Татьяна Приходько
Проект «Наследие» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Наследие»
Актуальность.
Наш детский сад находится в Невском районе Северной столицы, в той его части, которую принято называть Рыбацкое. Для многих наших воспитанников это малая Родина.
Родина - это то место, где человек чувствует себя счастливым, ему хорошо, легко и свободно дышится, здесь он познает первые радости, горести. Родина – это родная семья, где ребенок окружен вниманием и заботой, и подрастая, чувствует себя не только членом своей семьи, но и частицей своего народа, преданного своему отечеству. Но без знакомства с историческим прошлым своего края, культурой, традициями, бытом предков ребенок не станет патриотом своей отчизны.
Публикация «Проект „Наследие“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Проблема:
Дети и родители воспитанников очень мало знали об истории, культурном наследии, традициях жителей Рыбацкой слободы.
При обсуждении темы проекта все, и дети, и родители, загорелись желанием, как можно больше узнать о своем микрорайоне.
Работу над проектом началась с беседы с использованием модели трех вопросов.
Что мы знаем? -Микрорайон называется Рыбацкое. В Рыбацком жили рыбаки.
Что хотим узнать? - Откуда пришло это название? Кто еще жил в Рыбацком?
Как мы узнаем это?-Расспросить родителей. Побывать на экскурсии в ДК «Рыбацкий», Рыбацкой библиотеке, поискать информацию в интернете.
В реализации проекта приняли активное участие родители воспитанников. Каждая семья изготовила семейное древо «Я и моя семья» и фотоальбомы «Наши экскурсии», которые разместили в приемной группы. Дети с большим интересом рассматривали фотографии своих родных: мам, пап, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, рассказывали друг другу о них, о местах, где побывали вместе с ними. На их лицах сияли улыбки, полные радости и гордости за свою семью.
Чтобы больше узнать о своем микрорайоне, совершали пешие экскурсию: погуляли по парку на берегу Невы, рассмотрели скульптурные композиции: «Отражение», «Бинокль». Сфотографировались у скульптуры «Тихая вода». Посетили деревянную часовню «Покрова Божьей матери», построенную на месте большого белокаменного пятиглавого храма «Покрова Божьей матери», разрушенного в 1937 году.
Побывали на экскурсии в Рыбацкой библиотеке № 6 в историко-краеведческом зале «От Рыбной слободы до современного Рыбацкого». Узнали, что в 1715 году Пётр I велел переселить на берега Невы с берегов Оки, поближе к столице, толковых дворцовых крестьян, для занятия рыболовством. Образовалась Рыбная слобода, поставляющая живую рыбу к царскому двору. Переселенцы освоили и кирпичное дело, столь нужное молодому Петербургу. Женщины традиционно занимались вязанием рыболовных сетей. Дети во всем, особенно в домашних бытовых делах помогали взрослым.
Рассмотрели макет Рыбацкой слободы. Узнали, в каких избах проживали рыбаки, какую носили одежду, какой была домашняя утварь, рыболовецкие снасти. Попробовали, даже погладить белье при помощи деревянного валика.
В процессе обсуждения полученной информации, выяснили, почему микрорайон называют Рыбацкое.
Совершили совместно с родителями экскурсию в этнографический ансамбль в Невском лесопарке «Усадьба Богословка», памятник деревянного зодчества, где узнали, насколько разнообразны типы и формы домов, как шла эволюция строительного ремесла.
Побывали на экскурсии по микрорайону. Сфотографировались у мемориального памятника крестьянам села Рыбацкое, посвященного подвигу местным крестьянам в период русско-шведской войны 1788 - 1790 гг., когда крестьяне и рыбаки сел Рыбацкое и Усть-Ижора в помощь морякам Балтийского флота направили каждого пятого мужика в морское ополчение, которое под командованием адмирала В. Я. Чичагова разбило флотилию шведов.
Ежемесячно совершали познавательные экскурсии в ДК Рыбацкое, где принимали участие в семейных встречах «Званый чай». На встречи приходили всеми семьями, приносили на выставку свои семейные поделки, заваривали «Волшебный чай пожеланий», беседовали, знакомились с народными праздниками, приметами, участвовали в мастер-классах по изготовлению народных кукол, пельменей, встречались с народными коллективами, разучивали хороводные игры, играли на народных инструментах. Семьи сплачивались на глазах, видна была заинтересованность в начатом деле не только мам и бабушек, но и пап, дедушек. Дети получили массу впечатлений. Участники проекта проявили живой неподдельный интерес к традициям и культурному наследию своих предков.
