ЮЛИЯ СУХОВА
Проект на тему: Наши достижения:
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему: Наши достижения
Владимир Григорьевич Шухов –
в одном ряду с Леонардо да Винчи.
Введение
Сегодня Владимира Григорьевича Шухова, родившегося 160 лет назад, уже мало кто помнит. А ведь именно благодаря ему, в Москве, на Шаболовке, много лет назад появилась оригинальная стальная башня, которая могла быть выше знаменитой Эйфелевой: помешали революция и разруха.
На протяжении десятилетий заслуги русского гения замалчивались и преуменьшались.
Публикация «Проект на тему: Наши достижения:» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая стенгазета» октябрь 2017
В. Г. Шухов является для нас и для всего мира гением инженерного искусства, так же, как А. С. Пушкин признан поэтическим гением России, а П. И. Чайковский – музыкальным гением, М. В. Ломоносов - гением научным.
- Кто же такой Владимир Григорьевич Шухов? и почему он великий русский инженер? Что же он создал, какие богатства? А чем мы пользуемся?
- в этом нам предстоит разобраться.
Биография
Владимир Григорьевич Шухов родился 16 августа 1853 года в небольшом и тихом провинциальном городе Курской губернии. Его отец, происходил из рода, в котором на протяжении многих поколений мужчины были офицерами русской армии. Его мать была небогатой дворянкой.
Родители воспитали в своем сыне целеустремленность, трудолюбие и жажду к знаниям. Еще в детстве в мальчике обнаружились замечательные способности. В одиннадцать лет Владимир поступил в Пятую Петербургскую гимназию, которую закончил с блестящим аттестатом- на отлично. Там сразу и проявились его талант и склонность к точным наукам, особенно - к математике. В гимназии он прославился тем, что в 4- ом классе доказал теорему Пифагора способом, который придумал сам. Удивленный учитель его похвалил, но поставил «двойку» за нескромность. У Володи Шухова была уже к той поре мечта стать инженером. Он хотел своей работой способствовать развитию и процветанию России.
После гимназии выбор профессии для юноши был не сложным. Самую фундаментальную физико-математическую подготовку давало в то время Московское Императорское техническое училище, туда и поступил Владимир Шухов. Сейчас это - Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Жить пришлось в общежитии на казарменном режиме, родителей видел редко, требования в училище были самыми жесткими, а нагрузка огромная, зато специалисты после училища получались - лучшие. Такими же лучшими были и преподаватели. В те годы в этом учебном заведении учили не только науке, но и прикладным ремеслам.
Еще студентом Шухов зарегистрировал замечательное изобретение – паровую форсунку. Она была настолько проста и оригинальна, что глава громадного нефтяного концерна сразу приобрел у Владимира патент на ее производство.
Владимир Шухов получил золотую медаль за учебу в училище и предложение остаться преподавать математику, но молодой человек изъявляет желание отправиться в Америку, на всемирную выставку достижений промышленности. Впечатления от железных дорог, технических новинок и архитектурных чудес повлияли на всю последующую работу Владимира Григорьевича. Увидев бурный прогресс техники в США и различные технические новинки, Шухов твердо решил заняться изобретательством на родине. Вернувшись из Америки, поступил сначала на работу в чертежное бюро железной дороги в Петербурге, потом его пригласил американец Бари (с русским корнями) возглавить отделение его фирмы в Баку, где стремительно развивалась нефтяная отрасль промышленности. Владимир Григорьевич согласился.
Но перейдем к изобретениям. Что же изобрел великий инженер?
Изобретения
Мы до сих пор, порой неосознанно, пользуемся результатами его инженерного гения.
Когда мы едем на автомашине, то не очень задумываемся о том, что процесс производства бензина предложен именно Шуховым. Бывая на Красной площади в Москве, мы заходим во всемирно известный ГУМ или проезжая Киевский вокзал, восхищаемся почти невесомыми и надежными прозрачными крышами этих и многих других сооружений площадью до нескольких тысяч квадратных метров, автором которых является В. Г. Шухов. Символом шуховских сооружений является Шаболовская башня, которая вот уже более 85 лет используется для установки антенн звукового и телевизионного вещания. Эта конструкция признана международными экспертами одним из достижений строительного искусства и отнесена к объектам мирового культурного наследия.
Все изобретения Шухова можно назвать в алфавитном порядке:
А - авиационные ангары;
Б - баржи нефтеналивные,
В - воздушно-канатные дороги, так популярные на горнолыжных курортах первые в мире свободно висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов; водонапорные башни; водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже;
Г - газохранилища;
Ж - железнодорожные мосты через Енисей, Оку, Волгу и другие реки;
З - землечерпалки;
К - котлы паровые,
М - мачты электропередач, мостовые краны,
Н - нефтяные насосы, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км, нефтеперегонные установки, первый в мире нефтепровод, длинной 11 км! Он был построен в Баку
П – порты специальные;
Р – радиобашни - первые в мире цилиндрические, в том числе всем известная - Шуховская в Москве;
Т - танкеры, трубопроводы;
Каждая «буква» включает множество вариантов и видов. Каждая из них могла бы стать предметом национальной гордости любого народа.
Важность изобретений
Ведь, например, весь нефтяной Азербайджан смог в принципе подняться, и держится сейчас только благодаря изобретениям русского Инженера Владимира Григорьевича Шухова!
Когда впервые Шухов приехал в Азербайджан, впечатления у него были ужасными. Нефть била фонтаном из земли. Никакой техники не было, перевозили нефть на ослха, а хранили в лужах – прямо на земле.
Однако молодой инженер не опустил руки, а стал автором множества изобретений. Запатентовал установку для перегонки нефти, которая позволяла получать из нефти не только керосин, но и бензин, моторные масла, солярку, мазут, асфальт и массу других ценных продуктов. До этого все остатки нефти, кроме керосина были отходами и сбрасывались реки и озера. А ведь они загрязняли природу!
Русский инженер первым предложил цилиндрические нефтехранилища оригинальной конструкции, которые стоили необыкновенно дешево и были значительно прочнее.
Стал создателем нефтеналивного флота России – стальных барж, в которых стали перевозить нефть. Руководил строительством первого в России нефтепровода. «Формула Шухова» прокачки нефти по нефтепроводу, используется и сегодня.
Да что там Азербайджан, российская промышленность поднялась из разрухи после первой мировой войны во многом благодаря изобретениям и инженерным разработкам Шухова.
Но всемирную славу принесло инженеру строительство стальных башен оригинальной конструкции. Всего их было сооружено около двухсот. По сравнению с обычными шуховская сетчатая башня была удобнее и дешевле. Сотни водонапорных башен были спроектированы и построены Шуховым по этому принципу. И каждая башня имела свой, отличный от других внешений вид. Самой знаменитой стала Шаболовская радиобашня в Москве. Проект Шухова предусматривал небывалое в мире сооружение высотой 350 метров, что было выше Эйфелевой башни в Париже, она 305 метров. Но при том, что башня планировалась выше, она была бы в 4 раза легче. Однако в разоренной России остро не хватало металла, а потому власти «урезали» высоту до 152 метров. Башню возводили при помощи уникального, изобретенного Шуховым метода «телескопического монтажа». Долгое время эта ажурная, поражавшая воображение современников башня, была самым высоким сооружением в России.
Но Шухов проектировал не только башни. Под его руководством было построено более 400 – четырехсот! - мостов, в том числе через Волгу, Оку и Енисей, хлебные элеваторы и железнодорожные мосты, маяки и трамвайные парки, заводы-холодильники и мины, и еще многое и очень разное.
По его проекту была сооружена первая в мире вращающаяся сцена МХАТа, спроектированы поражающие воображение ажурные металлические своды московского ГУМа, Главпочтамта, Музея изящных искусств и многие другие оригинальные сооружения.
Висячие покрытия с пролетами, перекрытыми уникальными сетчатыми оболочками из металла, были впервые в мире применены им еще при строительстве в 1896 году российских павильонов на Всероссийской нижегородской выставке. Эти конструкции Шухова опередили время, как минимум, на 50 лет.
Сама идея таких сетчатых конструкций и башен пришла в голову русскому инженеру при виде перевернутой верх дном простой плетёной корзины из прутьев.
«Что красиво смотрится, то – прочно. Человеческий взгляд привык к пропорциям природы, а в природе выживает то, что прочно и целесообразно».- говорил он, всегда считавший, что все технические новинки рождаются при внимательном наблюдении за жизнью и природой.
В 2003 году на выставке «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре ХХ века» в Германии был установлен позолоченный макет шуховской башни.
До сих пор помнят русского инженера в Самарканде, где в 1932 году он провел «выпрямление» башни минарета построенного в 15 веке и покосившегося после сильного землетрясения. Операция прошла успешно. Как знать, пригласи в то время Шухова итальянцы, у них не было бы проблем с «падающей» Пизанской башней…
Какой же он был человек - Шухов?
Но Шухов, которого многие по разнообразию талантов считали «русским Леонардо», увлекался не только техникой.
Он был заядлым спортсменом, участвовал в велосипедных гонках, катался на коньках и лыжах, играл в шахматы, любил читать стихи, конструировал мебель, был прекрасным фотографом: «Я по профессии инженер, а в душе – фотограф», - говорил он. Среди его друзей были не только люди техники и науки, но писатели, актеры, художники.
Он никуда не уезжал, хотя ему предлагали переехать и в США и Германию, но он презирал эту мысль. Он всегда был только с Россией! Шухов блестяще владел тремя иностранными языками, считал для себя невозможным сидеть в присутствии женщины; он сделал сотни изобретений.
Конец жизни инженерного гения был трагическим. Как обычно утром, 29 января 1939 года Шухов побрился и обильно побрызгался крепким одеколоном. При этом неловко повернулся, и от случайно опрокинутой свечи на нем вспыхнула пропитанная одеколоном рубашка. Инженер получил сильнейшие ожоги. Врачи 5 дней пытались спасти его жизнь, но он умер 2 февраля 1939 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
…Владимир Григорьевич называл себя «человеком жизни».
Какие выводы мы можем сделать?
Выводы
В честь Владимира Григорьевича Шухова названы:
• Белгородский государственный технологический университет
• Улица Шухова в Москве. На ней находится знаменитая Шуховская радиобашня.
• Улица в Туле
• Парк и школа в родном городе.
• Золотая медаль имени В. Г. Шухова, присуждаемая за высшие инженерные достижения
• Шуховская башня в Узбекистане
Сегодня, в XXI веке, память о великом изобретателе, инженере, гражданине Владимире Шухове необходимо сохранить для следующих поколений, которым будет важно знать, что многие величайшие открытия прошлого и позапрошлого веков пришли к нам не из-за океана и не из Европы, а рождены русским гением, патриотом своего Отечества.
Многое из того, что делал Владимир Григорьевич, было «впервые в мире», а используется и по сей день в современной архитектуре. Простое перечисление его изобретений поражает воображение. Владимира Григорьевича Шухова называют по-разному. Но в начале ХХ века только так - Первый инженер России.
Как он сам говорил, этим высоким званием он обязан тому, что с самого начала своего инженерного пути ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПОДРАЖАНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОБРАЗЦОВ и стал творить в оригинальном, чисто русском стиле, опираясь на лучшие традиции Ломоносова, Менделеева, Кулибина. Все его инженерные и научные решения основаны на опыте народа, на достижениях русских ученых.