Папки-передвижки

Исследовательский проект в средней группе «Непростая история простой ложки»

Виктория Рыкова
Исследовательский проект в средней группе «Непростая история простой ложки»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

1. Название проекта : «Непростая история простой ложки»

2. Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

3. Продолжительность проекта : краткосрочный.

4. Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

5. Предполагаемый результат:

-Повышается познавательная активность детей;

-Проявляется интерес к предметам окружающего мира;

-Развивается мыслительная активность и творческие способности.

Публикация «Исследовательский проект в средней группе „Непростая история простой ложки“» размещена в разделах

Цель: Дать представление о том, как и почему появилась ложка. Из какого материала была изготовлена.

Задачи:

1. Обогатить и уточнить представления об истории возникновения ложки.

2. Познакомить с художественной литературой (Стихи, сказки, поговорки, потешки) о ложке.

3. Способствовать развитию у детей патриотических чувств;художественно-эстетических чувств при рассматривании результатов труда, созданных народом и собственную творческую деятельность.

4. Совершенствовать умения сравнивать и выделять нарядную ложку (цвет, узор). Учить находить признаки отличия ложки.

Проблемное поле:

Ежедневно мы используем ложки для приема пищи и не подозреваем сколько разной информации несёт этот столовый прибор. Важно обращать внимание детей на обычные вещи, например простую ложку, вызвать интерес к ней и желание узнать о ней как можно больше. Предложить им подумать: «Как произошла ложка, «Из чего она сделана?»

Данный проект позволяет расширить представление о ложке, как о многофункциональном предмете, связанном с историей и культурой нашей страны.

Определение приё мов и методов:

-Наглядные

-Словестные

-Познавательные

-Исследовательские

-Творческие

Виды деятельности, используемые при реализации проекта :

-Познавательно-исследовательская

-Коммуникативная

-Игровая

-Восприятие художественной литературы

-Изобразительная.

Этапы реализации проекта.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Познакомить детей с историей изобретения ложки. Подобрать художественную литературу для чтения. Подобрать ложки, картинки, иллюстрации для рассматривания с детьми. Задать вопросы детям : «Какие ложки есть в их семьях «Хранятся ли в их семьях расписные деревянные ложки «Есть ли у детей их личные ложки

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

Вовлечение детей в различные виды деятельности: сбор коллекции разных ложек (совместно с родителями)

Аппликация «Укрась ложку», Лепка «Ложка для Жихарки», Рисование «В гостях у деревянной ложки».

Чтение сказки «Жихарка», чтение и заучивание стихов о ложке.

Дидактические игры: «Разложи ложки по назначению», «Из чего сделаны ложки, «Четвертый лишний».

Игры забавы: «Пронеси-не урони!», «Передай ложку другу».

Детское экспериментирование с ложками : «Какая ложка холоднее, «Какая ложка легче, «Какая ложка не утонет

Слушание музыкальных народных произведений в исполнении ложкарей.

Игра на деревянных ложках.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Презентация проекта. Создание мини –музея «Дом ложки». Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Ложечка точёная-ручка золочёная».

Практический материал к организации проекта.

История деревянной ложки

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.

Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол.

Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Делали ложки из разных пород деревьев : яблони, липы, рябины. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки, обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - мужчинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда придет незваный гость.

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

Детское экспериментирование с ложками.

Эксперимент №1. «Какая ложка горячее

Наливаем в ёмкость горячую воду и кладём туда ложки. Металлическая ложка быстро стала горячей, а деревянная нет. Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло.

Вывод: Есть деревянной ложкой лучше, так как суп в ней будет быстрее

остывать, и мы не обожжёмся.

Эксперимент №2 «Какая ложка не утонет

Кладем ложки в тазик с водой. Деревянная ложка осталась плавать, а

металлическая утонула.

Вывод: Деревянная ложка легче металлической.

Эксперимент№3 «Какая ложка легче

Дети взвешивают деревянные и металлические ложки на руках и

высказывают свои предположения.

Вывод: Деревянная ложка легче, так как дерево легче металла.

Дидактические игры:

«Разложи ложки по назначению»

Цель:

Формировать у детей умение применять столовую посуду по назначению.

Формировать представления детей о видовом многообразии однородных

предметов (ложек) - разных по размеру, форме. Развивать способы

ориентировки в пространстве (на бумаге) с помощью и предлогов (за, на);

Совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия

взрослого с ребенком. Закреплять умение выстраивать сериационный ряд.

Закреплять знания определений большой, средний (по меньше,

маленький (еще меньше).

Материал: карточки, ложки разной длины.

«Из чего сделаны ложки

Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо)

«Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.

