Наталья Зайченко
Проект «Моя семья — мое богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
«. Семья - первичное лоно человеческой культуры.
Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как, верить (во что) и жертвовать (чему и чем); здесь слагаются первые основы его характер».
Иван Александрович Ильин
Актуальность проекта
Воспитывая детей дошкольников, мы уже в этом возрасте задумываемся о том, как развить и сформировать личность ребёнка, воспитать настоящего гражданина с морально-нравственными качествами, патриотическими чувствами и гражданской позицией. И первыми нашими помощниками в этом направлении, конечно, же, является семья. Для маленького ребёнка – мама и папа – это мир, в котором закладываются основы морали, чувство любви ко всему, что окружает маленького гражданина, толерантного отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.
Публикация «Проект „Моя семья — мое богатство“» размещена в разделах
Чувство любви к родному дому, к Родине зарождается в семье. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Этот процесс могут и должны остановить мы дошкольные педагоги - люди, которые наиболее тесно общаются с детьми и их родителями. В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей, доступность к средствам массовой псевдокультуры, ослабление семейных связей и связей между поколениями, актуальнее стала задача нравственного и гражданского воспитания в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Цель: формировать первичные представления детей о семье, семейных традициях, обязанностях; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи; развивать общительность и коммуникабельность.
Задачи:
Учить детей понимать роль взрослых и детей в семье, дать представление о нравственном поведении между ними.
Закреплять умение называть членов семьи, вызвать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья,
чувство благодарности за заботу.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Возрождение традиций семейного воспитания;
Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
Развитие партнёрских отношений в семье.
Вид проекта информационно – познавательный, творческий
Продолжительность проекта краткосрочный (1-2 недели октября)
Участники проекта Дети, родители и воспитатели
Предполагаемый результат
Дети
Сформировано представление о семье, знание всех семьи.
Сформированы положительные взаимоотношения между детьми и родителями.
Родители
Установлены партнёрские взаимоотношения с педагогами группы.
Развит творческий потенциал при совместной творческой деятельности.
Проявлена заинтересованность родителей к проведению совместных
творческих мероприятий с детьми и педагогами группы.
Повысилась педагогическая компетентность родителей, уверенность в
собственных педагогических возможностях.
Педагоги
Созданы все условия для сотрудничества педагогов и родителей и детей,
подобран наглядный и информационный материал, информированность в
разных вопросах воспитания детей.
Определены оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии
на ребенка.
Этапы реализации проекта
Первый этап
Подготовительный (предварительная работа)
Чтение рассказа Д. Грабе «Мама» Беседа по прочитанному.
Скажите, кто в семье больше всех заботится о детях?
Какая мама? Почему мы живем вместе с семьей?
Почему есть и мама и папа?
Почему есть брат и сестра?
Кто такие дедушка и бабушка?
Почему у ребенка есть 2 бабушки и 2 дедушки?
После беседы поняли, что следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей
посильной помощи – сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Обратили внимание, что дети мало знают о своей семье.
Это и определило тему нашего проекта «Моя семья»
Второй этап: Разработка проекта.
Довести до участников проекта важность данной проблемы.
Подобрать методическую и художественную литературу.
Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.
Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
Привлечь активное участие родителей.
Третий этап: Основной
Образовательные
области Виды детской
деятельности
Речевое развитие Проговаривание потешек про семью.
Чтение стихов о маме, бабушке, сказок:
«Коза с козлятами», «Три медведя», «Курочка ряба»
«Репка».
Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику: «Мама» А. Барто, «Мама» К. Ибряев, «Мама», «Моя мамочка» Я. Ким, «А что у вас» С. Михалков, «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Купание» «Младший брат» А. Барто, «Маму поздравляют малыши»Л. Миронова
Познавательное развитие
Опрос детей «Что я знаю о семье?»
Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов.
Дидактические игры: «Назови правильно», «Мамин помощники», «Пчелкина семья, сказка для малышей», «Чьи детки?», «Назови ласково»
Художественно-эстетическое
развитие Рисование с элементами аппликации: «Цветок для мамы», «Букет цветов»
Рисунки совместно с детьми
«Портрет моей мамы», «Дом в котором я живу».
Аппликация. «Моя семья».
«Творческая мастерская» (украшение фото рамок для семейного альбома.
Конструирование «Мой дом».
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика «Семья»
Подвижные игры: «Переезд на дачу», «наседка и цыплята», «Бегите ко мне», «Курочка хохлатка»
Социально-коммуникативное
развитие Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки матери», «Путешествие», «К нам приехала бабушка»,
«Приготовим обед для мамы»
• Игра-драматизация: «Волк и 7 козлят»
• Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», Игра-драматизация: «Три медведя», «Река»
Четвертый этап
Работа с родителями
Социологическая анкета семьи.
Консультации: «Как правильно вести себя с ребёнком», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Как желательно (не желательно) вести себя с первым ребёнком», «Детские игры – дело серьёзное»
Вовлечь родителей в работу над проектом.
Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»
Участие в сборе информации о своей семье.
Изготовление семейных стенгазет, фотовыставок.
Пятый этап
Заключительный
Презентация творческих проектов «Дружная семья – счастливые дети», «Какая хорошая наша семья», «Мое семейное гнездышко».
Выставка альбомов «Моя семья»
Выставка рисунков «Моя семья».
Заключение
Данный проект – это яркий пример того, что дружная семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в обычных буднях, праздничных заботах, ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы, где закладывается уважение, любовь и привязанность ребёнка к семейным традициям, осознания себя членом этой семьи.
Литература
1. Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2009 год.
2. В. И. Петрова «Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации; М. Мозайка – Синтез, 2005г.
3. А. К. Бондаренко «Воспитание детей в игре» — Москва «Просвещение» 2010г.
4. А. В. Козлова «Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2007г.
5. Л. Куцакова «Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника» — М. Владос, 2005г.
6. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4.
7. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
8. Гетманова А. Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.
9. Российская Федерация и Конвенция о правах ребенка. Юнисеф 2008г.
10. С. В. Чиркова Родительские собрания в детском саду». Москва 2011г.