наталья зиборова
Проект «Осень золотая в гости к нам пришла». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно – творческий, практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц)
Сроки реализации: с 25.09.17г. по 27.10.17г.
Участники проекта : воспитатели; учитель-логопед; дети старшей группы, родители, музыкальный работник.
Тематическое поле: познание
Интеграция образовательных областей: (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. физическое и речевое развитие)
Публикация «Проект „Осень золотая в гости к нам пришла“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта :
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе МКДОУ Д/с № 2
Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы. Ягоды», «Деревья».
Задачи:
• Расширять знания детей об осени, ее признаках и явлениях.
• Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих в осенний период;
• Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
• Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
• Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
• Развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
• Способствовать развитию памяти, восприятия.
• Воспитывать эстетические чувства.
Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.
Актуальность темы:
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Проблема: Дети с ОНР сталкиваются с трудностями при изучении времен года, путают понятия «овощи-фрукты».
Формы и методы реализации проекта
• Непосредственно образовательная деятельность;
• наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• создание и просмотр презентаций;
• чтение художественной литературы о природе, о временах года;
• утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
• выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
• индивидуальная работа с детьми;
• взаимодействие с семьей.
Предполагаемые результаты:
• Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях.
• Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
• Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
• Пополнится словарный запас;
• Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Этапы проведения проекта :
Этапы проекта Содержание
1 Подготовительный • Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта
• Подготовка развивающей среды
• Составление плана проекта
2 Практический • Работа с детьми
• Работа с педагогами
• Взаимодействие с родителями
3 Итоговый • Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта
• Выставка творческих работ и поделок
• Итоговое развлечение по теме проекта
Ресурсное обеспечение проекта
• Методический инструментарий: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, памятки, буклеты рекомендации, библиотека для родителей и педагогов и т. д.
• Подборка художественной литературы по лексическим темам.
• Материал для художественного творчества.
• Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации (осенний период) .
Приложение.
1. Этапы проведения проекта «Осень золотая в гости к нам пришла»
№
Этапы проекта
Участники
Подготовительный этап
1. Диагностика по теме: «Что ты знаешь об осени?» Воспитатели, учитель-логопед, дети
2. Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстраций, фотографий, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми.
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта Воспитатели,, учитель-логопед
Музыкальный руководитель
3. Родительское собрание с презентацией проекта (знакомство родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы) Воспитатели,, учитель-логопед, родители
4. Консультации, буклеты, памятки в родительский уголок:
«Игры с детьми на прогулке в осенний период»
«Осень, осень, в гости просим»
«Сезонные изменения в природе: что мы знаем об осени»
«Осенняя пора – очей очарованье!»
«Одеваемся по погоде» Воспитатели
Практический этап
1. 1. Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта
2. Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
3. Разучивание песен по тематике проекта Воспитатели, учитель-логопед и родители
Музыкальный руководитель
2. Непосредственно образовательная деятельность
Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад», Трутневой «Листопад», Пушкина «Уж небо осенью дышало», Ю. Тувим "Овощи",
Чтение и пересказ рассказа Г. Скребицкого «Осень», И. Соколов- Микитов «Листопадничек»
Чтение и обсуждение басни Крылова «Стрекоза и муравей»
Составление описательных рассказов по картинам, иллюстрациям, фотографиям. (рассматривание картины Серова «Октябрь»)
Рисование «Лес словно терем расписной…»
«В осеннем лесу», «Рисуем натюрморт», «Осенняя прогулка», «Рисуем пейзаж»
Аппликация «Корзина с фруктами и ягодами», «Превращение осеннего листочка», «Осенний ковер», «Ветка рябины»
Лепка «Витамины с грядки», «Пластилиновое дерево», «За грибами в лес осенний»
Ознакомление с окружающим «Осень золотая», «Осенняя сказка», «В гости к бабушке» Воспитатели, учитель-логопед и дети
3. Наблюдение
ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию
Беседы
«Какими красками рисует осень», «Почему опадают листья?», «Куда улетают птицы?», «Откуда хлеб пришел?», «Что такое урожай?» «Дары северного леса»
Труд в природе
Сбор гербария, уборка шишек и сухих листьев на участке ДОУ. Воспитатели и дети
4. Дидактические игры:
«Узнай по описанию»;
«Четвёртый лишний»;
«Собери дерево»
«Бывает – не бывает»;
«От какого дерева листок»;
«Времена года».
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник»
«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)
«Обведи по контуру»
«Овощной магазин»
«Узнай дерево»
«Чем отличаются и чем похожи деревья?»
«Загадай загадку» Воспитатели, учитель-логопед и дети
5. Составление загадок с использованием символов Воспитатели, учитель-логопед и дети
6. Экскурсия в парк
Пешеходные прогулки по улицам села.
Наблюдения за деревьями и другими растениями Воспитатели
7. Музыкальные тематические праздники и развлечения
«Осень, осень, в гости просим»
«Осень в гости к нам пришла»
Музыкальный руководитель воспитатели, дети, родители
8. Подвижные игры «У медведя во бору», «Волк во рву», «Зайцы и волк» воспитатели, дети
Итоговый этап
1. Инсценировка р. н. с. «Репка» Воспитатели, учитель-логопед и дети
2. Выставка-ярмарка творческих работ детей и родителей «Золотая осень!» Воспитатели, дети
3. Музыкально-литературный вечер «Осень в гости к нам пришла» Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители дети
2. Предметно-развивающая среда.
В группе За пределами группы
1 Календарь наблюдений за погодой Деревья, другие растения на участке ДОУ, в лесопарковой зоне.
Картины, фотоматериалы, репродукции.
2 Различные виды календарей
3 Каталог развивающих игр по тематике
4 Альбомы, фотоальбомы о природе
5 Художественная литература
6 Мультимедийные презентации, м/ф.
7 Атрибуты для сюж. рол. игр
8 Материалы для художественного творчества
3. Работа с детьми
Образовательная область Форма организации (виды деятельности) тема Место проведения количество
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская (Наблюдения) «За деревьями»,
«Какие листья на деревьях».
«Рассмотрим кору»
«Как расположены ветки у разных пород деревьев»
«Какая это ягода?»
«Гриб-грибок» Участок ДОУ
ежедневно
Игровая (Дидактические игры) «Узнай по описанию»
«Четвёртый лишний»
«Собери дерево»
«Бывает – не бывает»
«От какого дерева листок»
«Времена года».
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник»
«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)
«Обведи по контуру»
«Овощной магазин»
«Много – мало»
«Узнай дерево»
«Чем отличаются и чем похожи деревья?»
«Загадай загадку» Группа, участок ДОУ Ежедневно
Познавательно-исследовательская
(Рассматривание альбомов, фотографий) «Деревья» «Осенний лес»
группа ежедневно
Целевые экскурсии, пешие прогулки) центральная аллея по ул. Ленина село 1 раз в неделю
Социально-коммуникативное Коммуникативная (Составление описательных рассказов) «Опиши дерево», «Опиши листок», «Продолжи рассказ…» Группа, участок ДОУ По плану
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие Коммуникативная (Заучивание стихотворений) И. Бунин «Листопад» Трутнева «Листопад»
Е. Благиной «Золотая осень», А. К. Толстого «Осень» группа По плану
Коммуникативная (Чтение стихов, загадок, рассказов, пересказ рассказов, обсуждение) Пушкина «Уж небо осенью дышало»
рассказ Г. Скребицкого «Осень»
басня Крылова «Стрекоза и муравей»
Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки». группа По плану
Художественно-эстетическое развитие Рисование, аппликация, лепка. «Рисуем пейзаж», «Лес словно терем расписной», «Пластилиновое дерево», «Красавица береза»
«В осеннем лесу», «Рисуем натюрморт», «Осенняя прогулка»,
«Корзина с фруктами и ягодами», «Превращение осеннего листочка».
«Витамины с грядки» группа По плану
Рассматривание и обсуждение репродукций пейзажей Серов «Октябрь»
Репродукции Левитана Золотая осень»
М. Нестеров «Осенний пейзаж».
группа По плану
Музыкальное развитие Непосредственно образовательная деятельность
Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени Музыкальный зал По плану.
Физическое развитие Двигательная (Непосредственно образовательная деятельность, досуги) Включение игр по теме
Участок детского сада, физкультурный зал По плану
Культурно-досуговая деятельность
Музыкально-литературные вечера и праздники. Музыкальный зал По плану
Диагностика знаний детей о сезонных изменениях, признаках осени.
Начало проекта :25. 09. 2017
Конец проекта :27.10.2018
Уровень знаний Начало проекта Конец проекта примечание
1 высокий ___ ___ 4 чел. 40%
2 средний 5чел 50% 4 чел. 40%
3 низкий 5 чел 50% 2 чел 20 %
Выводы и результативность: Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе, повышению познавательного интереса. В рамках реализации проекта уровень знаний детей об осени, сезонных изменениях и признаках осени значительно повысился.
С детьми были организованы ежедневные наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Ребята учились отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На прогулках и во время целевых экскурсий обращали внимание на особенности внешнего вида растений. Наблюдая с детьми за изменением цвета листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. В процессе наблюдений уточнялись знания детей о том, что такое «ранняя»,«поздняя осень»- чем они отличаются.
Дети с большим желанием в сборе урожая картофеля и лука на импровизированном огороде, при этом они наглядно познакомилось со строением дерева.
В ходе проекта дети посетили овощной магазин, где увидели разнообразие даров природы осенью. Результатом экскурсии у детей возникла самостоятельная сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин».
В ходе работы по проекту «Золотая осень в гости к нам пришла» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в музыкально-литературном вечере, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
Социальная – взаимодействовали друг с другом, с педагогами и родителями.
Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки.
Информационная – получали информацию из разных источников, делились ею.
Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта (от рисунков до сценария инсценировки).
Здоровьесберегающая – играли в подвижные и хороводные игры и пр.
Совместно с детьми и родителями в уголке природы нашей группы мы поместили муляжи и иллюстрации даров осени- овощи и фрукты, грибы и ягоды, фотоальбомы. Родительский уголок пополнился различными материалами, буклетами, памятками, папками-передвижками по тематике проекта.
Проект «Осень в гости к нам пришла» предоставил каждому ребенку нашей группы возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей.