светлана нестерова
Проект на тему «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры посредством русских народных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой : русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Публикация «Проект на тему „Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры посредством русских народных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные игры
- Темочки
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художест-венного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, окружающей его среды. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Участники проекта :
- Проект ориентирован на детей четырё х возрастных ступеней :
1. младший возраст - от 3-4 лет;
2. средний возраст – от 4-5 лет;
3. старший возраст – от 5-6 лет;
4. подготовительную к школе группу от 6 - 7 лет.
- родители воспитанников,
- воспитатели групп,
- музыкальный руководитель,
- инструктор по физическому воспитанию.
Вид проекта : практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта : один год.
Цель проекта :
Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство с русскими народными подвижными играми.
Задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народ ной культуры, через русские народные подвижные игры.
2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу через знакомство с русскими народными подвижными играми, календарными праздниками, обычаями и традициями русского народа.
Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа:
• подготовительный,
• реализационный,
• итоговый.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
• «Полочка народного декоративно- прикладного искусства»,
• Мини-музей народной старины «Русская горница»
Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм.
Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному ка-лендарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
Проектом предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, поселку, России.
Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фрон-тально, так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.
Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.
В детском саду регулярно проводятся народные праздники : Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят. Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Работа с детьми:
Непосредственная деятельность проводиться по перспективному и тематиче-скому плану, составленному по всем возрастным группам. (Приложение 1,2).
Работа с родителями:
• Размещение материала по народному календарю в уголках для родителей.
• Беседы о народных играх.
• Игровые досуги совместно с детьми.
• Оформление семейных фотоальбомов на тему «Забавы для малышей!».
• Пополнение экспонатов в «Русской избе».
Работа с педагогами:
• Совместная разработка игровых досугов (музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физ. воспитанию).
• Ведение тетради взаимодействия педагогов.
• Круглые столы «В горенке веселье!».
• Беседы, консультации.
Л