Дания Акбулатова
Проект «Нетрадиционные техники рисования. Кляксография» в разновозрастной группе
▼ Скачать +Заказ
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Возраст детей:4-6 года.
Участники проекта : дети и воспитатели средней группы.
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционной техники, способов и форм ее организации.
Публикация «Проект „Нетрадиционные техники рисования, Кляксография“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Кляксография. Рисуем кляксы
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством развитие детского изобразительного творчества в целом.
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Цель проекта :
Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционной техники рисования "Кляксография".
Задачи:
Познакомить детей с одним из видов нетрадиционной техники рисования "Кляксография" - "Рисование выдуванием через трубочку".
Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя новую технику рисования.
Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и новыми инструментами.
Развивать умения и навыки детей в экспериментировании с новыми изобразительными инструментами.
Развивать у дошкольников творческие способности через нетрадиционную технику рисования.
Ожидаемый результат:
Применение полученных знаний и опыт коллег в ходе реализации проекта по проблеме развития художественного творчества;
Умение детей применять усвоенную нетрадиционную технику;
Эффективность внедрённой нетрадиционной техники доказана повышением уровня творческого развития в изобразительной деятельности;
Участие в городских и всероссийских конкурсах рисунков.
Этапы реализации проект.
1 этап. Подготовительный.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1 Изучение литературы, подбор материала. Готовность к применению.
2 Изменение предметно-развивающей среды. Приобретение необходимого
инструментария (трубочки для
коктейля, разработка и
изготовление методического
пособия (образец).
3 Разработка самого проекта. Разработка конспектов образовательных ситуаций, включение системы занятий в
перспективный план работы кружка.
2 этап: Основной.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1 Ознакомление детей с одним из видов
нетрадиционной техники рисования
"Кляксография" - "Рисование
выдуванием через трубочку". Образовательная ситуация:
"Волшебное превращение кляксы".
2 Использование нетрадиционной
техники рисования на практике.
Образовательная ситуация:
"Дремлет лес под сказку сна" (1
этап);
"Дремлет лес под сказку сна" (2
этап);
3 Проведение итоговой выставки
выполненных работ. Выставка детских творческих работ
3 этап: Заключительный.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1 Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. Презентация.
Литература:
Р. Гибсон, Д. Тайлер «Делай и играй. Весёлое рождество», статья «Дерево колдуньи», стр. 31
Приложнение.
Занятие в разновозрастной группе по рисованию-экспериментированию
(пятно-кляксография)
«Чудесные превращения кляксы»
Цель: Научить детей использовать в рисовании не традиционные формы.
Задачи:
1. Создать условия свободного экспериментирования с разными материалами инструментами (художественными и бытовыми, показать новые способы получения абстрактных изображений. (клякс)
2. Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс)
3. Развивать творческое воображение, фантазию в оформлении работы.
4. Воспитывать эстетическое отношение в работе.
Предварительная работа:
-Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи?
-Чтение И. А. Лыковой «Цветные ладошки»
Материалы и оборудование:
Акварель, гуашь, туш. Мягкие кисточки разных размеров, тряпочки, губки, бумага для сминания, баночки с водой, трубочки.
Ход деятельности.
Воспитатель.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
– Ребята, а утро у вас сегодня доброе, замечательно.
– Давайте попробуем все вместе отгадать – цветные загадки:
Если красную клубнику смешать с желтой грушей, то сок будет?
Какого цвета получится сок, если смешать красное яблоко и синюю сливу? Желтую сливу и красный арбуз?
Если посмотреть на желтый цветок через красное стеклышко, то каким будет этот цветок?
Какой цвет получится если смешать желтую грушу, красное яблоко, синюю сливу?
Красную клубнику и желтую сливу? Синюю сливу и красное яблоко?
Дети отгадывают загадки. В это время входит Клякса – взрослый с нарисованными на лице черными пятнами.)
Клякса.
-Что здесь происходит? Чем вы занимаетесь? И почему без меня? Я здесь самая главная!
Воспитатель.
- А ты кто такая?
Клякса.
-Я черная как вакса, зовусь я Чудо – клякса! Я прыгну на рисунок, на нем оставлю след. Все краски уничтожу, любой мне вреден цвет! Вот кто я такая, вы должны меня бояться, и если вы решили, что-нибудь нарисовать, то ничего не выйдет!
-Все рисунки поскорей собирайте у детей.
На картинках ярких, празднично – цветных,
Я оставлю кляксы, прыгну я на них.
Там, где были люди, цветы, деревья, птицы,
Черненькие кляксы будут веселиться.
Будет нас полным – полно, будет все черным, – черно.
Будут дети – плаксы ставить только кляксы.
Воспитатель.
-Дети у нас совсем не плаксы, и они умеют хорошо рисовать. А вот откуда, интересно, ты взялась и почему ты такая злая и сердитая?
Клякса.
Какой-то злой мальчишка, проказник-шалунишка,
Смешал все краски сразу и, я пришла из сказки.
Все время я хожу одна, и никому я не нужна.
Меня не любят дети, и я одна на свете. (Плачет.)
Воспитатель
-Послушай, Клякса, ведь мы с ребятами хотим тебе помочь. Мы умеем правильно смешивать краски и можем сделать тебя веселой, цветной и симпатичной, и даже можем тебя, во что-нибудь превратить. Согласна?
Клякса. Конечно!
Воспитатель.
-Ребята, давайте поможем стать Кляксе стать доброй и ласковой, и тогда у нее появятся друзья…. Садитесь за столы.
Воспитатель.
- Ребята, а вы знаете, что такое клякса?
Дети:
-Пятно.
Воспитатель.
- Да, это пятно неопределенной формы, которое получается, если разлить цветную жидкость или краску. Из-за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превращать в кого или во что угодно.
- Давайте и мы с вами сегодня сначала нарисуем кляксы, а потом превратим их, в кого захотим или в того, на кого они будут похожи.
- Дети, как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу.
Дети высказывают свои предложения.
Воспитатель.
- Молодцы, а вот еще один способ. Обратите внимание.
- На чистый лист капаем краску, цвет может быть различным, это зависит от того, что вы хотите получить в итоге! Если дерево, то темные краски, если цветы, то яркие!
Выполняем технику пятнографии и кляксографии (с помощью трубочек для коктейля)
С помощью кляксографии выполняем стебель цветка (выдуваем, далее пятонграфия (бутон цветка).
Клякса.
- А теперь приготовим наши пальчики к разминке «Дружные ребята»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (пальцы ритмично сжимают в «замок» и разжимают)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (одновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно соединяют одноимё нные пальцы: большой с большим; указательный с указательным и т. д.)
Начинай считать опять (одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы закончили считать. (кисти рук опустить в низ, встряхнуть)
Воспитатель.
- Ребята посмотрите какие забавные кляксы у вас получились! Давайте дорисуем необходимые детали, чтобы у вас получилось что то определенное! (солнышко, цветочек, деревце.)
Клякса.
-Ребята, вы такие веселые, я приглашаю вас поиграть на ковре. Становимся в круг.
Игра:
-Как живешь? (большой пальчик кверху) Вот так!
-Как идешь? (шагают на месте) Вот так!
-Как бежишь? (бег на месте) Вот так!
-Ночью спишь? (ладошки соеденить вместе и положить под щечку) Вот так! Шепотом.
-Как берешь? (сжимают кулачек, прижимают к себе) Во так!
-А даешь? (протягивают ладошку) Вот так!
-Как шалишь? (надувают щечки, слегка хлопают ладошками по ним) Вот так!
-Как грозишь? (грозят пальчиком) Вот так!
Клякса.
-Молодцы ребята, вы такие веселые…
Воспитатель.
-Да, детки у нас добрые и веселые, ведь утро у них началось с улыбок и ярких красок!
Клякса.
-Спасибо большое! Я поняла, что нужна вам, и вы меня любите. Я обещаю, что никогда не буду портить рисунки и научусь рисовать как вы.
Воспитатель.
-Какие рисунки кажутся вам самыми интересными, яркими? (Дети обмениваются мнениями.) Теперь сделаем из рисунков – клякс волшебную книгу. (Скрепляем листы с помощью дырокола и цветной нити.)
Клякса.
-А я вас хочу угостить вкусным соком.
Сказка «Хитрая клякса» Автор: Ирис Ревю
Жила-была Клякса. Вы спросите, где она родилась? Кто-то говорил, что в чернильнице, кто-то — в красках. Долгое время она никак не проявляла себя, и об её существовании никто не знал.
Но вот однажды Коля Кляксин решил нарисовать домик. Он нашёл подходящую кисточку, намочил её в воде, а потом окунул в краску. Краски было с избытком. Во что это вылилось? В кляксу. А дело было так. С кисточки стекла капля и плюхнулась на альбомный лист.
— Не ждали? – спросила клякса у Коли.
— Нет, — искренне ответил мальчик. Было видно, что он расстроился. Что делать? Оставалось только взять новый лист и начать рисовать снова. Но клякса сказала :
— Не торопись. Взять новый лист ты всегда успеешь. Давай превратим меня во что-то полезное.
— Во что можно тебя превратить? – удивился Коля Кляксин.
— А ты подумай. Если человек захочет, то он может многое осуществить.
Коля почесал в затылке. Он решил превратить кляксу в маленькое озеро. А на берегу озера будет стоять давно задуманный мальчиком домик.
Коля взял голубую краску и превратил бесформенную кляксу в маленькое прекрасное озерцо, рядом с которым летали бабочки, стрекозы. Недалеко цвели цветочки.
Следом Коля нарисовал домик. Аккуратным, красивым он получился. На крыльце дома стояла девочка и любовалась водной гладью озера.
Хороший получился рисунок. Давно Коле хотелось нарисовать нечто подобное. Именно такой Коля представлял и планету Земля – доброй, радостной, со множеством светлых домиков.
…В дальнейшем Коля стал пользоваться кисточкой аккуратно. И клякс у него не было. Но иногда Коле Кляксину, а ведь на то он и Кляксин, хотелось пошалить. И тогда он начинал свой рисунок с кляксы. А потом совершал разные превращения. Кляксы становились тучкой, облаком, медвежонком…
Так интересно совершать превращения!
Вопросы и задания к сказке про кляксу
Каким образом Коля Кляксин познакомился с кляксой?
Что такое «клякса»?
Как она рождается?
Почему сказка называется «Хитрая клякса»?
Во что решил превратить кляксу Коля?
Каким тебе показался мальчик Коля – находчивым или нет?
Нарисуй, как клякса превращается во что-то хорошее.
Какие пословицы подходят к сказке?
Находчивость на деньги не купишь.
Творчество и ум – родственные понятия.
Смекалка умному подмога.
ЗАГАДКИ ПРО КЛЯКСУ.
Замарашка, озорница
Вдруг уселась на страницу,
Из-за этой баловницы
Получил я единицу.
Ответ: Клякса
Что за небылица
Уселась на странице:
Чёрная, лохматая,
Промокашкою прижатая.
Уселась на листочке,
Закрыла собой строчки.
(Клякса)
Дидактическая игра "Причудливые кляксы"
Цель: Развитие творческого воображения у детей.
Ход игры:
Дети рассматривают карточки с кляксами и пытаются отгадать в их очертаниях предметы или животных. После находят карточки с правильным вариантом ответа. Возможно, у ребенка появится собственный новый вариант ответа.
Упражнение «Волшебные кляксы».
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
Упражнение «На что пожожи кляксы»
Цель:учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Ход игры:
Предложить детям рассмотреть карточки с кляксами и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе кляксы.
Игра – «Неоконченный рисунок».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Ход игры:
Детям даются листы с изображением клякс. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.