражнения: «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся», «Прячем Мишку», хоровод с куклой».
Утренняя гимнастика:
«Котик», «Веселые лягушата», «Тигренок».
Дыхательные гимнастики во время НОД: «Как мышки пищат», «Вот какие мы большие».
пальчиковые гимнастики: «Сидели два медведя», «Летела Муха», «Пальчик о пальчик», «Моя семья».
Чтение и проговаривание стихов А. Барто «Игрушки».
Нетрадиционное рисование пальчиками «Веселый мухомор», «Дождик».
Слушание музыки
Прогулки на свежем воздухе: наблюдения за живой и неживой природой, наблюдения за трудом дворника, наблюдения за прохожими, за старшими детьми.
Трудовые поручения на прогулке: - сбор опавших листьев.
П/И «Зайка серенький сидит», «Мой веселый, звонкий мяч», «Птички и кот», «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобили». -создание положительного климата в группе, развитие навыков общения.
-снятие эмоционального напряжения и агрессии, снижение излишней двигательной активности.
- формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
- развитие двигательной активности, снятие эмоционального напряжения.
- развитие мелкой моторики рук, упражнять в умении проговаривать вслух за воспитателем.
- развитие речевого общения, расширение словарного запаса.
- снизить уровень возбуждения, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
-настроить на положительные эмоции.
-снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей, развивать умение убирать за собой игрушки.
- формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам
- упражнять мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях
бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего;
— быстро убегать, находить свое место;
— быть осторожными, занимая место, не толкать Воспитатель
Ожидаемый результат:
1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
2. Становление доверительных отношений между ДОУ и родителями.
3. Положительный эмоциональный настрой детей, доверие к воспитателю.
Результат по проекту:
1. Дети благоприятно адаптировались, отношения с воспитателем стали доверительными.
2. Повысился уровень знаний родителей в вопросе адаптации ребенка к условиям детского сада.
Список литературы
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - М. :Учитель,2006.
2. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. –Дошкольное воспитание № 8, 2001.
3. Панова Е. Н Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва, 2000.