Любовь Макарова
Проект «Наш город в космос устремлен»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Теремок» общеразвивающего вида.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Наш город в космос устремлён»
г. Королёв. 2014
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
3. ФЗ от 24 июля1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
4. Закон РФ «Об образовании»;
5. Семейный кодекс РФ;
Публикация «Проект „Наш город в космос устремлен“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ;
7. Программа развития МБДОУ 2013-2015гг;
8. Образовательная программа МБДОУ 2013--2014гг;
Разработчик проекта : Макарова Любовь Константиновна – старший воспитатель.
“Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Космос - это огромный и таинственный мир. Дети постоянно задают вопросы: кто живёт в космосе? Если Солнце упадёт на Землю, что тогда будет? Почему приходит ночь и куда она девается утром? Почему звёзды светят только ночью? Если Земля круглая, вдруг мы с неё упадём? А если упадём с Земли, то улетим в космос? Зачем для выхода в космос нужно надевать скафандр? И вообще что такое космос -где он начинается и где заканчивается?
Можем ли мы, взрослые, ответить на все эти вопросы? Чаще всего нет! Как конста-тирует в одной из своих книг известный французский писатель Бернар Вербер, «согласно опросам в 2000 году большинство людей были уверены, что Солнце вра-щается вокруг Земли».
Не стыдно ли землянам в XXI веке не знать таких элементарных вещей, ведь даже древнейшие цивилизации пытались проникнуть в тайны Вселенной!
В XX веке сложилась благоприятная ситуация для изучения космоса : 4 октября 1957 года советскими учёными под руководством СП. Королёва был запущен первый ис-кусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года в космос отправился корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту.
По решению Международной авиационной федерации 12 апреля стали празд-новать Всемирный день авиации и космонавтики. Но так сложилось, что этот праздник в основном отмечают в Российской Федерации и странах СНГ.
А начало всем этим событиям было положено в нашем городе, который известен всему миру как космическая столица великой державы. Здесь прокладывались новые пути в науке, делались открытия, разрабатывались высокие технологии, создавалась наукоёмкая продукция, здесь была выращена мощная научно-техническая элита. В нашем городе есть замечательная традиция отмечать этот праздник. Мы по праву гордимся достижениями в освоении космического пространства, ни на минуту не забывая, что в нашем городе, вписываются новые достойные страницы в истории всей России, всего человечества по освоению космического пространства. Ведь прорыв в Космос стал возможен благодаря самоотверженному труду работников космической промышленности страны, жителей нашего города в том числе. Наш город известен всему миру как космическая столица великой державы. Сегодня Королёв – один из самых «образованных» городов России. В городе живут и трудятся космонавты, академики, доктора и кандидаты наук, немало всемирно известных учёных и изобретателей. Международная космическая олимпиада и олимпиада «Созвездие» прославили наш город за пределами области и страны. Современная история Королёва продолжит славные традиции прошлого и станет залогом достойного будущего.
Наша задача – создать условия для подрастающего поколения, способствующие тому, чтобы они стремились связать свою судьбу и будущую профессию с родным городом и приумножили славные традиции, заложенные нашими великими предками.
Многие педагоги ДОУ в преддверии Всемирного дня авиации и космонавтики проводят познавательные и комплексные занятия, досуги и развлечения. Это позволяет детям и взрослым «заглянуть» в загадочный мир космоса.
Мечта вчерашних мальчишек - стать космонавтом - не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа - герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Полученные знания дошкольники должны реализовывать в различных видах деятельности: художественно-творческой, игровой, познавательной.
Образовательная область: познание.
Область интеграции: игровая деятельность, речевое развитие, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, театрализованная деятельность, ФЭМП, экологическая культура, развитие представлений о человеке в истории и культуре.
Вид проекта : Информационный, практико - ориентированный.
Проблема: не сформировано у детей представлений о КОСМОСЕ.
Незнание детьми об устройстве звездного мира, уникальности нашей планеты и важности изучения космического пространства.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе.
3. Родители мало рассказывают детям об истории города.
4. Недостаточные знания детей о родном городе, как о космической столице нашей страны.
Цель проекта : Познакомить детей с российским праздником - Днём космонавтики, героями космоса, первоначальными представлениями о космосе, солнечной системе, работниках космической отрасли.
Задачи проекта : - воспитание у детей любви к родному городу – колыбели космонавтики;
- приобщение детей к современным знаниям о Вселенной;
- осознание уникальности нашей планеты и важности ее изучения;
- формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства;
- воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.
- формирование, развитие элементарных естественнонаучных представлений; - формирование элементарных представлений о техническом прогрессе;
- систематизирование знаний о разных профессиях людей;
- расширение и углубление знаний детей о космосе, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, празднике. - формирование интереса к научной, познавательной деятельности и литературе;
- развитие поисковой активности воспитанников; творчество и креативность участников проекта;
- способствование профессиональному росту руководителей проекта;
- формирование единого детско-взрослого коллектива; - привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Место реализации проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Теремок» общеразвивающего вида.
Участники проекта :
- все воспитанники ДОУ №3,
- родители воспитанников ДОУ,
-воспитатели всех групп ДОУ, - старший воспитатель,
- музыкальный руководитель
- инструктор по физической культуре.
Продолжительность проекта : (краткосрочный) с 19 марта по 12 апреля 2014г.
Обеспечение: Познавательная и научная литература (словари, справочники, энциклопедии, магнитофон, изоматериал, лаборатория для организации детского экспериментирования, художественная литература, интернет, дидактические игры, наборы картин, фотографии.
База: Групповые помещения всех групп МБДОУ, музыкальный зал.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник:
- имеет интеллектуальную, творческую базу для успешного дальнейшего развития индивидуальных способностей;
- владеет значимыми компетенциями, универсальными умениями необходимыми для экспериментальной, исследовательской деятельности более высокого уровня.
Коммуникативные навыки:
- получает удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремится к такой деятельности;
- способен к конструктивному взаимодействию в коллективе сверстников;
- испытывает чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со значимым взрослым;
Предпосылки научной деятельности:
- имеет устойчивый интерес к работе с научной и художественной литературой;
- возникает желание доискиваться до сути и причин происходящего;
- способен четко и ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение.
Педагог:
- повышение профессиональной компетентности через поисково - аналитическую деятельность по теме проекта.
Родитель:
- активный и заинтересованный участник педагогического процесса;
- обогащение опыта общения.
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой формируются естественно-научные представления о космосе, чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов в области космических исследований. В процессе тематических занятий, игр, художественно-продуктивной деятельности у старших дошкольников наряду с развитием познавательных способностей обогащается словарный запас, развивается детская инициативность и творче-ство.
Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложения: сценарии занятий и досугов по ознакомлению с космосом.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.
Реализация проекта предполагает
1. занятия познавательного цикла; продуктивная деятельность
2. игровая деятельность
3. беседы
4. чтение
5. досуги; развлечения
6. самостоятельная деятельность
7. посещение музея, планетария,
8. выступление на городском фестивале
9. участие в городской интерактивной игре
10. встреча с ветеранами труда космической отрасли города
11. конкурс чтецов «Мой город в космос устремлён»
12. выставка детского творчества «Дорога к звёздам»
13. экспозиция материалов мини – музея «Мой город и космос».
14. просмотр мультфильмов, научно – познавательных презентаций.
Укрепление материально-технической базы:
- приобретение глобуса; -костюмов; - изготовление и оформление своими руками планет солнечной системы;
Подготовительный этап:
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме
Консультации для воспитателей
Выставка методической и детской литературы
Рассматривание рисунков, фотографий по теме.
Основной этап работы:
• Проведение мероприятий по модулю «космос».
• Обыгрывание дидактических и подвижных игр.
• Решение игровых ситуаций.
• Досуг. • • • Конкурс детских работ «Дорога к звёздам».
• Посещение экспозиции «Космос» в Королёвском историческом музее.
• Выступление на городском фестивале
• Просмотр мультимедийной презентации о космосе.
Заключительный этап:
• Ознакомление педагогов ДОУ с результатами работы над проектом
• Презентация положительного опыта. Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем
Выполнение проекта :
В начале и в конце проекта воспитателями был проведен диагностический опрос детей: «Какой праздник и почему отмечает наша страна 12 апреля?».
МБДОУ д/с № 3 «ТЕРЕМОК» 2014г.
п/п № Наименование мероприятий
Дата Ответственный
1. Консультации для воспитателей по теме: «Работа с детьми и родителями в преддверии праздника «День космонавтики». 27.03.2014г. Старший воспитатель: Макарова Л. К.
2. Утренние беседы с детьми старшего дошкольного возраста:
- «Голубая планета Земля»;
- «Солнце- источник жизни на Земле»;
- «Луна- спутник земли»;
- «Звезды и созвездия»;
- «Освоение космоса». С 07.04.-11.04.2014г. Воспитатели: Афонина Е. Н. Сурова ю. А. Мамедалиева М. А.
3. Непосредственно образовательная деятельность:
Младшая группа;
- «Ракета» - художественное творчество (изо);
- «Первый в космосе» - познание;
- «Быстрая ракета» - художественное творчество (лепка);
- «Космическое путешествие» - познание (ФЭМП);
- «Ю. А. Гагарин – первый космонавт» - познание;
Средняя группа:
- «Хвостатые кометы» - художественное творчество (лепка); - «Белка и стрелка -космонавты» - познание; - «Школа космонавтов»- познание (ФЭМП);
- «Отважный космонавт» - художественное творчество (аппликация);
«Первые космонавты» - познание;
Старшая группа: - «Лунный пейзаж» - художественное творчество; - «Голубая планета - Земля» - коммуникация; - «Космическая математика»- познание; - «Космическое путешествие» - спортивный досуг - «Покорение космоса» - художественное творчество;
- «звёздное небо» - лепка;
- «Ю. А. Гагарин – первый космонавт» развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
Подготовительная группа:
-_ Комплекс утренней гимнастики: «Подготовка к полёту»;
- «На далёкой удивительной планете»- художественное творчество;
- «Ю. А. Гагарин – первый космонавт»- познание.
- «О планетах, звёздах, млечном пути»- познание; - «Планеты солнечной системы»- художественное творчество; - «Мы – юные космонавты» - физкультурный досуг;
- «Летательный аппарат» - конструктивная деятельность;
- «В далёком космосе» - рисование;
- «Знаете, каким он парнем был?» - развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
.
07.04.2014г.
08.04.2014г.
09.04.2014г.
10.04.2014г.
11.04.2014г.
07.04.2014г.
08.04.2014г.
09.04.2014г.
10.04.2014г.
11.04.2014г.
07.04.2014г
08.04.2014г
09.04.2014г
10.04.2014г
11.04.2014г
С 07.04.-11.04.2014г.
07.04.2014г.
08.04.2014г.
09.04.2014г.
09.04.2014г.
10.04.2014г.
11.04.2014г.
Воспитатели:
Хорошилова Т. А.
Гладышева Е. В.
Гуреева Р. И. ,
Мохрина Н. А.
Сурова Ю. А.
Мамедалиева М. А.
Афонина Е. Н.
Конкурс чтецов, посвященный наукограду Королёв.
27.03.2014г. Старший
воспитатель:
Макарова Л. К.
Посещение экспозиции «Космос» в Королёвском историческом музее.
08.04.2014г. Старший
воспитатель:
Макарова Л. К.
Встреча с ветеранами труда космической отрасли города 09.04.2014г. Старший
воспитатель:
Макарова Л. К.
4. - «Космическое путешествие» - досуг для детей;
10.04.2014г. Музыкальный руководитель: ДодоноваА. Г.
Конкурс детских работ «Дорога к звёздам».
11.04.2014г. Старший
воспитатель:
Макарова Л. К.
6. Выставка материалов, литературы: «Космос и мой город Королёв».
С 07.04.-11.04.2014г. Старший
воспитатель:
Макарова Л. К.
Старший
воспитатель:
Макарова Л. К.
8. Просмотр презентаций: «Малышам о звёздах и планетах», «Звездочёт».
9. Участие в городской интерактивной игре - конкурсе ( номинация: физические способности; номинация: художественно-эстетические способности).
19.03.2014г.
20.03.2014г.
10. Выступление на фестивале «Королёвские звёздочки».
27.03.2014г.
11. Оформление стендов: «Для Вас, родители»,
по теме: «12 апреля – День Космонавтики».
С 07.04.-11.04.2014г. Воспитатели.
12. Чтение детям:
- О. А. Скорлупова «Когда люди узнают про планеты»,
- «Юрий Гагарин – первый космонавт»,
- «О чем рассказывает телескоп»,
- «Покорение космоса». С 07.04.-11.04.2014г. Воспитатели.
14. Заучивание стихотворений о космосе :
- «Космический сон» В. Шикунова,
- «Первый космонавт», Шарыгина Т. А.
- «Звезды», «Луна»»,
- «Земля – планета жизни»
- «Космонавт» Е. Серова.
С 07.04.-11.04.2014г. Воспитатели.
15. Игры для детей:
«Готовим космический обед»,
«Тренировка космонавтов»,
«Исследование новой планеты»,
«Космические спасатели»,
Кроссворд «Солнечная система».
С 07.04.-11.04.2014г. Воспитатели.
В процессе тематических занятий, игр, художественно-продуктивной деятельно-сти у старших дошкольников наряду с развитием познавательных способностей обогащается словарный запас, развивается детская инициативность и творче-ство, формируются естественно-научные представления о космосе, чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов в области кос-мических исследований.
Результат:
• Участие в проекте 25% семей, в праздновании российского праздника - День космонавтики.
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе.
• Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры
«Полёт в космос».
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Организация в детском саду в зале большой выставки изобразительных работ ко Дню космонавтики.
Список информационных источников.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М., 2005;
3. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2005;
4. Управление дошкольным образовательным учреждением. № 7. 2006, № 8 2007; № 3, № 4 2008, № 1 2009.
5. интернет
6. Васильева Н. И., Михаленко С. Ю. Эколого-коррекционный проект //Дошкольная педагогика. – 2004. – Ноябрь Декабрь.
7. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. – 2001. - №4.
8. Кизил М. Семейные проекты // Обруч. – 2004. №2.
9. Кларина Л. М. Проектный подход к образовательной деятельности в детском саду // Детский сад. Управление. – 2003. - №2.
10. Олейник Г. Доброта спасёт мир // Дошкольное образование. – 2005. - №19.
11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. и др., М. :АРКТИ, 2004.
12. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. – 2004. – №4.
13. ШорыгинаТ. А, Окосмосе //Педагогические беседы. М. 2005
14. Скорлупова О. А. Покорение космоса. скрипторий,М. 2002
15. Скорлупова О. А. Большое космическое путешествие. М. 2006
17. Энциклопедия для самых маленьких космос. Планета детства. М. 2000г.