Ирина Андреева
Проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
«Посадили огород,
Посмотрите, что растет!
Будем мы ухаживать,
Будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать!»
Цель: обобщение и расширение знаний у дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.
Проектная идея : ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим миром, привитие трудовых навыков.
Публикация «Проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта :
-дети 4-5 лет МБДОУ №222;
-воспитатели;
-родители.
Причины разработки:
1. Расширять представления детей об окружающем мире;
2. Умение детей ставить перед собой цель, подбирать инструменты для работы, содержать в порядке рабочее место.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей умение ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой.
3. Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.
5. Развивать познавательные и творческие способности детей.
6. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
7. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
8. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
Тип проекта : информационно-творческий; групповой.
Срок реализации проекта : апрель 2013г, краткосрочный.
Организация проекта : подбор литературы, иллюстраций, фото; подготовка земли, семян, контейнеров.
Оборудование: контейнеры, стаканчики с землей, семена растений, лейки с водой.
Работа с родителями:
1. Провести беседу с родителями на тему «Огород на окне».
2. Организовать консультацию для родителей «Зачем нужен огород на окне?»
3. Помощь в проектировании модели «Огород на окне». Сбор материалов для модели «Огород на окне».
Мы планируем получить следующие результаты:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
План реализации проекта :
1. Подготовительный этап: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
2. Основной этап (или этап реализации проекта) : проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (выращивание семян, беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций). 2-я, 3-я, 4-я недели.
3. Заключительный этап: подводятся итоги, итоговая беседа-5-я неделя.
Этапы реализации проекта :
1. Беседа с родителями «Огород на окне» (обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта). Воспитатели группы, родители,1-я неделя.
2. Консультация для родителей «Зачем нужен огород на окне?» Воспитатели группы,родители,1-я неделя.
3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования (создать условия для реализации проекта «Огород на окне»). Воспитатели группы, родители,1-я неделя.
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, разгадывание загадок. (вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений).Воспитатели группы,воспитанники,2-я неделя.
5. Мероприятие «Овощи и фрукты» Воспитатели, воспитанники,2-я неделя.
6. Практическая деятельность: посадка лука, помидоров, укропа, салата (вызвать интерес к выращиванию огородной культуры). Воспитатели группы, воспитанники, 2-я неделя.
7. Опыт-наблюдение за выращиванием лука, помидоров, салата (учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, помидоров, укропа, салата). Воспитатели группы, воспитанники, 3-я и 4-я недели.
8. Труд в уголке природы (продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий; получить необходимые условия для роста лука).Воспитатели группы, воспитанники, 3-я и 4-я недели.
9. Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Узнай, о чем я говорю», «Интересные загадки», «Чудесный мешочек». Воспитатели группы,воспитанники,3-я и 4-я недели.
10. Разгадывание загадок, чтение и разучивание стихотворений, чтение пословиц и поговорок про овощи. Воспитатели группы, воспитанники,3-я и 4-я недели.
11. Наблюдения «Растут ли наши растения?» (Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений). Воспитатели группы, воспитанники, 3-я и 4-я недели.
12. Итоговое мероприятие «Огород на окне» перемещается на участок детского сада (настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке). Воспитатели группы, воспитанники,4-я неделя.
Приложение 1.
Поговорки и пословицы про овощи.
1) Капуста любит воду да хорошую погоду.
2) Голова садовая ( значит: капустный кочан, т. е. несообразительный, нерасторопный, неловкий человек, разиня).
3) Языком капусту не шинкуют.
4) Проще пареной репы.
5) Дешевле пареной репы (т. е. очень дешево).
6) Лук от семи недуг.
7) Лук да баня все поправят.
8)Горе луковое (т. е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).
9) У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.
10) Лук с чесноком – родные братья.
11) Сердце с перцем, душа с чесноком (т. е. злой человек).
12) Редька хвалилась: «Я с медом хороша!»
13) Надоел, как горькая редька.
14) Надоел хуже горькой редьки.
15) Морковь прибавляет кровь.
16) Съешь и морковку, коли яблочка нет.
17) В море огурцы сажать (т. е. преувеличивать, обманывать).
Приложение 2.
Стихи про овощи.
М. Борина.
Перец-овощ интересный,
Очень вкусный и не пресный,
Или сладкий, или горький,
Режь его и скушай дольку.
Желтый или красный,
Очень он прекрасный.
А может быть зеленым,
Печеным иль соленым.
И пожарить можно,
Только осторожно…
Шкурку не сожгите
И руки берегите.
…
Посмотрите, кабачок,
Завалился на бочок.
Он лежит такой холеный,
Гладкий, длинный и зеленый.
Вырос больше всех друзей.
Отнесем его в музей…
Про музей мы пошутили,
Кабачок водой полили.
Ты расти и вырастай,
Будет славный урожай.
А. Полетаева
Все сегодня по порядку,
Обходил в саду я грядки.
На одной из них лежал-
Темно-синий баклажан.
Был он важен и пузат,
Показалось, даже взгляд
На меня он покосил,
Я у бабушки спросил:
-Для чего он нужен нам,
Этот синий баклажан?
-Помнишь, внучек, на неделе,
Вкусную икру мы ели!
-Помню, помню, как забыть!
БАКЛАЖАН! Не может быть!
Приложение 3.
Загадки:
1) Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
2) Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)
3) Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
4) Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)
5) Красненьки сапожки в земле и в лукошке. (Свекла)
6) Цветки желты, плоды зелены, а созреют-покраснеют. (Помидор)
7) Промеж гор, промеж дол лежит пан синий кафтан. (Баклажан)
8) Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачок)
9) На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый. (Огурец)
10) Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)
11) Как на нашей грядке выросли загадки сочные да крупные, вот такие круглые, летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)
12) Дом зеленый тесноват; узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят круглые ребятки. Осенью пришла беда треснул домик гладкий, поскакали кто куда круглые ребятки. (Горох)
Приложение 4.
Дидактические игры.
«Узнай на ощупь».
Цель: определение отличий одних овощей от других; сравнение овощей на ощупь по длине, величине, ширине.
Оборудование: непрозрачный мешочек с овощами.
Содержание: ребенку предлагается на ощупь определить овощ и назвать его признаки.
Дидактическая игра «Узнай на вкус».
Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания об овощах.
Содержание: детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).
«Узнай, о чем я говорю».
Цель: обогащать словарь детей прилагательными.
Содержание: воспитатель предлагает детям, глядя на рисунки, догадаться о каком овоще говорится. Далее дети сами загадывают загадки: зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец и т. д.
«Интересные загадки».
Цель: закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».
Содержание: ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь.
Приложение 5.
Консультация для родителей
«Зачем нужен огород на подоконнике?»
Многие родители, имеющие свои огороды не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровье и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых овощей.