Лучший педагог года

Проект «Не забываем старину, воплощаем в новизну»

Захарова Анна
Проект «Не забываем старину, воплощаем в новизну»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детски сад №79» ЭМР Саратовской области

Проект в подготовительной группе

ТЕМА: «Не забывая старину,

воплощаем в новизну».

Подготовили и провели

воспитатели группы №6

Захарова А. М.

Емельянова О. В.

2020

Проект

ТЕМА: «Не забывая старину, воплощаем в новизну»

Публикация «Проект „Не забываем старину, воплощаем в новизну“» размещена в разделах

Актуальность: Художественно-эстетическое образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. В современных дошкольных программах всё меньше времени уделяется знакомству с народным творчеством, с истоками родной культуры, её богатством, подлинной красотой.

Тип проекта – творческий.

Срок проведения проекта : 02.11.20 – 30.11.2020 года

Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами (гжель, хохлома, жостово, городецкая росписи) и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

-формировать у детей представление об особенностях изделий городецких мастеров, хохломских изделий, о росписи гжель с историей возникновения промысла;

-учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы», «небесной гжели», «разноцветом городецкой» : назначение предметов, материалов, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор);

-учить детей демонстрировать продукт своей деятельности (товар для ярмарки, посредством ведения беседы);

- продолжать совершенствовать технические навыки по выполнению росписи;

- развивать умения подбирать эпитеты-прилагательные, описывая изделия (хохломская роза, завитки, лепестки, сеточка, мазки, спиралька, а также личностную заинтересованность, ориентированную на овладение знаниями и навыками через знакомства с разными видами народного декоративно-прикладного искусства;

-способствовать развитию речи, памяти, мышления;

-воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, интерес и уважение к русской культуре, уважение к труду народных умельцев.

Проблема проекта : недостаточная информация у детей о возникновении народных росписей, о её значении в жизни людей.

Материально-техническое оснащение: 1- дидактические материалы:

1. дидактический материал. Учимся рисовать "Городецкая роспись-1";

2. Дидактический материал. Учимся рисовать "Хохломская роспись-1"

3. Дидактический материал. Учимся рисовать "Хохломская роспись-2"

4. Вохринцева С. В. Дидактический материал. Окружающий мир "Народное творчество-1"

5. Вохринцева С. В. Дидактический материал. Окружающий мир "Народное творчество-2"

6. Городецкая Роспись Наглядно-дидактическое пособие \Народное искусство\3-7 лет\ ФГОС.

7. Золотая Хохлома Наглядно-дидактическое пособие\Народное искусство\3-7 лет\ ФГОС.

8. Сказочная Гжель Наглядно-дидактическое пособие\Народное искусство\3-7 лет\ ФГОС.

2 – изделия с разными видами росписи, 3 - презентации по видам росписи, 4 – необходимые материалы для творчества, фотоаппарат.

Методы, используемые в проекте : наглядный, словесный, практический (наблюдение, объяснение, экспериментирование, беседа, показ и др.).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Беседы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.

2. В системе с детьми проводили занятия по изодеятельности отдельными блоками по каждому виду народных промыслов (Хохлома, Гжель, Жостово).

3. Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.

4. Организовывали разнообразные игры с тренажёром–конструктором «Виды росписи», способствующие закреплению умений в составлении узора по той или иной народной росписи.

5. Чтение книг о народных умельцах. Просматривание слайдов о ремеслах.

6. Рассматривание изделий народных мастеров, которые имеются в группе и в детском саду.

7. Знакомство детей со сведениями о народных промыслах, их истории и развитии.

Определяя основное содержание и направление в художественно-эстетическом развитии детей, весь проект разделили на три этапа.

1 этап - подготовительный: Постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – информационно- творческий: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, выполнение заданий по творческим группам.

3. этап - обобщающий (презентация результатов проекта).

Организационный этап:

-мультимедийные презентации с использованием интерактивной доски;

- просмотр отрывков фильма о народных промыслах;

-рассматривание картинок с изображением росписи хохлома, городецкая, гжель, жостово;

-беседы «К городецким мастерам в гости», «Золотая хохлома», «Небо России- голубая гжель», «Красота жостовских подносов»;

-создание аппликации и рисунков, индивидуальные и коллективные работы ;

-прослушивание и разучивание стихов и частушек;

- проведение НОД;

-разукрашивание раскрасок,

-выставка изделий народных умельцев.

Продуктивный этап:

Организация деятельности по группам (по 4-5 человек).

1. Группа «Частушечники». Задание: найти с помощью родителей и выучить частушки о видах росписи, которые будут исполняться на заключительном этапе проекта.

2. Группа «Дизайнеры украшений». Задание: сделать из различных материалов украшения к народному костюму, подходящие к нему по цветовой гамме.

3. Группа «Художники». Задание: придумать название своей росписи, а также элементы узора и нанести их на скатерть с помощью трафарета.

4. Группа «Кулинаров». Задание: с помощью родителей приготовить тесто для пряников, красиво вылепить их и оформить различными элементами росписи.

Работа творческих групп под руководством воспитателей и родителей (по 1 человеку на творческую группу).

Презентационный этап:

- исполнение частушек о видах росписи;

-выставка декоративной бижутерии к народному костюму: браслетов, бус, ободков, брошей, выполненных детьми из полимерной глины, моделина, разноцветных резинок;

-выставка коллективной работы «Наша солнечная скатерть»,

- дегустация пряников, покрытых глазурью.

Предполагаемые результаты проекта :

- обогащение знаний детей об истории возникновения народных промыслов;

- освоение детьми главных правил использование элементов декора при оформлении рисунка;

- пополнение словарного запаса детей народной терминологией;

- проявлению интереса к окружающему миру, рисованию, народной музыке.

Заключение:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Презентация результатов исследований по проекту

Ход презентации.

Группа оформлена под телевизионную студию. На стенде представлены фотографии на которых изображена творческая деятельность детей в ходе проекта. На полках шкафов оформлена выставка изделий с разными видами росписи. Девочка-телеведущая берёт интервью у авторов проекта, у детей из разных творческих групп и их родителей, а также у гостей, присутствующих на телешоу.

Телеведущая: «Здравствуйте уважаемые зрители и гости! Мы рады приветствовать Вас в нашей студии на презентации проекта под названием «Не забывая старину, воплощаем в новизну», который проходил в подготовительной к школе группе № 6 д/с № 79 в течение 1 месяца. Слово предоставляется руководителям этого проекта – воспитателям группы Ольге Владимировне и Анне Михайловне

Сообщаем о проекте следующее (обращаем внимание на стенд с фотографиями) : тип, сроки, участники.

Телеведущая: Давайте познакомимся с первой творческой группой. Представьтесь, пожалуйста.

Игнатова Соня: Меня зовут Рита. Нашей творческой группе «Частушечники» было дано задание с помощью родителей найти, и выучить частушки о разных видах росписи. Мы очень любим петь и танцевать, поэтому сегодня мы исполним весё лые частушки:

Телеведущая: Итак, встречаем аплодисментами.

1. Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс

Мы весёлые частушки пропоём сейчас для вас

2. Вы послушайте, ребята вам частушки будем петь

На изделия такие: любо дорого смотреть

3. В подмосковной-то деревне под названьем Жостово

Удалые мастера, ох, занимались росписью.

4. Гжель - посуда просто чудо, Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор – Оторвать не в силах взор.

5. Коль на досточке девица иль удалый молодец

Чудо конь иль чудо птица – этот значит Городец.

6. Все листочки, как листочки, ну, а этот золотой

Красоту такую люди называют хохломой.

7. Ох, Россия, ты Россия славы не убавилось

Хохломой и Городцом на весь мир прославилась!

8. Мы частушки петь кончаем, росписей красивей нет.

От ребяток голосистых посылаем всем привет.

Телеведущая: - Скажите, как называется ваша творческая группа? (дизайнеры)

- Какое задание в ходе проекта вы выполняли? (делали красивые украшения к костюмам). Лера Ч. «Сейчас наши модели в костюмах представят сделанные нами украшения. Одна модель покажет украшения, выполненные в стиле хохлома, а другая модель представит украшения по мотивам гжельской росписи» (звучит музыка, под которую выходят 2 девочки в народных костюмах)

- Какие украшения вы сделали своими руками? (бусы, браслеты, ободок, венок, сумочку).

- Какие материалы вы использовали? (полимерную глину, резиночки для плетения, и др.)

- Основные элементы каких росписей вами были использованы? (при изготовлении бус – элементы хохломы: ягоды; браслет сделан с элементами гжельской росписи; оформление ободка для волос напоминает жостовскую роспись).

Слово предоставляется наставнику этой группы –Анне Михайлвне

- Расскажите о своём участии в этом проекте (она комментирует процесс изготовления украшений по мотивам гжельской росписи).

- Спасибо нашим моделям, а сейчас – чёрный ящик в студии.

Воспитатель: Вам нужно будет отгадать какой предмет находится в этом ящике. Послушайте внимательно загадку:

Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка и накормит всех вокруг. Что это? (если дети затрудняются, читаю вторую загадку).

За обедом суп едят, к вечеру заговорят деревянные девчонки

Музыкальные сестрёнки. Поиграй и ты немножко на красивых, ярких (ложках)

Телеведущая: А сейчас о своём задании расскажет 3 творческая группа Амиру. «Мы получили интересное задание – попробовать себя в роли художников и оформить скатерть (двое детей из группы держат эту скатерть в развёрнутом виде). В центре скатерти мы нарисовали солнышко, так как Солнце является источником тепла и света, оно нужно всем и растениям, и животным, и людям, а также это - символ нашего д/с. Вокруг него мы нарисовали красочные цветы – розаны, которые встречаются в городецкой росписи, все растения по своему очень красивы и без них не проходит не один праздник. По краю скатерти мы нарисовали завитки и ягодки, которые можно увидеть в хохломской росписи. Нам очень понравилось рисовать на материи специальными разноцветными фломастерами» (дети расстилают скатерть на столе).

- Какое название росписи вы придумали для своей скатерти?

Телеведущая: Красивая скатерть у вас получилась, хорошо бы, если она ещё, как в сказке была скатертью-самобранкой и на ней появлялись бы вкусные угощения (представитель 4ой творческой группы ставит на стол пряники).

Ведь настоящее время кулинария считается искусством приготовления пищи. Многие повара долго учатся, чтобы вкусно готовить и красиво оформлять свои блюда (в это время 4ая группа ставит угощение на скатерть). Посмотрите, и на нашей скатерти что-то появилось. – Расскажите нам, что это за угощение? (пряники)

Сабина. Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста; для вкуса в него могут добавляться мёд, орехи, цукаты, изюм, фруктовое или ягодное повидло. Слово пряник происходит от слова пряный, перец, так как в тесто добавляют разные пряности, приправы. Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и они готовились из ржаной муки, смешанной с медом и ягодным соком. Пряники делали для подарков и именин, для свадебного стола, для украшения новогодних елок. Иногда дарили пряники, которые весили от двух до пяти килограммов. На некоторых пряниках писали буквы алфавита, с их помощью дети могли учиться читать.

Телеведущая: А какое задание в ходе проектов выполняла ваша группа?

4. Тамерлан «Нашей группе - кулинаров было дано задание вместе с родителями приготовить пряники. В группе вместе с воспитателями из этого теста мы вырезали с помощью специальных формочек разные фигурки. Уже готовые пряники мы покрывали белой глазурью и наносили на них голубой узор пищевым красителем, как в гжельской росписи.

Ой, вы гости дорогие!

У нас пряники медовые, да расписные.

Лепили мы их, старались,

Угостить вас собирались!

Предлагаем нашим гостям попробовать наши пряники (дети и родители передают гостям поднос с пряниками).

Телеведущая: А теперь пришло время поблагодарить всех участников проекта за их творчество и задать вопрос нашим гостям:

- Как вы оцениваете работу творческих групп? А вы? Выступление какой творческой группы вам больше всего понравилось? А вам? (опрос гостей).

Хочется закончить нашу встречу следующими словами:

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

Руководители: Сегодня и мы постарались Вам показать, чему мы научились в ходе проекта. Надеемся, что полученные знания и умения пригодятся вам в жизни и вы будете бережно сохранять исконно-русские традиции и применять накопленный опыт прошлых поколений и в настоящее время.

Благодарим всех присутствующих за внимание и оказанную помощь при подготовке к презентации. А творческим группам предлагаем сфотографироваться с конечными результатами своей деятельности в ходе проекта. Репортаж вела Александра Волобуева. Звучит мелодия по окончании презентации проекта.

Публикации по теме:

«Как в старину на Руси весну кликали». Фотоотчёт«Как в старину на Руси весну кликали». Фотоотчёт В нашем детском саду, по традиции, каждый год, весной, отмечают праздник встречи птиц, встречи весны! На Руси этот праздник отмечали.

Фотоотчет «Сидим дома с пользой! Не скучаем и спорт не забываем!»Фотоотчет «Сидим дома с пользой! Не скучаем и спорт не забываем!» «У наших деток дел не мало, у них ведь очень много дел…» " Кроме очень важных,особенно для нашей группы,занятий грамотой,дома можно.

Методическая разработка досуга «Путешествие в старину» Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому.

Фотоотчет «Не забываем День Победы и память мы храним о нём…»Фотоотчет «Не забываем День Победы и память мы храним о нём…» Время постоянно движется вперёд, а позади остаются значимые события как для каждого из нас, так и для народов. Есть такие праздники, о которых.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Масленица» Музыкально-образовательный проект «Знакомство с русским народным фольклором. Проводы зимы-встреча весны. Масленица.» Проект подготовила:.

Проект «Моё творчество» Методический паспорт проектаРуководитель проекта: педагог МАДОУ «Ягодка» средней группы Лазарчук Т. Н. Вид проекта: информационно познавательный,.

Проект «Открытки» ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ОТКРЫТКИ» С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель проекта: приобщение детей к культуре и традициям поздравлений с праздниками.

Фотоотчет «Троица. Не забываем русские традиции. Троицкий венок»Фотоотчет «Троица. Не забываем русские традиции. Троицкий венок» «Пойдём, девочки, Завивать веночки! Завьём веночки, Завьём зелёные! Стой, мой веночек, Всю недельку зелен, А я молодёшенька, Увесь год.

Выставка «Как жили в старину».Выставка «Как жили в старину». В канун праздника "День матери" с родителями своей группы я организовала в нашем детском саду выставку "Как жили в старину". Целью нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Не забываем старину, воплощаем в новизну»
Опубликовано: 29 октября 2020 в 21:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Не забываем старину, воплощаем в новизну»» (включая файлы) размещена пользователем Захарова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД