Лучший педагог года

Проект «Наш дом — природа»

Юлия Тоскина
Проект «Наш дом — природа»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Новоспасский детский сад № 5

Принято: «Утверждаю»

на педагогическом совете №1 И. о. Заведующего МДОУ

протокол №1 от «__»___2024г. Новоспасский детский сад №5

___И. В. Синягина

Приказ №___ от «___» ___г.

Проект

«Наш дом природа»

Долгосрочный проект (1 год)

Подготовил:

педагог-психолог

Тоскина Ю. В.

Новоспасское 2024 г.

Содержание

• Паспорт проекта

• Актуальность проекта

• Новизна материала

• Цель и задачи проекта

• Краткое описание проекта по этапам

• Объем и содержание работ

• Формы представления результатов проекта

Список литературы

Паспорт проекта

Воспитание любви к природе– одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

Актуальность проекта

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Главной целью проекта будет являтся формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры у детей.

Новизна материала

В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене - сфере воспитания дошкольников. Имеется немало программ («Наш дом -природа» Н. Рыжовой, «Мы земляне» Н. Вересова, «Юный эколог» С. Николаевой и других, которые дают педагогам возможность реализовать это направление в любом дошкольном учреждении. Ведущие комплексные программы («Радуга», «Истоки», «Детство», «Кроха» и другие) также содержат разделы, позволяющие приобщать детей к правильным - с экологической точки зрения - формам взаимодействия с природой.

Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Определяя направление воспитательно - образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого - нравственного воспитания. Я считаю, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей, способствует развитию наблюдательности и практического опыта по уходу за растениями. Главной формой познавательной деятельности в экологическом воспитании является - наблюдение. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих наблюдениях - это, по сути, внешние проявления такой нравственности. И именно от поддержки воспитателя, взрослых зависит последующее развитие ребенка. Элементы нравственности (воодушевление, эмоциональное переживание воображаемой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты изобразительной деятельностью (рисование, лепка, игра и другое, содержанием которой являются впечатления о природе.

Цель и задачи проекта

Цель: Формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры у детей.

Задачи:

1. Формирование представлений детей об объектах и явлениях живой и неживой природы (птицах, деревьях, о растениях, об овощных культурах)

2. Воспитывать любовь к родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края, формировать понимание необходимости охранятьт природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над ней.

3. Развивать познавательные процессы.

Перечень основных мероприятий:

- разработка системы организационных мероприятий по использованию знаний о живой и неживой природы;

- разработка плана поэтапного проекта;

- создание в группе эколого-развивающей среды;

- разработка конспектов занятий, наблюдений, бесед, экспериментов; создание картотеки: загадок, художественного слова, дидактических игр.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

- положительно-эмоциональное и осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, которые окружают ребенка;

- развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения;

- готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;

- сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

- привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Сроки и этапы реализации проекта

Вид проекта: долгосрочный (1 год)

I. Подготовительный этап

1. Определение темы проекта, постановка цели и задач. Изучение программ, педагогических технологий по данной теме, художественной, научной, энциклопедической литературы. Определение направлений, объектов и методов исследования.

2. Разработка проекта. Составление плана деятельности. Обращение за рекомендациями к специалистам дошкольного учреждения.

Разработка конспектов занятий, экскурсий, бесед, наблюдений. Подбор художественной литературы. Организация предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию детей в группе.

II. Основной этап. Внедрение проекта

Собственно исследовательский, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Проведение занятий, экскурсий, бесед. Организация игр, наблюдений, экспериментов, фотосъемки игровых навыков детей.

III. Итоговый этап

Обобщение результатов работы в различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.

Объем и содержание работы

Месяц

Тема

Содержание программы

Оборудование

1

Сентябрь

Птицы наши друзья.

Развитие и обобщение представлений об осознано - правильном отношении детей к птицам ближайшего окружения, желание заботиться о них.

Беседы с детьми: «Птицы наши друзья», «Мы дружим с птицами», «Зимующие и перелетные птицы», «Покормите птиц зимой»

«Что мы знаем о птицах»

«Зачем поют птицы»

Дидактические игры:

«Чей, чья, чье, чьи?»

«Где чье гнездо?»

«Узнай следы»

Комплект карточек «Птицы»

Карандаши, кисти, краски, альбомные листы, пластилин.

Огород у нас в саду.

Цель: Развивать познавательно- исследовательскую деятельность;

Воспитывать бережное отношение к растениям;

Формирование умения самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном;

Формировать коммуникативные навыки.

Беседы с детьми:

«Азбука здорового питания»

«Что растет в огороде»

«О пользе овощей и красоте природы»

Комплект карточек с изображением овощей.

Цветная бумага, ножницы, клей.

2

Октябрь

Что такое природа?

Сформировать понятие «природа» и «не природа» (природа -это то, что существует вне зависимости от человека; не природа — это то,что создано руками человека).

Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа — не природа»

Комплект карточек «Природа — не природа»; игрушки; природный материал; мяч.

Что такое живая природа?

Закрепить понятия «природа» и «не природа». Животные и растения как живые существа: они могут дышать, питаться, размножаться, двигаться.

Комплект карточек «Живая и неживая природа», «Курочка Ряба», комнатное растение «Фикус эластика», губка с водой.

Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер)

Закрепить понятия «живая»- «неживая» природа.

Живая и неживая природа, как общий дом для всех живых существ.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Игрушка ежик;лист ватмана;

рисунки с изображением людей;животных и растений; краски; клей.

Человек — частица природы. Природа — наш дом.

Раскрыть понятия:

-человек, как представитель живой природы: двигается, питается, дышит, размножается;

-связь человека с природой, ее компонентами;

-человек — частица природы;

-природа- единственный дом человека.

Два рисунка — природы и обычного дома; таблица с рисунками.

3

Ноябрь

В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком?

Как оно служит человеку?

Солнце, как великий труженик: оно — источник тепла и света, оно помогает нам дышать, благодаря ему образуется ветер (перемещение теплого и холодного воздуха).

Игрушка Карлсон; рисунок солнца.

Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья»

Раскрыть осенние явления в неживой природе: температура воздуха, сокращение светового дня; состояние растений; зависимость существования растений от условий внешней среды (короткий световой день).

Умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

Аудиозаписи «времена года»; шума ветра; репродукции картин; рисунки осеннего и летнего листа; волшебное дерево; засушенные листья; бумага и краски.

Собираем осенью урожай плодов.

Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на вкус, как используется человеком).

Муляжи овощей и фруктов; рисунок «Сад», «Огород»; мяч.

4

Декабрь

Какие бывают птицы (перелетные, зимующие птицы).

Рассказать о перелетных и зимующих птицах:

- причины отлета птиц;

-классификация птиц на зимующих (синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь.) в зависимости от характера корма и возможностей его добывания; Как помочь птицам в зимних условиях.

Д. и. «Кто что ест».

Комплект карточек «Птицы»;таблица -модель; иллюстрации лета и осени.

Домашние животные.

Сформировать понятие «домашние животные»:

-рассказать об их жизни и существенных признаках;

- живут рядом с человеком, человек о них заботится.

Д. и. «Найди детеныша».

Иллюстрации диких и домашних животных.

Дикие животные.

Сформировать понятие «дикие» животные:

- рассказать об их жизни и признаках;

-дикие и домашние животные — родственники;

-классификация диких и домашних животных.

Д. и. «Дикие и домашние животные», «Кто где живет».

Телеграмма; клубок; два обруча; рисунки диких и домашних животных.

Уход за комнатными растениями.

Развивать интерес к комнатным растениям; учить детей описывать растения (стебель, листья, светолюбиво или нет, как поливать).

Комнатные растения в группе; карты-схемы ухода за цветами.

5

Январь

Хвойное дерево — ель.

Кто дружит с ней?

Рассказать:

- о строении ели (ствол, ветки; иголки зеленые, короткие, колючие, расположены по одной ветки; корень;шишки продолговатые с семенами);

- отличие лиственных деревьев от ели (по сезонам);

- роли ели в жизни животных (для дятла, белочки, мышки — столовая; для зайца, медведя, ежа — дом; для клеста и дом, и столовая).

Рисунок мешка треугольной формы, три геометрические фигуры (треугольники); игрушка зайка; шишки и еловая веточка; рисунки голых деревьев и ели.

Жизнь растений зимой

Рассказать:

- о состоянии растений поздней осенью и зимой;

- способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя);

- как можно помочь им зимовать (не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли).

Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего деревьев.

Кто как зимует. Жизнь животных зимой.

Рассказать о зимовке животных в лесу, кто и как готовится к зиме. Сформировать навыки установления причинно-следственных связей. Как помочь животным зимой.

Комплект карточек «животные»; пособие «Зимний лес».

Вода — источник жизни

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек её использует.

Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Глобус; звуки воды (аудиозапись, банка с водой, два стакана (один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской (соленой) водой.

6

Февраль

Жизнь воды.

Основные свойства воды.

Выявить:

- свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы);

- где встречается вода.

Прозрачные сосуды разной формы и величины. Глобус, таблица; сахар, песок (два стакана) ложка, стакан с молоком, салфетка; конверт с загадками.

Что мы знаем о воде?

Сформировать бережно отношение к воде. Рассказать о состояниях воды (жидкое, твердое, парообразное).

Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед.

Д. и. «Какой бывает вода».

Комплект карточек «Волшебница вода», рисунок на логику ребенка, по два стаканчика, салфетка, блюдце со льдом; банка с водой; чайник с кипящей водой; стекло, лед.

Круговорот воды в природе

Рассказать о круговороте воды в природе, важности этого явления для всех живых существ на планете. Закрепить знания о различном состоянии воды в природе.

Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями.

Есть ли жизнь в воде? (на примере аквариума)

Рассказать:

- о водоеме (аквариуме)

как среде обитания животных и растений);

- о том, что помогает рыбам и растениям жить в нем, как естественном водоеме;

- о создании необходимых условий для обитателей водоема.

Аквариум с обитателями.

7

март

Что в морской глубине, на самом дне?

Рассказать:

- о море, как среде обитания животных и растений;

- разнице между морскими и речными обитателями.

Рисунки морских животных; иллюстрации корабля и подводной лодки.

Викторина о воде.

Вспомнить с детьми изученный материал; совершенствовать умение быстро и четко отвечать на вопросы.

Медали;конверты с заданиями.

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха.

Раскрыть понятие «воздух»:

- свойства воздуха;

- роль воздуха в жизни человека.

Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля — растениям.

Мяч; воздушный шар; емкость с водой; пустая бутылка.

Мы — ветры.

Составить у детей представление о ветре (движение воздуха); закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных.

Вентилятор;

аудиозапись со звуками ветра.

8

Апрель

Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе.

Понаблюдать за весенними изменениями в природе: ярко светит солнце, у деревьев начинается сокодвижение. Научить наблюдать, замечать, сравнивать.

Что за чудо — кладовая есть у матушки — земли: знакомство с почвой.

Рассказать об образовании почвы; о роли животных и растений в этих процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества, глина, песок; о значении почвы в жизни животных, растений, человека.

Колба с почвой; вода; лупа; муляжи овощей и фруктов.

Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червяком.

Раскрыть понятие «обитатели почвы». Об условиях жизни животных под землей.

Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы.

Иллюстрации крота, червя, барсука.

Лес — наше богатство. Этажи леса.

Дать понятие: лес — наше богатство.

Познакомить с «этажами леса».

Закрепить знания о диких животных.

Воспитывать любовь к природе.

Плакат «Лес» с указанными на нем «этажами».

9

Май

Взаимосвязи в природе.

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.

Д. и. «Кто чем питается».

Карточки «Цепи питания»; схемы к игре.

К первоцветам в гости. (эскурсия).

Дать детям понятие о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми.

КВН «Природа- наш дом»

Создать у детей атмосферу праздника. Развивать мышление, память, фантазию детей. Воспитывать интерес к знаниям; обобщать и систематизировать материалы разных тем.

Картинки животных; плакат «Круговорот воды в природе»; картинки «Цепи питания»; картинки о природе; музыкальное сопровождение.

Формы представления результатов проекта

Для успешной реализации проекта были разработаны и изготовлены:

Конспекты по разным видам деятельности, относящихся к флоре и фауне, а также к живой и неживой природе родного края.

«Художественное слово», которое включает в себя стихи, загадки, рассказы о природе родного края.

Картотеки загадок о животных и растениях, наблюдения в природе.

Изготовление дидактической игры «Кому нужна вода».

Создание книги «Живи и процветай мой край»

Изготовление игр «Деревья удивительное чудо», «Деревья нашего края».

Оформление уголка «Огород у нас в саду».

Изготовление выставки поделок «Белая берёза».

Список литературы

• Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры [Текст] / Ю. А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2008. – 157с.

• Иванова, А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду (Программы ДОУ; Живая экология). [Текст] / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 240 с.

• Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников (Программы ДОУ) [Текст] / А. И. Иванова. 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

• Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.

• Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

• Организация деятельности уголка природы. Старшая группа.

[Текст] / Сост. П. Г. Федосеева. –Волгоград: ИТД «Корифей». 2009. – 96 с.

• Русаков, А. С. Прогулки с детьми и изучение всего на свете. Советы воспитателям и родителям дошкольников. Сборник. [Текст] / А. С. Русаков. – Спб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 144 с.

• Турыгина, С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы. [Текст] / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 123 с.

• Шорыгина, Т. А. Деревья, Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей (Знакомство с окружающим миром и развитие речи). [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010. - 64 с.

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.

Конспект наблюдения на прогулке «Природа — не природа. Живая — неживая природа»Конспект наблюдения на прогулке «Природа — не природа. Живая — неживая природа» Конспект наблюдения на прогулке: " Природа - не природа. Живая - неживая природа". Цель: уточнить и расширить знания детей по теме "Природа.

Фотоотчет «Проект «Наш дом — природа»Фотоотчет «Проект «Наш дом — природа» Проект "Наш дом природа" в подготовительной группе. Цель:Формировать у детей представление о компонентах природы и их взаимосвязях,о том,что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наш дом — природа»
Опубликовано: 26 сентября 2024 в 14:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Наш дом — природа»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Тоскина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД