Оксана Мишина
Проект на тему «Организация РППС группы с учетом принципов бережливых технологий»
Паспорт проекта.
Тема: «Организация РППС группы с учетом принципов бережливых технологий»
Тип проекта: творческо-исследовательский
Продолжительность: среднесрочный
Сроки проведения: 01.09.2023 – 30.11.2023
Участники: воспитатели группы № 4 МБДОУ № 443 СП 2
Цель: Формирование бережливого сознания и организационной культуры дошкольников через стандартизацию и визуализацию РППС группы.
Задачи:
1. Повысить качество образования.
2. Обеспечить стандартизацию и визуализацию образовательного пространства (или РППС группы)
3. Формировать у детей основы бережливого сознания (понимания действительности, бережливого отношения к окружающим предметам.
4. Расширить и закрепить представления детей о пиктограммах, способах работы с ними. Формировать умение применять в работе пиктограммы.
5. Развивать познавательные способности детей, расширять кругозор воспитанников, активизировать и систематизировать словарь детей.
6. Развивать самостоятельность детей, закреплять навыки самообслуживания.
7. Подвести к пониманию необходимости экономии времени, трудовых усилий. Формировать навыки самоорганизации.
8. Воспитывать уважительное отношение к труду, как собственному, так и окружающих людей.
Литература:
1. Бондаренко О. П. Основы внедрения бережливых технологий в органах власти, государственных и муниципальных учреждениях: методическое пособие / О. П. Бондаренко, В. А. Петрова. – М, 2017. Текст: непосредственный.
2. Волкова И. А. Проблемы и перспективы применения бережливых технологий в образовательной организации. Система образования и технологии бережливого производства: сборник статей / И. А. Волкова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. Текст: непосредственный.
3. Вэйдер М. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства / М. Вейдер. – Москва: Альпина Паблишер, 2017. – 125 с. Текст: непосредственный.
4. Шарина А. В., Сибирякова Л. В. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие / А. В. Шарина, Л. В. Сибирякова, — Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. – Текст: непосредственный.
5. Корвякова Н. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб, 1999.
Теоретическое обоснование
Актуальность проблемы.
В настоящее время во всех направлениях деятельности большое внимание уделяется продвижению метода «бережливого производства». Не остались в стороне и детские сады. Дошкольные образовательные учреждения имеют свою специфику, и «бережливые технологии» в них применяются как средство повышения уровня и качества образования, а также являются средством, направленным на снижение возможных потерь во всех сферах деятельности ДОУ. Предполагается, что внедрение «бережливых технологий» будет содействовать всестороннему развитию ДОУ, затронет такие важные направления как:
- современную организацию рабочих мест сотрудников,
- организацию рабочего пространства групп, рекреационных зон,
- повышение информированности родителей воспитанников,
- разработку инструкции по работе с электронными ресурсами для воспитателей, родителей.
В своем проекте мы обратили внимание на организацию рабочего пространства группы и на развитие РППС. Как известно, РППС осуществляет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Предметно-пространственная среда должна способствовать развитию инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, активизировать коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды деятельности ребёнка. Активность ребёнка стимулируется свободой выбора деятельности. При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении необходимо учитывать возрастные особенности и потребности детей.
Наши воспитанники относятся к возрастной категории старших дошкольников и обучаются в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). РППС в группе должна работать не только на развитие речи и устранение речевого дефекта, но и активизировать у детей развитие способностей к творчеству, вызывать желание действовать и познавать окружающий мир, развивать самостоятельность воспитанников.
Приступая к реализации проекта, мы изучили теоретическую часть вопроса и выяснили, что в основе «бережливых технологий» лежат принципы 5С:
1. Сортируй.
2. Соблюдай порядок
3. Содержи в чистоте
4. Стандартизируй
5. Совершенствуй
Опираясь на эти принципы, мы стремились создать условия, при которых наши воспитанники научатся соблюдать порядок и поддерживать чистоту в группе, расставлять игрушки по местам, сортировать их в зависимости от назначения. Мы стремились подвести детей к осознанию необходимости самоорганизации и дисциплины. В связи с этим постарались стандартизировать деятельность детей при выполнении ряда операций:
- дежурство в уголке природы;
- дежурство по столовой;
- уборка кроватей после дневного сна;
- наведение порядка в шкафчиках;
- процесс одевания на прогулку;
- процесс мытья рук;
В работе мы применяли схемы, алгоритмы, которые подсказывали детям последовательность действий при выполнении операций, экономили время и приучали воспитанников к самостоятельности. Это очень важно, ведь без умения планировать дела и управлять своим временем, сложно быть продуктивным.
Отталкиваясь от особенностей детей, мы учитывали тот факт, что для ребенка с ОВЗ проще запомнить то, что привлекает внимание, бросается в глаза. Мы промаркировали основные центры, созданные в группе по образовательным областям. Для этого использовали пиктограммы.
Пиктограмма (от сочетания латинского и греческого слов нарисованный и надпись) — это знак, который в схематичном виде изображает самые важные черты объекта, который он обозначает. За счет своей быстрой считываемости и узнаваемости пиктограммы широко используются и в повседневной жизни. Мы можем наблюдать их в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках, иконках приложений на смартфонах, обозначениях на упаковках с продуктами питания.
Пиктограммы при всей внешней простоте несут большую смысловую нагрузку. Картинка нацелена на визуальное восприятие, которое быстро доносит информацию до мозга. Она хорошо запоминается, а это значит, что ее легко распознать.
К РППС в ДОУ предъявляются определенные требования. Она должна быть привлекательной, выступать в роли естественного фона жизни детей, благотворно влиять на их эмоциональное состояние. Не должна вызывать утомления.
Исходя из требований к РППС, для пиктограмм мы выбрали синий цвет. Это не случайно. Синий цвет успокаивает, снижает тревогу. Он хорошо различаем, его видит большинство людей, даже с особенностями зрения. У каждого цвета есть определенное значение. Синий цвет указывает на необходимость выполнения каких-то действий, обращает внимание на важную информацию.
Игровой материал в группе для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется хранить в контейнерах. Поэтому контейнеры с атрибутами для сюжетно-ролевых игр тоже были промаркированы пиктограммами. Ведь игрушки должны быть хорошо заметны и рационально расположены, чтобы ими было удобно пользоваться в самостоятельной деятельности.
Применяя пиктограммы, схемы и алгоритмы, мы развиваем у воспитанников группы наглядно-образное мышление. Опорные картинки упрощают процесс запоминания, способствуют увеличению объема памяти детей, развивают речь. Маркирование окружающего пространства позволяет быстро сориентироваться в обстановке, экономит время, дисциплинирует.
Методическое значение проекта для воспитанников:
Бережливые технологии могут применяться как средство воспитания. Хорошо организованная РППС помогает детям познавать окружающий мир. Воздействуя на воспитанников через РППС при помощи бережливых технологий, мы формируем определенный стиль мышления, образ жизни. Учим действовать эффективно, рационально используя время и силы.
Методическое значение для педагогов:
Другие педагоги могут использовать данный проект в организации РППС групп.
Методы:
Словесные, наглядные, практические.
Приёмы:
Рассказы и беседы воспитателя, рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок и плакатов, сюжетно-ролевые и дидактические игры, пальчиковые игры, компьютерные, информационно-коммуникационные технологии.
Форма организации детей:
Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Особенности проекта: доступность материала для детей дошкольного возраста;
Ожидаемые результаты:
Начиная работу над проектом, мы хотели добиться того, чтобы дети научились поддерживать порядок в помещениях группы, делали это быстро и качественно. Мы стремились к тому, чтобы наши воспитанники стали самостоятельнее, а любая их деятельность стала более продуктивной.
Выход проекта: Оформление РППС группы.
Приложение к проекту: презентация «Организация РППС группы с учетом принципов бережливых технологий»