Татьяна Базаркина
Проект «На прогулку с радостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «На прогулку с радостью»
Автор проекта :
Базаркина Т. В.
Основание для разработки. Проблема.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «Рукотворному миру», к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания. Эколого-развивающее пространство детского сада является одним из условий нравственного и экологического воспитания детей.
Темочки:
Именно создание развивающей среды на прогулочной территории позволяет проводить разнообразную работу с детьми. С. Н. Новоселова определяет развивающую среду «как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». К. Д. Ушинский считал, что нравственность является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей в достаточном количестве самих объектов природы, находящихся на участке ДОУ. Изучая новые инновационные подходы, возникла необходимость расширения содержания данного направления.
В основу создания развивающей среды на участке заложена идея интеграции нравственного, экологического воспитания и физкультурно-оздоровительного, что является актуальным для данного проекта. Исследования О. А Сафоновой доказывают важность интегральной модели качества дошкольного образования.
Созданная таким образом эколого-развивающая среда обеспечивает инновационные подходы к нравственному и экологическому образованию дошкольников. Она выстроена с учетом ряда особенностей:
- приоритетного осуществления экологического развития и наличия проблемы обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
- сочетаемости Федеральных государственных требований и основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- регионального компонента (ближайшее природное окружение, природные факторы);
- ресурсного обеспечения педагогического процесса;
- удовлетворенность родителей работой МДОУ.
Конечно же ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от образовательной деятельности, воспитываются моральные качества. Движение на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости. Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует метание в цель, для других игры с мячом, упражнение в равновесии, прыжки, перешагивание через препятствия.
Для воспитателя прогулка является уникальной возможностью не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и бережное отношение к природе.
На сегодняшний день эффективным остается форма совместной деятельности детей и взрослых – технология – метода проекта, которая позволит нам решить данные проблемы.
Обновление развивающей среды на прогулочных площадках для обеспечения качественного воспитания детей-педагогов – родителей, основывается на принципах:
Принцип гуманизации - предполагает обращенность к личности ребенка, обеспечение условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его интересами, способностями, возможностями.
Принцип системности и доступности – предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание физического и экологического воспитания
Принцип гибкости – обеспечивает реальную возможность специфики региона, отличительных особенностей ДОУ, возможность изменения содержания экологического, физического и художественно-эстетического воспитания, в зависимости от изменяющихся условий.
Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.
Принцип деятельности – новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельные «открытия» его детьми.
Принцип творчества – участие в совместной со взрослыми деятельности сориентирован на приобретение детьми собственного опыта.
Цель проекта – Целостное развитие личности ребенка в условиях прогулки, укрепление здоровья при взаимодействии с окружающей средой.
Задачи проекта :
1. Создание условий на прогулке для экологического и физического воспитания дошкольников.
2. Обогащение предметно-развивающей среды прогулочного участка оборудованием, инвентарем для физического развития детей, эффективного проведения прогулок.
3. Привлечение внимания детей к проблемам загрязнения территории; проблемам экологии
4. Воспитать осознанно бережное, доброжелательное отношение ко всему природному миру; чувство взаимопомощи, сотворчества; желание защитить природу.
Задачи ориентируемые на родителей:
1. Привлечь родителей к созданию на прогулочном участке интересного, полезного для физического развития детей и приятного с эстетической точки зрения пространства.
2. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых.
3. Активизировать совместную семейную детско-взрослую творческую деятельность.
Алгоритм реализации проекта :
1 этап – подготовительный
- Написание проекта.
- Анализ имеющихся условий для проведения прогулок на участке, детальное обследование территории участка.
- Изучение методической литературы, интернет ресурсов, опыта работы других педагогов по организации прогулок в ДОУ и созданию развивающей среды на участке.
2 этап – внедренческий.
- Круглый стол с участием родителей и администрации детского сада «На прогулку с радостью и с пользой!»
• провести анкетирование и опрос.
• выслушать предложения родителей поданной теме.
• Принять решения. Наметить план действий.
Декабрь.
- Трудовой десант по уборке снега;
- Субботник «Снежные постройки на радость детям»;
Январь.
- украшение участка флажками;
-развешивание кормушек на участке;
Февраль.
- Пополнение картотеки прогулок;
- Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака;
- Выпуск плаката «Наш маленький огород»;
Март.
- Наблюдение за весенним побуждением саженцев;
- Подготовка и сбор семян для рассады;
Ожидаемые результаты:
1. Обогащение прогулочного участка предметно-развивающей средой прогулочным оборудованием, инвентарем для экологического воспитания и физического развития детей; эффективного проведения прогулок.
2. Привлечение внимания детей к проблемам загрязнения территории; проблемам экологии
3. Сотрудничество детей и взрослых; активизация совместной семейной детско-взрослой деятельности.
4. Упрочнение связей детский сад-родитель.
5. Всестороннее развитие личности ребенка в условиях прогулки.
Дальнейшее развитие проекта :
Разработанный проект, ценен тем, что его деятельность может не ограничиваться определенными сроками. Оборудованный прогулочный участок на территории детского сада позволит вести системную работу в физкультурно-оздоровительном направлении, и воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, а так же организовывать досуг семей воспитанников детского сада. Кроме того данный проект может бать реализован на любом другом участке как нашего МДОУ так и других садах города.