Юлия Лазарева
Проект «Народные праздники на Руси. Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание у детей дошкольного возраста ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических, духовно-нравственных, патриотических и общественных принципах.
Задачи:
1. Определить понятие духовность, духовно-нравственное воспитание, ценности, традиции, традиционные ценности.
2. Формирование традиционных ценностей как основы духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Публикация «Проект „Народные праздники на Руси, Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Продолжать знакомство с русскими-народными праздниками, происхождением древнего праздника Масленица, его традициями, идеей праздника, какой смысл несёт в себе румяный, поджаренный круг- блин, что олицетворяет собой обряд сжигания соломенного чучела
4. Вызывать эмоциональное сопереживание и участие в игре действий, приобщить всех участников традициям проведения народного праздника Масленица
5. Воспитывать чувство патриотизма, основанных на русских традициях;
Актуальность:
В настоящее время, педагогам предоставляется возможность творческого подхода к воспитательно- образовательному процессу. И, конечно, на современном этапе невозможно обойти огромный пласт истории народа, его культуру, искусство, традиции, обычаи, праздники – богатейший материал для работы с детьми. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время, недостатки развития и воспитания в этот период жизни, трудно восполнить в последующие годы. Национальное достояние несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народную педагогику. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Паспорт проекта
Название:
«Народные праздники на Руси. Широкая Масленица»
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта:
Краткосрочный (3 недели)
Цель проекта:
Повышение интереса у детей к традициям русского народа (праздник Масленица)
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Подбор материала по задачам данного проекта.
2. Подготовка наглядного и мультимедийного материала.
3. Рассматривание атрибутов народного творчества.
4. Изготовление дидактических игр.
5. Изготовление папки-передвижки
.
Основной этап:
1. НОД «Праздники на Руси»
2. Работа в партиотическом уголке, рассматривание атрибутов уголка, самостоятельные игры с народными куклами.
3. Чтение русского народного фольклора, стихотворений и закличек о масленице
4. НОД «Масленица. Дни недели»
5. Изобразительная деятельность рисование «роспись Матрёшки»
6. Художественны труд «Кукла из ниток»
7. Дидактические игры: «Собери картинку», «Подбери начинку к блинам»
8. Проигрывание народных игр.
Заключительный этап:
Итоговое занятие: развлечение «Широкая Масленица», чаепитие с блинами, сладостями.
План работы по формированию знаний у детей о празднике Масленица.
1 неделя
Цель: расширить знания детей о народных праздниках, познакомить с русским народным бытом, творчеством и традициями.
НОД «Праздники на Руси» беседа с детьми какие праздники отмечались на Руси. Заострить внимание на Масленице. Рассматривание иллюстраций по теме. Просмотр презентации. Работа в патриотическом уголке группы. Изготовление куклы из ниток. Игры с народными куклами. Знакомство с подвижными народными играми.
2 неделя
Цель: Помогать детям правильно воспринимать смысл народных закличек и стихотворений о масленице. Познакомить детей с матрёшкой с её ярким нарядом, вызвать интерес к народному творчеству. Работа с дидактическими играми.
Чтение русского национального фольклора, стихотворений и закличек о Масленице: «Этот праздник к нам идёт», «Широкая Масленица». НОД по рисованию «Роспись Матрёшки», отгадывание загадок, проговаривание и заучивание пословиц и поговорок о Масленице. Проигрывание народных игр «Горелки», «Платочек», «Карусель»
3 неделя
Цель: Развивать художественно-творческие способности детей. (Раскрашивание тематических картинок) Развивать воображение, а так же побуждать детей к самостоятельному изготовлению праздничных атрибутов.
Проигрывание народных игр «Веснянка», «Ручеёк», хоровод под музыку. Игры соревнования: «Перетяни канат», «Передай скворолку с блином»
Работа с родителями : изготовление родителей с детьми «Обрядной куклы», выставка рисунков по теме Масленица.
Рассматривание картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»
Итоговое занятие «Широкая Масленица», чаепитие с блинами и сладостями.
Вывод:
В результате реализации этого проекта дети приобрели знания о Масленице как об одном извесёлых русских народных праздников, узнали новые стихотворения, заклички, познакомились с русским народным творчеством. У детей сформировался познавательный интерес к народным праздникам. Дети познакомились с символами и традициями праздника. Мероприятия проведённые в рамках проекта, способствовали развитию у детей чёткой выразительной речи, мимики, воображения.
Сформированы навыки творческой работы совместно с воспитателями. Данный проект способствовал воспитанию чувств патриотизма у детей на материале понятном, близком и эмоционально значимом для ребёнка.
Анализируя результаты проекта, можно сказать, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувттва ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и сожержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Дети получили от реализации этого проекта чувство радости, интереса и стремления узнать что-то новое в творчестве, культуре русского народа, желание выполнять работу своими руками и доводить её до конца.
У детей мы закрепили дружеские отношения друг с другом, чувство долга, ответственности и исполнения поставленных перед ними задач.
Играя в русские народные игры, дети узнали об их многовековой истории и поняли особенности русских народных игр, любовь народа к веселью, удальству. Она развивали у детей силу, выносливость, глазомер, воспитывали характер, волю. Игры вызывали интерес к русской народной культуре, способствовали укреплению здоровья, уважительному отношенеия друг ко другу, обогащали эмоциональную сферу ребёнка.
Взаимодействие с родителями:
1. Вместе с детьми нарисовать тематические рисунки и устроить выставку творческих работ.
2. Совместно с детьми изготоваить обрядную куклу - Масленицу.
3. Выучить с детьми тематические пословицы, поговорки, заклички.
4. Испечь блины для чаепития к итоговому занятию.
5. Пронести тематические атрибуты (платки, колокольчики, бубенцы)
6. Сводить детей на масленичные народные гуляния.
Литература
Г. Н. Тубельская Праздники в детском саду и начальной школе.
Э. П. Костина Родина моя - Россия.
И. Паикеев Русские праздники и игры.
Э. П. Костина Родина моя Россия.
И. Ю. Рябцева Л. Ф. Жданова Приходите к нам на праздник.
Журнал Музыкальная палитра №1 2007г.
Лапшина Календарные народные праздники в детском саду.
Детские частушки, шутки, прибаутки. Ярославль, 1997г.