Елена Назарова
Проект для детей с НОДА «Осенние листочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Звездочка»
Среднесрочный
ПРОЕКТ
в группе компенсирующей направленности
для детей с НОДА
Назарова Елена Викторовна,
Легостаева Полина Вячеславовна
2023 год
Тип проекта : групповой, среднесрочный, познавательно-исследовательский
Продолжительность: 2 недели (11-22 сентября 2023 г)
Публикация «Проект для детей с НОДА „Осенние листочки“» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Участники: дети группы, педагоги, родители.
Цель: Изучить с детьми объекты неживой природы (листья деревьев в осенней период) во взаимосвязи со средой их обитания и формировать у детей осознанное правильное взаимодействие с окружающим миром природы.
Задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, развивать познавательную активность.
- Формировать основы экологической культуры, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Воспитать желание познавать, исследовать, беречь природу и сохранять её.
Актуальность
У детей с ОВЗ возможности формирования и развития представлений об окружающем, как правило, ограничены, поэтому очень важно целенаправленное развитие этих представлений. Ребенок должен наблюдать деятельность окружающих его людей; эти впечатления очень важны для его умственного развития, формирования речи. Но если ребенок с ОВЗ предоставлен сам себе, он не может приобрести необходимые сведения или у него сложатся неправильные представления об окружающем. Поэтому необходимо планомерно руководить процессом восприятия окружающих явлений. Взрослый, прежде всего, должен отобрать важные, характерные и вместе с тем доступные и интересные для ребенка явления, привлечь его внимание. Сведения об окружающем преподносятся ребенку в известной последовательности, с постепенным их расширением и углублением.
Осень – красочная и яркая пора. В это время года дети очень любят мастерить поделки из природного материала. Тем более – весь этот материал буквально лежит под ногами. В этот момент в сознании ребёнка начинают появляться вопросы. Почему листья начинают изменять цвет, причём у разных деревьев листья разного цвета? Почему листья были на деревьях, а теперь лежат на земле? Почему это происходит именно осенью?
Задача воспитателя – не упустить этот момент. Зацепиться за вопросы и ребёнка, развить их и стать проводником в мир познания и исследования.
Осенью у воспитателя есть прекрасная возможность расширить знания детей об осени, помочь установить причинно - следственные связи между природными изменениями деревьев и листьев в осеннее время года, проводить наблюдения за неживой природой, создавать с детьми поделки из листьев.
Планирование
Образовательные
области Осуществляемая детьми деятельность
Познавательное
развитие Наблюдение на прогулке за осенними деревьями, за изменением цвета листьев. Прослушивание музыки «времена года»; Исследовательская деятельность: проведение эксперимента на прогулке «Почему листики деревьев шуршат»; Просмотр презентации «Осень», «Осенние деревья»; Дидактические игры из тематических занятий (ФЭМП) «Осенние листья»
Развитие речи Чтение художественной литературы: «Четыре желания» К. Ушинский; «Лесная речка» Г. Снегирев, Н. Сладкова «Осень на пороге»; Чтение сказки «Листопадничек»
Социально-коммуникативное
развитие Беседы с детьми «Почему падают листья», «Краски осени», ситуативная беседа «Почему нельзя жечь сухие листья»; Проведение итогового музыкального развлечения «Как мы с ветерком играли и листочки собирали»
Художественно-эстетическое
развитие Прослушивание музыки «времена года»; Лепка (коллективная работа) «Осеннее дерево»; Разучивание песни «Осень»; Рисование «Кленовый лист»; Ручной труд «Совушка» (из осенних листьев); Аппликация «Ежик (лисичка) в листьях»; Слушание музыки «Осенний ветерок» Гречанинова; Коллективная работа по художественному творчеству (аппликация) «Волшебное осеннее дерево»;
Физическое
развитие Пальчиковая игра «Собираем листочки»; Подвижная игра «Листопад»
Работа с родителями
Предложить вместе с детьми собрать листья со своего сада или огорода для поделок; Провести консультацию для родителей «Как научить ребёнка исследовать всё вокруг»
Этапы проекта
Содержание работы Дата Цели и задачи
I Подготовительный этап
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор художественной литературы, стихотворений и песен по данной теме. Подбор дидактических игр, пальчиковых и подвижных игр, литературного и иллюстративного материала.
II Основной этап
Беседа с детьми «Почему падают листья», рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге»
Наблюдение на прогулке за осенними деревьями, за изменением цвета листьев.
Прослушивание музыки «времена года»
Лепка (коллективная работа) «Осеннее дерево» 12.09.23 Расширять знания детей о листьях, их значении для деревьев. Воспитывать любознательность, интерес к природе. Закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений знания о разных видах деревьев.
Продолжать развивать музыкальный слух, формировать умение определять характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном.
Учить детей описывать предмет, продолжать формировать интерес к работе с пластилином в создании композиций.
Исследовательская деятельность: проведение эксперимента на прогулке «Почему листики деревьев шуршат»
Разучивание песни «Осень»
Рисование «Кленовый лист» 13.09.23 Расширить знания о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природное явление – листопад.
Познакомиться с новой песней «Осень»
Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.
Чтение сказки «Листопадничек»
Пальчиковая игра «Собираем листочки» 14.09.23 Расширять представления детей о временах года и некоторых видах деревьев.
Продолжать развивать мелкую моторику.
Ручной труд «Совушка» (из осенних листьев) 15.09.23 Уточнить и закрепить с детьми понятие «осень», «осенние листья»; Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать и сворить с ними.
Аппликация «Ежик (лисичка) в листьях» 18.09.23 Продолжать совершенствовать навыки выполнения аппликации из природного материала.
Просмотр презентации «Осень», «Осенние деревья»
Просмотр мультфильма «Листопадничек»
Слушание музыки «Осенний ветерок» Гречанинова 19.09.23 Углубить представления об особенностях деревьев осенью. Рассмотреть листья, иллюстрации с изображением осенней природы.
Вызывать эмоциональный отклик на музыку вальса.
Дидактические игры из тематических занятий (Осенние листья) : «Найди пять отличий», «Найди и сосчитай», «Проведи как падают осенние листочки», «Какой лист лишний?», «Продолжи логический ряд», «Соедини листья и подходящие тени», «Соедини половинки листьев по геометрическим фигурам», «Разложи по размеру», Сложи пазлы».
Консультации для родителей «Как научить ребёнка исследовать всё вокруг» 20.09.23 Продолжать знакомить с элементарными математическими понятиями, развивать логическое мышление, повторять порядковый счет, развивать координацию и мелкую моторику.
Помочь родителям понять, что задача взрослых – создать благоприятную среду, в которой ребенок находил бы ответы на свои многочисленные вопросы.
Беседа «Краски осени»
Коллективная работа по художественному творчеству (аппликация) «Волшебное осеннее дерево» 21.09.23 Продолжать знакомить детей с осенними явлениями природы, учить видеть красоту осенней природы, воспитывать бережное отношение к природе.
Продолжать совершенствовать навыки выполнения аппликации из природного материала.
Чтение рассказа «Четыре желания» К. Ушинский; «Лесная речка» Г. Снегирев
Подвижная игра «Листопад»
Ситуативная беседа «Почему нельзя жечь сухие листья» 22.09.23 Закреплять представления детей о сезонных изменениях в неживой природе.
Закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; конкретизировать понятие «листопад».
Формировать представления о правилах поведения осенью на участке детского сада.
III Заключительный этап
Итоговое музыкальное развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла» 22.09.23 Вызывать положительные эмоции у детей от совместной музыкальной деятельности; В игровой форме закрепить знания детей об осенних листочках.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
У детей сформировались представления о сезонных изменениях в природе;
В ходе проекта большое внимание уделялось развитию способностей детей наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; Родители приняли участие в проекте в итоговом музыкальном развлечении.
Продукт проектной деятельности
Сбор листьев с родителями
Проведение ООД по изобразительной деятельности
Организация познавательно-исследовательской деятельности
Итоговое музыкальное развлечение «Как мы с ветерком играли и листочки собирали»