Надежда Тюрина
Проект «Спор хороший и плохой» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Спор хороший и плохой»
Выполнила воспитатель подготовительной логопедической группы №7 Тюрина Надежда Александровна,
д/с №15 «Ручеек» г. Балашиха, мкр. Железнодорожный
Публикация «Проект „Спор хороший и плохой“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Цель: научить дошкольников формированию навыков общения и взаимодействия со сверстниками, правилам убеждения и спора, их готовности к совместной деятельности.
Актуальность: Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками, что является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер его отношения к себе, к другим, к миру в целом.
Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь со взрослыми. Это требует от дошкольников умения устанавливать контакты со сверстниками, находить в соответствии со своими возможностями себе место в совместной деятельности, умения согласовывать свои действия с действиями других детей и справедливо разрешать возникающие конфликты.
Дети в группе часто конфликтуют, спорят. Необходимо помочь воспитанникам спорить правильно, отстаивать свои права, высказывать свое мнение, учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и успехам.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у детей представление о споре как способе выражения своего мнения;
- научить соблюдать правила культуры речевого общения,
- объяснить, что существует несколько способов решения спора (несколько вариантов решения ситуаций);
- сформировать у детей понимание, что из любой спорной ситуации можно найти выход;
- познакомить с правилами ведения спора;
Развивающие:
- развить умение договариваться, выражать свое мнение, видеть результат;
Воспитательные:
- обогатить опыт взаимодействия, сотрудничества.
Описание проекта :
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что к выпуску из детского сада ребенок получит необходимый, позитивный коммуникативный опыт и будет обладать коммуникативными умениями.
Воспитателям необходимо уделять особое внимание общению воспитанников и это одно из требований ФГОС ДО. Среди задач педагогов в рамках социально-коммуникативного развития – совершенствовать у дошкольников навыки общения и взаимодействия со сверстниками, формировать готовность к совместной деятельности.
Далеко не всегда все складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Это может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости. Ребенок, мало общающийся со сверстниками или не принимаемый ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. В этом возрасте происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников, они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. По мнению Т. Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении зависит и от своевременной помощи взрослого и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.
Особенность детского общения состоит в том, что все действия ребенка направлены на сверстника. В процессе игры дошкольник старается управлять сверстником (партнером, сравнивая его с собой и навязывая образец поведения. Ребенок должен четко выражать словами свои предложения и желания. Если коммуникативные навыки и умения не сформированы, дети не смогут договориться и начинают спорить, возникает ссора.
Согласно Толковому словарю русского языка, автором которого является С. И. Ожегов, спор-словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. Спорить (вести спор)-значит возражать, доказывая что-нибудь.
Дошкольникам трудно договариваться со сверстниками. Это связано с особенностями данного возрастного периода. Общаясь со сверстниками, дети ведут себя очень эмоционально. Они могут кривляться, смеяться над другими детьми, кричать. При этом в общении с взрослыми ведут себя спокойно, тихо.
Во взаимодействии со сверстниками дети не придерживаются каких-то норм и правил. Каждый ребенок стремится в первую очередь высказаться сам, не слушая, что говорит ему партнер по игре. Таким образом возникает спор. Дети не могут договориться кто будет управлять машиной, а кто будет пассажиром. Дети перебивают друг друга, обижаются.
Важно научить ребенка взаимодействовать в коллективе, договариваться, слушать высказывания детей, уважать их, радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам, адекватно высказывать свое мнение, стараться разрешать конфликты.
Чтобы научить всему этому детей, педагогу необходимо правильно организовать образовательную деятельность, используя в работе новые формы и методы взаимодействия.
Реализация проекта включает три основных этапа:
Подготовительный :
Формируя основы поведенческой культуры, я рассказала детям, что такое спор, для чего он нужен, какие есть пути решения спора и правила поведения в споре. Чтобы научить правилам спора, мы проводили беседы по вопросам, читали рассказы, стихи, сказки, проводили обсуждение и беседы по прочитанному. Также разбирали различные спорные ситуации, возникшие спонтанно в группе или на улице. Чтобы научить детей правилам спора мы проводили беседы, игровые упражнения (Опиши своего друга, скажи комплименты, продолжи- «мне не нравится, когда…» и т. д., разыгрывали различные ситуации (Строим железную дорогу, игра с микрофоном в журналиста, заболела кукла, строим замок, постройки из лего и т. д., предлагали решить проблемные ситуации в малых группах и в парах (обсуждали тему и название рисунка, вместе договаривались о последовательности его выполнения, читали художественную литературу и обсуждали поведение сказочных героев.
Содержание деятельности на подготовительном этапе.
Беседа с детьми по вопросам:
- Что такое спор?
- Спор-это хорошо или плохо?
- Чем спор отличается от ссоры?
- Чтение стихотворения «Решай споры словами, а не кулаками», (Играть с енотом не любили»», обсуждение.
- Из-за чего возникает спор?
- Для чего нужно уметь спорить?
Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев», «Спор животных». .Беседа по прочитанному. Беседа на тему: «Разные пути решения спора. Спор хороший и плохой».
Чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны» и сказки Эзопа «Две козы», беседа по прочитанному.
Совместное составление с детьми правил общения в споре. Зарисовка их с помощь условных знаков.
Знакомство с правилами этикетных выражений.
Беседа на тему: «Зачем нужно уметь договариваться».
Рисование в альбоме «Как правильно спорить». Работа в малых группах.
Чтение венгерской нар. Сказки «Два жадных медвежонка», белорусской нар. Сказки «Пшеничный колосок», русской нар. Сказки «Лиса и журавль». Беседа по прочитанному. Чтение отрывков из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (главы 6, 7, 29). Обсуждение того, как ведут себя герои в разных ситуациях, как они решают спор : Незнайка и Гунька (глава6); Незнайка и Ворчун (глава 9); доктор Пилюлькин и Медуница (глава29). Беседа на тему: «Как выйти из спора».
Использование в речи этикетных выражений: «Давай подумаем вместе; «Я подумаю»; «С тобой интересно было говорить, но я останусь при своем мнении».
Основной: На основе полученных знаний я учила детей договариваться в игре, доказывать свою точку зрения, объяснять, использовать этикетные выражения.
Для решения спорных вопросов мы составили список этикетных выражений:
Я думаю, что ты (не) прав; извини, ты прав; давай подумаем вместе; я подумаю; с тобой интересно было говорить, но я останусь при своем мнении; я (не) согласен с тобой; по-моему ты ошибаешься; извини, но мне кажется, что ты ошибаешься; я не могу с тобой согласиться.
В помощь детям были придуманы этикетные правила, которые можно использовать во время спора и сделают его хорошим.
Этикетные правила для спора :
1. Выслушай своего оппонента, не перебивай.
2. Если не согласен, объясни почему.
3. Предложи свой способ или вариант решения проблемы в данной ситуации.
4. Говори спокойно, четко, не кричи, не перебивай.
5. Не обижай, не оскорбляй другого, относись с уважением.
6. Приведи примеры, доказательства, свое решение.
7. Умей признать свою ошибку
«ВОЛШЕБНЫЕ ИЗВИНЯЛОЧКИ»
1. Я прошу прощения за плохое слово.
Больше не скажу тебе ничего плохого.
2. Извини меня, не злись. Лучше ты договорись.
Будем вместе мы играть и проблемы все решать.
3. Виноват был, прошу извини.
Давай будем с тобой мы мириться.
Ведь хорошее слово всегда
Помогает друзьям помириться.
4. Прости меня, пожалуйста, я больше так не буду.
Считаться с мнением твоим я больше не забуду.
Эти знания мы использовали в различных видах деятельности:
Словесные игры: Продолжи предложение», «Мне не нравится, когда…», «Мирилки», Волшебная извинялочка». Игры и задания в парах и малых группах : «Нарисуй вдвоем» (дети создают общий рисунок и придумывают название, «Построй замок», «Наряд для принцессы».
Разыгрывание ситуаций: «Докажи свою правоту», ( Дети употребляют в речи фразы: «Я думаю…», «Мне кажется…», «По-моему…».
Игровое упражнение «Как убедить Незнайку?»
Словесные игры: «Волшебный микрофон», «Выскажи свое мнение».
Решение проблемных ситуаций в парах и малых группах : «Кто прав и не прав», «Как бы ты поступил?»
Обсуждение пословиц: «В споре рождается истина», «Спорь, да не вздорь», «Глупые ссорятся, а умные договариваются».
Конечно же мы учились разрешать спор без ссор и проводили следующую деятельность:
Беседа на тему: «Как без ссор разрешить спор». Игра-инсценировок «Подскажи лучшее решение».
Составление сказок в малых группах «Поможем сказочным героям разрешить спор без ссор» ( используются иллюстрации с изображением сказочных героев: Айболита и Бабы –яги Богатыря и Красной Шапочки, Карлсона и Бармалея и др. ,
Как только возникала спорная ситуация, я напоминала детям о «волшебных мирилочках».
В общении я учила детей придерживаться некоторых правил:
• Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
• Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
• Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
• Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!
• Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!
Для закрепления новых знаний и умений дома я подготовила памятку для родителей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Наряду с остальными навыками и умениями очень важно развивать у ребенка коммуникативные навыки. Уделяйте внимание общению с ребенком., учите его правильно вести диалог, использовать в речи вежливые слова, показывайте пример того, как можно разрешить спорную ситуацию.
--Делайте паузу во время спора, когда ребенок говорит.
--Даже если ребенок делает неверные выводы не говорите ему, что это ерунда.
--Выслушивайте до конца то, что пытается сказать ребенок.
--Проявляйте к нему уважение.
--Никогда не повышайте голос на ребенка.
Мы с детьми учились разрешать спор без ссор. Для этого проводили беседы на тему: «Как без ссор разрешить спор», игру-инсценировку «Подскажи лучшее решение». Составляли сказки в малых группах «Поможем сказочным героям разрешить спор без ссор» ( используются иллюстрации с изображением сказочных героев: Айболита, Бабы-яги, Богатыря и Красной Шапочки, Карлсона и Бармалея и др.).
Заключительный:
Проведенная работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков общения со сверстниками дала положительные результаты: многие дети стали легче общаться со сверстниками научились договариваться, лучше понимать чувства других и легче выражать свои. Дети стали использовать в своей речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, мирилки.
Они охотно включаются в совместную деятельность, спорят, высказывают свое мнение.
Было проведено итоговое занятие на тему «Мы дружные ребята».
Мероприятия в рамках проекта :
Занятия, консультации с родителями, совместная деятельность взрослых и детей, выпуск газеты, итоговое занятие.
Охват проекта :
дети 6-7 лет -18 человек, родители детей -20 человек.
Проект реализовывался в течении 1 учебного года
Достигнутые результаты:
Организованная в ходе реализации проекта образовательная деятельность с детьми помогла им преодолеть многие коммуникативные трудности. Воспитанники научились выслушивать собеседника, не перебивая его. Сдерживая себя, ожидая возможности задать следующий вопрос, правильно выстраивать фразы в диалоге. Дети могут высказывать и отстаивать свое мнение, относиться с уважением к детям, взаимоотношения детей улучшились, дети стали более воспитанными.