Задачи:

- закреплять умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова:

- обогащать знаний о предметном окружении;

- развивать память, внимание, мышление;

- воспитывать внимательность, умение соблюдать правила игры.

Материалы: конверт с карточками и фишками, магнитная доска, одна карточка и фишка с магнитной лентой.

Игры забавы:

«Пронеси-не урони!»

Цель: учить детей держать равновесие, работать в команде.

«Передай ложку другу»

Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга.

НОД

Аппликация «Укрась ложку»

Цель: Учить детей украшать изображение ложки готовыми формами, располагать аппликацию в центре и на конце ручки;

Закреплять умение детей аккуратно работать с клеем, пользуясь клеенкой и салфеткой;

Материалы к занятию : силуэты ложек для украшения, формы для украшения ложки, клей, клеенки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

- Трудная загадка?

А ответ на нее находится в волшебном мешочке. Дети на ощупь определяют, что находится в мешке.

Дети: Это ложка.

Воспитатель: Верно, это ложка. А из чего сделана эта ложка? Значит эта ложка какая?

Дети: Она сделана из дерева. Она деревянная.

Воспитатель: Для чего мы используем ложки?

Дети: С ее помощью мы едим.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения К. Нефедова «Ложка».

Я ложкой люблю, есть пирожное.

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку.

Вот сколько всего можно вычерпать ложкой.

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с нашими красивыми ложками.

Игра «Постучи в ложки»

Дети бегают по кругу, ложки лежат на ковре в центре (на 2 меньше, чем детей). По сигналу взрослого дети берут две ложки и стучат в них. Кому ложек не хватило, становится в круг и танцует.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам стать художниками и самостоятельно украсить деревянную ложку.

Дети проходят на свои места к столику и украшают шаблоны готовыми узорами.

Рефлексия:

- Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно: их берегли и передавали по наследству. Так же ложки дарили на праздники. И сегодня вы сможете подарить ложки своим близким.

Рисование «В гостях у деревянной ложки»

Цели: Учить детей расписывать ложки.

Задачи: Закрепить умение рисовать штампом. Учить детей рисовать узор в круге. Передавать сочетание цвета, фона и элементов узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Воспитывать любовь и уважение к людям труда.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие,

Все нарядные такие!

Проходите, не стесняйтесь,

Комфортно все располагайтесь,

Вот уже мы начинаем.

Чудо-ложку украшаем»

Дед с бабкой сидят за пустым столом

Дед: Есть охота, уж спросонок

в животе воркует голод.

Бабка достает кастрюлю и ставит перед дедом

Бабка: Вот те щи, да нету ложки,

поломались все немножко.

Дед: Я не буду не могу,

видно с голода помру.

Бабка: Ты когда- то молодой,

делал их на лад любой,

И теперь не поленись

в ножки дубу поклонись.

Дед: Делать не чего пойду,

не то с голода помру.

Дед уходит, возвращается с огромной ложкой

Бабка открывает рот пытается есть этой огромной ложкой, но не получается

Бабка: Эта ложка в рот не лезет,

старый, не смеши соседей,

Сделай хоть еще одну,

Не то со свету сживу.

Входит дед с новой нормальной деревянной ложкой.

Бабка: Эта ложка красота,

жаль, что белая она

ее надо расписать.

Дед: Это я не буду мать.

Я не стану не умею,

краской, кистью не владею.

Бабка: Так иди тогда к людям,

а еще лучше к детям,

Дед: Делать нечего, пойду,

Хоть покой я свой найду,

Загрызет меня старуха,

Если краски не найду.

Дед идет к детям и показывает им ложку.

Дед: Эй, ребята помогите,

Деду ложку распишите,

Не то с горя я помру.

Воспитатель: — Ребята, сможем мы помочь дедушке? А что мы можем сделать, как поможем?

Дети: украсить, расписать, раскрасить.

Воспитатель: -Ребята, проходите в нашу творческую мастерскую.

Воспитатель: Сегодня мы с вами мастера-художники по росписи ложек. Нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно. У каждого из вас плоскостная форма ложки.

Воспитатель: -Выберите, для себя ложку, которую хотите украсить для дедушки.

Воспитатель: -Постарайтесь пожалуйста, чтобы ложка получилась красивая, яркая., все необходимое для работы есть на столе.

Дед садится с ребятами за стол.

Воспитатель: — Какие вы молодцы ребята, теперь у дедушки будет много красивых, замечательных ложек: для супа, каши, компота и для других блюд.

Дед: Пойду бабку позову

Пусть увидит красоту.

Приходят дед с бабкой.

Дед: Ай, да ложка -красота,

Уж уважить старика,

Вы смогли ребята,

Бабка: Как из русской сказки ложка,

Хочешь щи, а хоть окрошку,

Будем ей мы дед хлебать,

Да детишек вспоминать.

Рефлексия.

Воспитатель: Чудо-сказку завершили,

Чудо-ложку подарили.

Лепка «Ложка для Жихарки»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народного творчества, развивать творческое воображение.

Задачи: Формировать первичное представление об объектах окружающего мира.

Стимулировать интерес к работе; оценивать правильность предложения по схеме; следовать инструкциям воспитателя; использовать схемы в лепке поэтапно.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я получила письмо от Жихарки для вас, давайте откроем и прочитаем письмо (читает письмо).

“Здравствуйте, ребята! Я потерял свою любимую ложку, мне без нее никак не обойтись. Я прошу вас смастерить мне новую ложку

Воспитатель: Ребята, поможем Жихарке?

Дети: Да.

-Чтобы вылепить красивую ложку, нужно расправить ладошки, вот так (показ, взять пластилин, положить его на ладошку, другой ладошкой прикрыть (имитирует движение, раскатывает, и раскатать палочки.

Покажите мне, как вы будете раскатывать.

-А сейчас я раздам пластилин и мы будем работать (раздает пластилин).

Воспитатель показывает, как раскатывать, выполняет вместе с детьми. Затем после окончания работы, вместе с детьми вставляет черпачок, получается ложка.

Воспитатель: Как вы думаете, Жихарка обрадуется нашим ложкам? Теперь у него будет не одна любимая ложечка, а много.

Стихи про ложку

В. Берестов

А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

На тарелочке – еда.

Не оставит и следа!

Кликнем ложку нашу –

Подберет всю кашу!

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

И. Храмова

Ложка – труженик простой,

Кран подъёмный городской.

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай быстрее грузы,

Отправляй их прямо в пузо.

Доедай всё сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтобы ручки, глазки, ушки

Подрастали у Андрюшки.

Л. Разумова

Я дружу немножко

Со столовой ложкой.

Только ротик открываю,

Ложка с кашей заезжает,

Плюх! Ко мне на язычок,

Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!

Все довольны: я, мой ротик

И мой сытенький животик!

Т. Цыбульская

- Вот и сладкий творожок,

Сьешь-ка ложечку, дружок!

- Творожок, конечно, сьем!

А вот ложки я не ем!

В. Левин

Стоял кораблик-ложка

В Картофельном порту.

Ушёл кораблик-ложка

С картошкой на борту.

Поплыл кораблик-ложка

С картошкой по волнам.

Плывёт кораблик-ложка,

А Лешка его:АМ

Стихотворение из сборника

Если Вас не посетит

За обедом аппетит

Надо вызвать ложку

Ложку-неотложку

Ложка мигом прилетит

В ароматной дымке

В ней приедет аппетит

В шапке-невидимке

А теперь нельзя зевать!

Постарайся поспевать!

За волшебной ложкой.

Рот пошире открывай

И смелее управляй!

Ложкой неотложкой :)

Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

Ну давай, Алешка!

Поработай ложкой!

Скушай все до крошки

И еще немножко

С. Русановская

Серебряная ложка

Помятая немножко,

Блестящая и чёрная,

На талии узорная-

Старинная серебряная ложка.

Среди своих подружек-

Весёлых шумных ложек

Она всегда принцесса

И королева тоже.

И маленького Мишу

Всё кормит понемножку,

Всё королевской кашей

Серебряная ложка.

Кто у нас любимый самый?

- Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

- Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

- За веселую матрешку,

Сьешь за бабу,

Съешь за деду,

За мальчишку - за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

От обеда до обеда

Сева сущий непоседа.

Вот его мы отловили,

Усадили, закрепили,

Дали в руки три игрушки

(Уточку и погремушки).

Предлагаю Севе кашу

Головой в ответ он машет:

"Нет, мамаша, Вашу кашу

Вы себе на хлеб намажьте,

Дайте мне большую ложку,

Съем-ка я котлет с картошкой. ".

Обещанья, уговоры,

Пляски, игры, разговоры:

"Эту ложечку за маму,

Голову держи-ка прямо,

Эту ложечку за папу,

Все вокруг уже уляпал,

Эта ложка за соседа,

Эта ложечка за деда,

Две последних за бабулю. "

Так и съели всю кастрюлю.

О. Богдан

Я сегодня всем сама

Ложки к ужину дала.

Ложка первая себе,

Маме дам – их будет две.

Третью папе я кладу

Привыкаю так к труду.

Ложка бабушке – четыре,

Нет бабули лучше в мире.

Пятую котёнку дам,

Но Василий наш упрям.

Кот лакает молоко,

Кушать ложкой нелегко!

Он её не хочет знать,

Как его мне воспитать?

Ложку в лапы не берёт,

В молоке усы и рот.

Загадки про ложку

Я похожа чуть-чуть на лопатку,

На весло я похожа немножко,

Помогаю есть кашу ребяткам,

А сестра у меня — поварёшка.

(ложка)

Долго черпал экскаватор

Суп, картошку и салаты.

(ложка)

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот.

(ложка)

Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток;

Кашу, суп или окрошку…

Вы узнали? Это

(ложка)

Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка.

А поможет есть их

(ложка)

Наварила мама кашки.

Положила кашку в чашки.

Будем кушать понемножку.

Только дайте, дайте

(ложку)

Чтоб есть суп – она большая.

И для каши есть такая.

Меньше чайная немножко.

Что это? Конечно …

(ложка)

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду.

Есть поменьше, есть большая,

Есть для кофе, есть для чая.

Чтоб поесть, хотя б немножко,

Мне нужна, конечно, ….

(ложка)

Море — мелко.

Берега — тарелка.

Посреди кипучих вод

В море тонет пароход.

Зачерпнул картошку-

Накормил Антошку.

Ура! Мель видна!

Море выпито до дна!

(ложка)

За обедом подают

Много вкусных, первых блюд —

Борщ, бульон и суп с горошком…

Их едят столовой (ложкой)

В руку мы её берём,

С супом в рот себе несём.

Только ешьте осторожно,

Суп горячий невозможно,

Ешьте, дети,понемножку,

Помогает есть нам…

(ложка)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких.

(Ложках)

Пословицы и поговорки

Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.

Без ложки и добрый едок станет.

Ложка не кошка, рта не оцарапает.

Ложку за окошко даром не выкинешь.

Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.

Ложку за окошко даром не выкинешь.

Без ложки и добрый едок станет.

Богатого ложка ковшом, бедного - веселком.

Дорога ложка к обеду.

Не хлебать, так и ложки не держать.

Пришлась ложка по рту, да есть нечего.

Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.

Кто хочет кашу есть, тот приготовь ложку.

Богатого ложка ковшом, бедного - веселком.

Кто хочет кашу есть, тот приготовь ложку.

Используемая литература

3. Веракса Н. Е, Веракса А. Н «Проектная деятельность дошкольников»

4. Русская народная сказка «Жихарка»

5. Кристиан Пино «История Ложки»

6. К. Чуковский «Федорино горе»

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Детский сад. История и современность» Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители поселка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался.

Исследовательский проект «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» 2021 г. Исследовательский проект Казымов Руслан группа «Солнышко» №9 «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» Руководитель.

Исследовательский проект «История культурного-досугового центра п. Правохеттинский» ВидеоИсследовательский проект «История культурного-досугового центра п. Правохеттинский» Видео О проекте: Тип проекта: информационно-исследовательский Категория детей: подготовительная группа «Родничок» Длительность : краткосрочный,2.

Исследовательский проект «История моей школы» О проекте: Тип проекта: информационно-исследовательский Категория детей: подготовительная группа «Родничок» Предмет: окружающий мир Длительность.

Исследовательский проект «История музея»Исследовательский проект «История музея» О проекте: Тип проекта: информационно-исследовательский Категория детей: подготовительная группа «Родничок» Предмет: окружающий мир Длительность.

Исследовательский проект «История образования Детской школы искусств» Аннотация проекта В основу работы над данным проектом было положено определение Детская школа искусств помнит много событий, много поколений.

Исследовательский проект «История поселка» ВВЕДЕНИЕ: Основополагающий вопрос: Что я знаю об истории своей малой родины? Мы родились в современном посёлке Правохеттинский. В нашем.

Исследовательский проект «История Правохеттинского ЛПУ» ВидеоИсследовательский проект «История Правохеттинского ЛПУ» Видео Мы не замуровывали в фундамент ПЭБов капсулу времени, не разбивали о первую сваю шампанское, не ждали благодарности потомков, как и правительственных.

Познавательно-исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе Познавательно - исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе. Цель проекта: Создавать навыки познавательно – исследовательской.

Проект «История простой ложки» во второй младшей группеПроект «История простой ложки» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №36 роект «История простой ложки» (вторая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект в средней группе «Непростая история простой ложки»
Опубликовано: 2 декабря 2023 в 09:53
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект в средней группе «Непростая история простой ложки»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Рыкова (УИ 2714847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД