Ирина Калачева
Проект «Огород на окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Огород на окошке»
Вид проекта : познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный: 1 месяц.
Участники проекта : дети 5-6 лет (ст. гр.) , воспитатели, родители
Проблема:
во время бесед с детьми выясняется, как дети знают названия овощей, как они выглядят, где растут,а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы.
Публикация «Проект „Огород на окошке“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Проект «Огород на окошке» поможет сформировать представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых, для выращивания овощных культур в группе детского сада на подоконнике.
Актуальность проекта :
-Актуальность заключается в необходимости развития интереса к окружающему миру. Задача взрослого развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для поиска информации. Учитывая детскую любознательность, следует заметить, что они охотно принимают участие в посадках и наблюдениях за растениями. Следует предположить, что «Огород на окошке» это прекрасная решение для поставленной задачи.
Ребёнок сможет, наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе. Наблюдая за растениями, он учится распознавать иную форму жизни, начинает видеть в ростке особое живое существо, понимает важность ухода за растением, и свою значимость.
Запоминает простые, но очень важные правила ухода, полив, рыхление почвы, пересадка. С помощью взрослых дошкольник учитывает важность условий для хорошего роста и развития растения, учится делать выводы о значении тепла, света, полива, внесении удобрений, правильного ухода.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь детям понять важность данного процесса. Посадив в землю семена, может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д. А появление плодов на растениях это – настоящий праздник и награда за терпение и труд.
Задачи проекта
для детей:
Цель : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи образовательные :
-расширить представления детей о культурных растениях.
-Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных
растений (огурец, лук, помидор, укроп и т. д.)
- Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
-Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, правильно отражать наблюдения в рисунке (дети могут вести дневник наблюдений за ростом посадок).
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, наблюдательность чувство ответственности за состояние растений (полив, рыхление);
- развивать речь, активизируя и обогащая словарный запас детей.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам
Для родителей:
-Привлечь родителей к совместной реализации проекта : беседы с детьми о культурных растениях, чтение художественной литературы по теме, просмотр мультфильмов по теме в домашних условиях
-Формирование позиции сотрудничества родителей и детей, умение организовывать детскую деятельность.
Для педагогов :
Создание условий стимулирующих развитие гармоничной личности, а также условий для развития творческих способностей у детей.
Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса к изучению объектов наблюдения.
Организация совместной деятельности детей и родителей по решению
проблемной ситуации проекта.
Ожидаемые результаты:
для детей:
- Дети научатся правильно ухаживать за растениями, у детей сформированы представления о растениях, уходе и условиях роста и развития, о характерных особенностях некоторых из них;
- в экологическом уголке группы пополнена развивающая среда в результате будет создан «Огород на подоконнике».
- У детей продолжит формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
Для родителей:
- родители вовлечены к участию в проектной деятельности. Способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Для педагогов:
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
Методическое обеспечение проекта.
Иллюстрации, картинки, ИКТ, фотоматериалы, видео презентации книги, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности.
Предварительная работа:
1 этап-подготовительный.
1 неделя: - определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окошке».
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
• подбор наглядно-иллюстративного материала по теме: «Огород на окошке»
• изготовление д/и «Четвёртый лишний», «Подбери пару», «Угадай по силуэту», «Сложи целое»
• подбор художественной литературы: стихи, рассказы, сказки,
• пальчиковые игры.
• подбор материала для продуктивной деятельности.
Работа с родителями:
• консультация для родителей по теме:
«Что можно вырастить на окне».
«Как научить ребенка любить и заботиться о растениях»
• Совместная творческая деятельность с детьми (дневники наблюдений)
• В индивидуальных беседах рассказать о целях и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте : оказание помощи детям в изучении данной темы.
• Рекомендации: «Посадки рассады дома, наблюдение», рассказы из личного опыта
2этап-основной:
• просмотр презентации по теме: «Культурные растение»
• Беседы с детьми «Какие растения дети хотят вырастить?»
«Как ухаживать за рассадой?»
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта
Цель: Выявить уровень знаний детей, применив беседу в форме вопросов.
Расширить представления детей о растениях, рассмотреть сравнить различные семена ;через образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие).
Активизировать словарный запас детей
• наблюдения/ Экспериментирование:
Опыт «Свет и темнота?»., «Частый полив и редкий» Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
-Формировать представление о необходимых условиях для роста растений Вывод: растениям необходим свет, почва, регулярный полив, водой комнатной температуры. В темноте рост слабый, при сильном и редком поливе растение погибает.
• Ознакомление детей с художественной литературой:
-Сказки («Вершки и корешки», «как рубашка в поле выросла")
белорусская сказка «Пых» Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки» ,Ю. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы», «Огородники» • выполнение работ по изобразительной деятельности:
рисование на тему «что растет на окошке?»
аппликация «Мое растение»;
Лепка «Как рос лук»
• подвижные и малоподвижные игры;
• раскраски по теме «овощные култтуры»
• Дидактические игры:
1. «Четвертый лишний». Цель: формировать представление о овощных культурах
2. «Что изменилось?». Цель: развитие внимания и связной речи.
3. «Повторяй, запоминай, называй» Цель: развитие слуховой памяти.
4. «Угадай по силуэту». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
5. «Назови ласково» цель: формировать умение подбирать уменьшительно-ласкательные суффиксы
3- этап заключительный :
-Создание альбома наблюдений «Огород на окошке» (совместно родители, дети, воспитатели).
- подведение итогов.
- выставки творческих работ детей.
- итоговая беседа.
Литература:
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева. Н. А. Ноткина [и др. ] – Изд. 3-е перераб. - Спб: Детство-Пресс, 2007.
2. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З. А. Михайловой. – Спб, 1997
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : Книга для воспитателей детского сада/А. К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение,1991. С. 90-121
4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст] : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С. 29.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] : Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О. А. Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.
Итоги проекта :
За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии растительного мира. О правилах ухода за растениями и создании условий для их роста и развития. О характерных особенностях строения, внешнем виде. У детей активизировался и обогатился словарный запас по теме; вырос интерес к познанию окружающего мира, желание беречь и охранять природу; пополнилась развивающая среда группы; родители воспитанников были вовлечены к участию в проектной деятельности.