Оксана Савенкова
Проект «Роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 посёлка городского типа Афипского муниципального образования Северский район
Проект на тему : «Роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольников»
для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель
МБДОУ ДС КВ № 9
Савенкова О. В.
Публикация «Проект „Роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Тип проекта : познавательно – творческий.
Срок реализации проекта : 2 месяца
Участники.
Дети группы компенсирующей направленности (6-7 лет);
Родители воспитанников;
Музыкальный руководитель (Савенкова О. В.)
Цель: Способствовать развитию духовно-нравственных ценностей ребенка.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Совершенствовать знания детей о пословицах и поговорках.
- Формировать осознанное отношение к пословицам и поговоркам, как чудодейственному источнику познавательно-речевого и социально-личностного развития.
Развивающие:
- Развивать наглядно-образное воображение, мышление, творческие способности, интонационную и мимическую выразительность речи.
- Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.
Воспитывающие :
- Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей, желание радовать окружающих хорошими поступками.
- Способствовать установлению взаимопонимания между детьми и родителями, подбирая эффективные виды и формы работы с детьми и родителями по применению пословиц и поговорок.
Актуальность.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Процесс овладения родным языком является самым важным в дошкольном периоде. Речевое развитие в дошкольном детстве основа воспитания и обучения детей.
В нашу жизнь активно вливается множество иностранных слов и терминов, что представляет угрозу нашему языку и нашей культуре.
Детство – это тот благоприятный период, когда возможно приобщение детей к истокам национальной культуры. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Из поколения в поколение народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиций, с помощью которой воспитывается ребенок в семье. Основу этой системы составляет устное народное творчество.
Краткое описание проекта :
По своему содержанию данный проект имеет два аспекта : ознакомительный и творческий. С одной стороны, его участники обогатятся знаниями о том, что такое пословица, поговорка, как они появились, что является их основой. Расширят представления о мире, труде, дружбе и т. д., что очень важно для интеллектуального и нравственного развития детей дошкольного возраста.
С другой стороны, участники проекта приобретут навыки самостоятельной и творческой деятельности. Научатся оценивать свои действия и действия других людей, радоваться хорошим поступкам и не совершать плохие.
Ожидаемый результат.
Я считаю, что данный проект принесет положительный результат потому, что, приобщая детей к восприятию пословиц и поговорок как фольклорного жанра, мы
• Развиваем нравственные качества личности;
• Обогащаем речь детей;
• Развиваем образное мышление детей, память;
• Формируем у них высокий строй чувств;
• Предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка.
Работа над проектом
Основные этапы работы:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Сбор информации, материалов по теме;
2. Знакомство детей с идеями проекта. Работа в группе по сбору материала: найти и выучить с родителями пословицы и поговорки о хлебе.
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Практическая работа.
- Работа по объяснению детям смысла пословиц и поговорок:
(Беседа «В мире пословиц и поговорок»);
- Выполнение творческих заданий из пособия «В мире мудрых пословиц».
Изд. - во «Ранок», 2010. -Творческий центр «Сфера»;
- Викторина: «Кто больше?»;
- Изо деятельность «Нарисуй свой страх»;
- Просмотр мультфильма «Стрекоза и Муравей».
2. Выбор формы представления результата:
- фотоотчет результатов работы;
- консультация «В мире пословиц и поговорок»;
- изготовление родителями совместно с детьми пособия «Угадай пословицу».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- презентация проекта;
- подведение итогов;
- перспективы.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Мероприятия Цели Сроки Ответственные
Сбор информации, материалов по теме из различных источников;
создание условий для реализации проекта.
1 месяц (1 неделя)
Муз. рук.
Знакомство детей с идеями проекта : рассмотреть пособие «В мире мудрых пословиц»;
Дом. задание:
Найти и выучить с родителями пословицы и поговорки о хлебе. Заинтересовать и увлечь детей идеями проекта;
совместная деятельность с родителями.
1 месяц (2 неделя)
Муз. рук., дети, родители
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия Цели Сроки Ответственные
Работа по объяснению детям смысла пословиц и поговорок:
беседа «В мире пословиц и поговорок», демонстрационный материал: пособие «В мире мудрых пословиц»
Совершенствовать знания детей о пословицах и поговорках.
1 месяц (3 неделя)
Муз. рук.
1. Выполнение творческих заданий из пособия «В мире мудрых пословиц» : тема «Что сейчас убежит, завтра не поймаешь»
Игра: «Веселые часы».
2. Выполнение творческих заданий из пособия «В мире мудрых пословиц» : тема «Нет друга - ищи, нашел – береги»
Инсценировка рассказа «Облака – подружки». Развивать образное мышление детей, память;
Способствовать установлению взаимопонимания между детьми
1 месяц (4 неделя)
Муз. рук., дети
1. Выполнение творческих заданий из пособия «В мире мудрых пословиц» : тема «Хлеб – всему голова»
Викторина: «Кто больше?».
2. Выполнение творческих заданий из пособия «В мире мудрых пословиц» : тема «Маленький труд лучше большого безделья»
Просмотр мультфильма «Стрекоза и Муравей».
Обогащать речь детей;
Предоставить возможность ощутить радость познания красоты родного языка.
Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия других, желание радовать окружающих хорошими поступками.
2 месяц (1 неделя)
Муз. рук., дети, родители
1. Выполнение творческих заданий из пособия «В мире мудрых пословиц» : тема «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»
Инсценировка рассказа Л. Толстого «Воробей на часах».
2. Выполнение творческих заданий из пособия «В мире мудрых пословиц» : тема «У страха глаза велики»
Изо. деятельность «Нарисуй свой страх»;
Формировать у детей высокий строй чувств: уважение и почитание родителей, стариков, близких.
Развивать умения бороться со своими страхами и управлять своими мыслями 2 месяц (2 неделя)
Муз. рук., дети
1. Фотоотчет результатов работы;
2. Работа с родителями
- Консультация
«В мире пословиц и поговорок»;
- Дом. задание:
изготовление с детьми пособия «Угадай пословицу».
Продолжать развивать нравственные качества личности ребенка;
2 месяц (3 неделя)
Муз. рук., дети, родители
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Мероприятия Цели Сроки Ответственные
Выступление на пед. часе для педагогов ДОУ
Презентация проекта
2 месяц (4 неделя)
Муз. рук. ,
воспитатели
-Дополнить народный уголок в группе изготовленными родителями совместно с детьми пособиями «Угадай пословицу»;
-Творческое задание :
«Придумай пословицу»
Подведение итога:
Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.
В течении 2 месяцев
Муз. рук., дети, родители
• Подбор художественной литературы, произведений с пословицами и поговорками.
• Подбор иллюстраций по содержанию пословиц и поговорок.
• Подбор мультфильмов.
• Изготовление
- игры «Угадай пословицу»,
- картотеки с пословицами и поговорками.
• Тематический день
«С пословицей подружимся».
• Анкетирование «Любимые пословицы в моей жизни».
• Творческое задание : «Рисуем любимые пословицы и поговорки».
• Использование в режимных моментах.
• Использование в режимных моментах.
Перспектива:
Заинтересовать педагогов и родителей в объединении усилий по нравственному воспитанию детей.
Развить у дошкольников способность следовать нравственным нормам и правилам.
В течении года
Муз. рук., воспитатели, дети, родители
Работа с родителями:
- консультация «В мире пословиц и поговорок»;
- домашнее задание:
а) найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе;
б) изготовление совместно с детьми пособия «Угадай пословицу»;
- фотоотчет результатов работы.
Работа с детьми:
- Выполнение творческих заданий из пособия «В мире мудрых пословиц».
Изд. - во «Ранок», 2010. -Творческий центр «Сфера»;
- Викторина: «Кто больше?»;
- Изо. деятельность «Нарисуй свой страх»;
- Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»;
- Творческое задание : «Придумай пословицу».
Работа с педагогами:
1. Презентация проекта.
2. Рекомендации в объединении усилий по нравственному воспитанию детей :
• Подбор художественной литературы, произведений с пословицами и поговорками.
• Подбор иллюстраций по содержанию пословиц и поговорок.
• Подбор мультфильмов.
• Изготовление:
- игры «Угадай пословицу»,
- картотеки с пословицами и поговорками.
• Тематический день «С пословицей подружимся».
• Анкетирование «Любимые пословицы в моей жизни».
• Творческое задание : «Рисуем любимые пословицы и поговорки»
• Использование в режимных моментах.
Итог проекта :
1. Приобретение знаний;
2. Расширение кругозора;
3. Повышение интеллекта;
4. Формирование духовно - нравственных и личностных качеств ребенка:
- отзывчивость;
- ответственность;
- коммуникабельность;
- уверенность;
- инициативность.
5. Развитие творческих способностей воспитанников по разным направлениям и видим деятельности.
Список используемой литературы:
1. Пособие «В мире мудрых пословиц».
Изд. - во «Ранок», 2010. -Творческий центр «Сфера»;
2. Интернет ресурсы.