Наши предки, поселившиеся на брегах Невы, были православными. Они праздновали все христианские праздники. На святках ходили колядовать, веселились на масленичной неделе.
Было решено провести колядки в детском саду.
В группе мы разучили колядки, дети с родителями подготовили костюмы. Вместе с ребятами изготовили рождественскую звезду, выбрали звездаря, звонарей, которые должны звенеть колокольчиками, оповещая, что идет "Коляда" и, конечно, механошу, того, кто несет мешок с угощениями.
А на масленичной неделе дети в нарядных русских народных костюмах сыграли для родителей и детей параллельной группы спектакль «Масленичное путешествие Колобка», потом участвовали в масленичном гулянии в детском саду. Водили хороводы, пели и веселились.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Речевое развитие»
Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому решая задачи проекта, мы уделяли речевому развитию детей большое внимание. В выполнении этой задачи и задач проекта помогла сюжетно-ролевая игра «Издательский дом».
В группе был открыт издательский дом «Подсолнух». Первыми книжками, которые были изготовлены здесь, стали книжки-малышки «Путешествие звуков по Рыбацкому». Дети для своих книжек выбирали звуки, которые вызывали у них затруднение при произношении. Были придуманы и зарисованы интересные сказки и рассказы о путешествиях «трудных» звуков, во время работы этой работы проводилась автоматизация. дифференциация этих звуков.
Все дети группы, принимавшие участие в экскурсиях, пешеходных прогулках, встречах в библиотеке, ДК, в НОД в группе, несли информацию в свои семьи. Они делились новыми знаниями о Рыбацком. В группе с участием родителей прошла презентация книжек-малышек и альбомов «Наши прогулки по Рыбацкому». Проводимая работа способствовала расширению кругозора, обогащению словарного запаса детей, развитию связная речь, а главное сплочению семей на основе общих интересов.
В группе был создан мини-музей, экспонатами которого стали старинные вещи: коллекция кукол «Семья» в русских народных костюмах, самодельных платочных куколок, куколок-поделок из соломы, травы, ниток, образцов старинной обуви (лапти разных размеров, предметов быта (посуда, старинная лампа, колокольчики и др.).
Совместно с родителями была изготовлена большая книга старинных русских рецептов, в которую вошли рецепты Рыбацкой кухни.
Мама Ерошкина Вовы нарисовала картину утраченного в 1937году Храма Покрова Божьей матери и подарила нашему мини-музею. На НОД по лепке дети изготовили барельеф «Рыбацкая Слобода Петровских времен». Для мини-музея совместно с родителями подобрали литературы о Рыбацком: журнал «Рыбацкая слобода», вырезки из газет о Рыбацком, стихи местной поэтессы Татьяны Лапшиной и др.
Картотека пословиц и поговорок, народных примет, крылатых выражений, словарь старинных слов.
Образовательная область «Познание»
ФЦКМ через экскурсии, пешеходные прогулки, знакомство с достопримечательностями, гимном Рыбацкого, с произведениями детских писателей, жителей Рыбацкого. Рассматривание открыток, плакатов, иллюстраций в книгах о малой Родине «Рыбацкое»
Речевые игры «Подскажи словечко», «Семейка слов» и др. игры. Знакомство со словарем старинных слов, представленным в мини-музее группы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Ежемесячные встречи в семейном клубе «Званый чай», участие в мастер-классах по созданию старинных платочных кукол, мастер-классе «Удмуртские пельмени», беседа при посещении «Усадьбы Богословки» со старостой храма, ответственного за сохранность и подлинность старинного зодчества. Встреча со смотрителем часовни «Покрова божьей матери», представителем довоенного поколения. Оформление мини-музея в группе «Рыбацкая слобода», сюжетно-ролевая игра «Издательский дом».
«Художественно-эстетическое развитие»
Посещение выставок в ДК «Рыбацкое «Удмуртия на берегах Невы» (Дедушка воспитанника группы Славы А. по национальности удмурт, аппликация «Рыбацкое – кусочек России», декоративное рисование «Сервиз императорского фарфорового завода», оформление барельефа Рыбацкая слобода.
«Физическое развитие»
Пешеходные прогулки по Рыбацкому, русские народные хороводные игры: «У дедушки Трифона», «Золотые ворота», «Заря - зарница», «Домики», «Гори, гори ясно!», «Рыболов» и др. Русские народные подвижные игры: «Городки», «Лапта». Пальчиковые игры «Бабушкины пирожки», «Банька» и др.
Одним из итоговых мероприятий проекта «Наследие» стало оформление плаката «Лучшие моменты года», где были представлены фотографии ключевых моментов реализации проекта и НОД «Моя малая Родина – Рыбацкое»