Виктория Рыкова
Исследовательский проект в средней группе «Непростая история простой ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
1. Название проекта : «Непростая история простой ложки»
2. Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
3. Продолжительность проекта : краткосрочный.
4. Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
5. Предполагаемый результат:
-Повышается познавательная активность детей;
-Проявляется интерес к предметам окружающего мира;
-Развивается мыслительная активность и творческие способности.
Публикация «Исследовательский проект в средней группе „Непростая история простой ложки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Дать представление о том, как и почему появилась ложка. Из какого материала была изготовлена.
Задачи:
1. Обогатить и уточнить представления об истории возникновения ложки.
2. Познакомить с художественной литературой (Стихи, сказки, поговорки, потешки) о ложке.
3. Способствовать развитию у детей патриотических чувств;художественно-эстетических чувств при рассматривании результатов труда, созданных народом и собственную творческую деятельность.
4. Совершенствовать умения сравнивать и выделять нарядную ложку (цвет, узор). Учить находить признаки отличия ложки.
Проблемное поле:
Ежедневно мы используем ложки для приема пищи и не подозреваем сколько разной информации несёт этот столовый прибор. Важно обращать внимание детей на обычные вещи, например простую ложку, вызвать интерес к ней и желание узнать о ней как можно больше. Предложить им подумать: «Как произошла ложка?», «Из чего она сделана?»
Данный проект позволяет расширить представление о ложке, как о многофункциональном предмете, связанном с историей и культурой нашей страны.
Определение приё мов и методов:
-Наглядные
-Словестные
-Познавательные
-Исследовательские
-Творческие
Виды деятельности, используемые при реализации проекта :
-Познавательно-исследовательская
-Коммуникативная
-Игровая
-Восприятие художественной литературы
-Изобразительная.
Этапы реализации проекта.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Познакомить детей с историей изобретения ложки. Подобрать художественную литературу для чтения. Подобрать ложки, картинки, иллюстрации для рассматривания с детьми. Задать вопросы детям : «Какие ложки есть в их семьях?» «Хранятся ли в их семьях расписные деревянные ложки?» «Есть ли у детей их личные ложки?»
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Вовлечение детей в различные виды деятельности: сбор коллекции разных ложек (совместно с родителями)
Аппликация «Укрась ложку», Лепка «Ложка для Жихарки», Рисование «В гостях у деревянной ложки».
Чтение сказки «Жихарка», чтение и заучивание стихов о ложке.
Дидактические игры: «Разложи ложки по назначению», «Из чего сделаны ложки?», «Четвертый лишний».
Игры забавы: «Пронеси-не урони!», «Передай ложку другу».
Детское экспериментирование с ложками : «Какая ложка холоднее?», «Какая ложка легче?», «Какая ложка не утонет?»
Слушание музыкальных народных произведений в исполнении ложкарей.
Игра на деревянных ложках.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Презентация проекта. Создание мини –музея «Дом ложки». Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Ложечка точёная-ручка золочёная».
Практический материал к организации проекта.
История деревянной ложки
Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.
Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол.
Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.
Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Делали ложки из разных пород деревьев : яблони, липы, рябины. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки, обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - мужчинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”
С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда придет незваный гость.
Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"
Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.
Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.
Детское экспериментирование с ложками.
Эксперимент №1. «Какая ложка горячее?»
Наливаем в ёмкость горячую воду и кладём туда ложки. Металлическая ложка быстро стала горячей, а деревянная нет. Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло.
Вывод: Есть деревянной ложкой лучше, так как суп в ней будет быстрее
остывать, и мы не обожжёмся.
Эксперимент №2 «Какая ложка не утонет?»
Кладем ложки в тазик с водой. Деревянная ложка осталась плавать, а
металлическая утонула.
Вывод: Деревянная ложка легче металлической.
Эксперимент№3 «Какая ложка легче?»
Дети взвешивают деревянные и металлические ложки на руках и
высказывают свои предположения.
Вывод: Деревянная ложка легче, так как дерево легче металла.
Дидактические игры:
«Разложи ложки по назначению»
Цель:
Формировать у детей умение применять столовую посуду по назначению.
Формировать представления детей о видовом многообразии однородных
предметов (ложек) - разных по размеру, форме. Развивать способы
ориентировки в пространстве (на бумаге) с помощью и предлогов (за, на);
Совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия
взрослого с ребенком. Закреплять умение выстраивать сериационный ряд.
Закреплять знания определений большой, средний (по меньше,
маленький (еще меньше).
Материал: карточки, ложки разной длины.
«Из чего сделаны ложки?»
Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо)
«Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.
Задачи:
- закреплять умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова:
- обогащать знаний о предметном окружении;
- развивать память, внимание, мышление;
- воспитывать внимательность, умение соблюдать правила игры.
Материалы: конверт с карточками и фишками, магнитная доска, одна карточка и фишка с магнитной лентой.
Игры забавы:
«Пронеси-не урони!»
Цель: учить детей держать равновесие, работать в команде.
«Передай ложку другу»
Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга.
НОД
Аппликация «Укрась ложку»
Цель: Учить детей украшать изображение ложки готовыми формами, располагать аппликацию в центре и на конце ручки;
Закреплять умение детей аккуратно работать с клеем, пользуясь клеенкой и салфеткой;
Материалы к занятию : силуэты ложек для украшения, формы для украшения ложки, клей, клеенки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
- Трудная загадка?
А ответ на нее находится в волшебном мешочке. Дети на ощупь определяют, что находится в мешке.
Дети: Это ложка.
Воспитатель: Верно, это ложка. А из чего сделана эта ложка? Значит эта ложка какая?
Дети: Она сделана из дерева. Она деревянная.
Воспитатель: Для чего мы используем ложки?
Дети: С ее помощью мы едим.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения К. Нефедова «Ложка».
Я ложкой люблю, есть пирожное.
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку.
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с нашими красивыми ложками.
Игра «Постучи в ложки»
Дети бегают по кругу, ложки лежат на ковре в центре (на 2 меньше, чем детей). По сигналу взрослого дети берут две ложки и стучат в них. Кому ложек не хватило, становится в круг и танцует.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам стать художниками и самостоятельно украсить деревянную ложку.
Дети проходят на свои места к столику и украшают шаблоны готовыми узорами.
Рефлексия:
- Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно: их берегли и передавали по наследству. Так же ложки дарили на праздники. И сегодня вы сможете подарить ложки своим близким.
Рисование «В гостях у деревянной ложки»
Цели: Учить детей расписывать ложки.
Задачи: Закрепить умение рисовать штампом. Учить детей рисовать узор в круге. Передавать сочетание цвета, фона и элементов узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Воспитывать любовь и уважение к людям труда.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие,
Все нарядные такие!
Проходите, не стесняйтесь,
Комфортно все располагайтесь,
Вот уже мы начинаем.
Чудо-ложку украшаем»
Дед с бабкой сидят за пустым столом
Дед: Есть охота, уж спросонок
в животе воркует голод.
Бабка достает кастрюлю и ставит перед дедом
Бабка: Вот те щи, да нету ложки,
поломались все немножко.
Дед: Я не буду не могу,
видно с голода помру.
Бабка: Ты когда- то молодой,
делал их на лад любой,
И теперь не поленись
в ножки дубу поклонись.
Дед: Делать не чего пойду,
не то с голода помру.
Дед уходит, возвращается с огромной ложкой
Бабка открывает рот пытается есть этой огромной ложкой, но не получается
Бабка: Эта ложка в рот не лезет,
старый, не смеши соседей,
Сделай хоть еще одну,
Не то со свету сживу.
Входит дед с новой нормальной деревянной ложкой.
Бабка: Эта ложка красота,
жаль, что белая она
ее надо расписать.
Дед: Это я не буду мать.
Я не стану не умею,
краской, кистью не владею.
Бабка: Так иди тогда к людям,
а еще лучше к детям,
Дед: Делать нечего, пойду,
Хоть покой я свой найду,
Загрызет меня старуха,
Если краски не найду.
Дед идет к детям и показывает им ложку.
Дед: Эй, ребята помогите,
Деду ложку распишите,
Не то с горя я помру.
Воспитатель: — Ребята, сможем мы помочь дедушке? А что мы можем сделать, как поможем?
Дети: украсить, расписать, раскрасить.
Воспитатель: -Ребята, проходите в нашу творческую мастерскую.
Воспитатель: Сегодня мы с вами мастера-художники по росписи ложек. Нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно. У каждого из вас плоскостная форма ложки.
Воспитатель: -Выберите, для себя ложку, которую хотите украсить для дедушки.
Воспитатель: -Постарайтесь пожалуйста, чтобы ложка получилась красивая, яркая., все необходимое для работы есть на столе.
Дед садится с ребятами за стол.
Воспитатель: — Какие вы молодцы ребята, теперь у дедушки будет много красивых, замечательных ложек: для супа, каши, компота и для других блюд.
Дед: Пойду бабку позову
Пусть увидит красоту.
Приходят дед с бабкой.
Дед: Ай, да ложка -красота,
Уж уважить старика,
Вы смогли ребята,
Бабка: Как из русской сказки ложка,
Хочешь щи, а хоть окрошку,
Будем ей мы дед хлебать,
Да детишек вспоминать.
Рефлексия.
Воспитатель: Чудо-сказку завершили,
Чудо-ложку подарили.
Лепка «Ложка для Жихарки»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народного творчества, развивать творческое воображение.
Задачи: Формировать первичное представление об объектах окружающего мира.
Стимулировать интерес к работе; оценивать правильность предложения по схеме; следовать инструкциям воспитателя; использовать схемы в лепке поэтапно.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я получила письмо от Жихарки для вас, давайте откроем и прочитаем письмо (читает письмо).
“Здравствуйте, ребята! Я потерял свою любимую ложку, мне без нее никак не обойтись. Я прошу вас смастерить мне новую ложку.»
Воспитатель: Ребята, поможем Жихарке?
Дети: Да.
-Чтобы вылепить красивую ложку, нужно расправить ладошки, вот так (показ, взять пластилин, положить его на ладошку, другой ладошкой прикрыть (имитирует движение, раскатывает, и раскатать палочки.
Покажите мне, как вы будете раскатывать.
-А сейчас я раздам пластилин и мы будем работать (раздает пластилин).
Воспитатель показывает, как раскатывать, выполняет вместе с детьми. Затем после окончания работы, вместе с детьми вставляет черпачок, получается ложка.
Воспитатель: Как вы думаете, Жихарка обрадуется нашим ложкам? Теперь у него будет не одна любимая ложечка, а много.
Стихи про ложку
В. Берестов
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
И. Храмова
Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай быстрее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтобы ручки, глазки, ушки
Подрастали у Андрюшки.
Л. Разумова
Я дружу немножко
Со столовой ложкой.
Только ротик открываю,
Ложка с кашей заезжает,
Плюх! Ко мне на язычок,
Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!
Все довольны: я, мой ротик
И мой сытенький животик!
Т. Цыбульская
- Вот и сладкий творожок,
Сьешь-ка ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, сьем!
А вот ложки я не ем!
В. Левин
Стоял кораблик-ложка
В Картофельном порту.
Ушёл кораблик-ложка
С картошкой на борту.
Поплыл кораблик-ложка
С картошкой по волнам.
Плывёт кораблик-ложка,
А Лешка его:АМ
Стихотворение из сборника
Если Вас не посетит
За обедом аппетит
Надо вызвать ложку
Ложку-неотложку
Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке
В ней приедет аппетит
В шапке-невидимке
А теперь нельзя зевать!
Постарайся поспевать!
За волшебной ложкой.
Рот пошире открывай
И смелее управляй!
Ложкой неотложкой :)
Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!
Ну давай, Алешка!
Поработай ложкой!
Скушай все до крошки
И еще немножко
С. Русановская
Серебряная ложка
Помятая немножко,
Блестящая и чёрная,
На талии узорная-
Старинная серебряная ложка.
Среди своих подружек-
Весёлых шумных ложек
Она всегда принцесса
И королева тоже.
И маленького Мишу
Всё кормит понемножку,
Всё королевской кашей
Серебряная ложка.
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку,
Сьешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку - за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
От обеда до обеда
Сева сущий непоседа.
Вот его мы отловили,
Усадили, закрепили,
Дали в руки три игрушки
(Уточку и погремушки).
Предлагаю Севе кашу
Головой в ответ он машет:
"Нет, мамаша, Вашу кашу
Вы себе на хлеб намажьте,
Дайте мне большую ложку,
Съем-ка я котлет с картошкой. ".
Обещанья, уговоры,
Пляски, игры, разговоры:
"Эту ложечку за маму,
Голову держи-ка прямо,
Эту ложечку за папу,
Все вокруг уже уляпал,
Эта ложка за соседа,
Эта ложечка за деда,
Две последних за бабулю. "
Так и съели всю кастрюлю.
О. Богдан
Я сегодня всем сама
Ложки к ужину дала.
Ложка первая себе,
Маме дам – их будет две.
Третью папе я кладу
Привыкаю так к труду.
Ложка бабушке – четыре,
Нет бабули лучше в мире.
Пятую котёнку дам,
Но Василий наш упрям.
Кот лакает молоко,
Кушать ложкой нелегко!
Он её не хочет знать,
Как его мне воспитать?
Ложку в лапы не берёт,
В молоке усы и рот.
Загадки про ложку
Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня — поварёшка.
(ложка)
Долго черпал экскаватор
Суп, картошку и салаты.
(ложка)
По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.
(ложка)
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это
(ложка)
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их
(ложка)
Наварила мама кашки.
Положила кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте, дайте
(ложку)
Чтоб есть суп – она большая.
И для каши есть такая.
Меньше чайная немножко.
Что это? Конечно …
(ложка)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.
Есть поменьше, есть большая,
Есть для кофе, есть для чая.
Чтоб поесть, хотя б немножко,
Мне нужна, конечно, ….
(ложка)
Море — мелко.
Берега — тарелка.
Посреди кипучих вод
В море тонет пароход.
Зачерпнул картошку-
Накормил Антошку.
Ура! Мель видна!
Море выпито до дна!
(ложка)
За обедом подают
Много вкусных, первых блюд —
Борщ, бульон и суп с горошком…
Их едят столовой (ложкой)
В руку мы её берём,
С супом в рот себе несём.
Только ешьте осторожно,
Суп горячий невозможно,
Ешьте, дети,понемножку,
Помогает есть нам…
(ложка)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких.
(Ложках)
Пословицы и поговорки
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
Без ложки и добрый едок станет.
Ложка не кошка, рта не оцарапает.
Ложку за окошко даром не выкинешь.
Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.
Ложку за окошко даром не выкинешь.
Без ложки и добрый едок станет.
Богатого ложка ковшом, бедного - веселком.
Дорога ложка к обеду.
Не хлебать, так и ложки не держать.
Пришлась ложка по рту, да есть нечего.
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
Кто хочет кашу есть, тот приготовь ложку.
Богатого ложка ковшом, бедного - веселком.
Кто хочет кашу есть, тот приготовь ложку.
Используемая литература
3. Веракса Н. Е, Веракса А. Н «Проектная деятельность дошкольников»
4. Русская народная сказка «Жихарка»
5. Кристиан Пино «История Ложки»
6. К. Чуковский «Федорино горе»