Ирина Ефремова
Проект «Мыльные пузыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : коррекционный, творческий, познавательный.
Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности (ЗПР)
Участники проекта : учитель-логопед, учитель-дефектолог, дети.
Актуальность:
Дети, которые посещают группу компенсирующей направленности, плохо говорят. Дефекты их речи носят разнообразный характер, может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание, воображение помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Публикация «Проект „Мыльные пузыри“» размещена в разделах
Цель проекта : создание условий для эффективной коррекции звукопроизносительной стороны речи детей посредством формирования выдыхаемой воздушной струи, для развития познавательных и творческих способностей.
Задачи проекта :
-познакомить с процессом изготовления мыльных пузырей и новым способом рисования;
-реализовать систему коррекционной работы с детьми;
-формировать правильное звукопроизношение у детей через выработку у них сильной, направленной выдыхаемой воздушной струи;
-развивать творческое воображение, мышление и коммуникативные навыки детей.
Ожидаемый результат: сформированная сильная, направленная выдыхаемая воздушная струя будет способствовать повышению эффективности работы по постановке звуков у дошкольников.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационный
Цель: выявление проблемы в речевом развитии детей.
2 этап – планирование деятельности
Цель: определение основных направлений в работе над коррекцией звукопроизношения
3 этап – реализация проекта
Цель: формирование дифференцированной и сильной выдыхаемой воздушной струи, способствующей коррекции звуковой стороны речи.
Работа с детьми:
1. Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха
2. Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания
3. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков
4. Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажеров
5. Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья
6. Проведение экспериментов с мыльными пузырями.
7. Изготовление самостоятельно раствора мыльной консистенции.
8. Развитие и формирование речевого дыхания.
9. Чтение художественной литературы: стихи о мыльных пузырях, С. Маршак "Мыльные пузыри", народная сказка "Пузырь, соломинкаи лапоть", Л. Гуляева "Если дунуть посильней".
10. Коммуникативные игры "На что похож пузырь?", У кого получиться больше надуть мыльных пузырей? Какой пузырь летит дальше?
Продукт проекта :
- выставка совместного творчества детей «Волшебство мыльных пузырей».
Литература:
Голубева О. В. Воспитание воздушной струи у дошкольников
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.
сайт: detsadkitty и «Болтунишка»
Ссылки
https://www.myshared.ru/slide/258547/ - Бужак В. В. Презентация на тему: " Проект : «В театр играем – речь развиваем»
https://sad-pes.ru/rekomendatsii-spetsialistov/27-uchitel-logoped-golubeva-o-v/35-formirovanie-vozdushnoj-strui - Голубева О. В. «Формирование воздушной струи»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/12/06/konsultatsiya-dlya-vospitateley-dykhatelnye-uprazhneniya-v-igrovoy
Н. П. Корсакова «Дыхательные упражнения в игровой форме»
https://youtu.be/XCsyXn8IHpM
видоролик «Техника рисования мыльными пузырями»
https://youtu.be/UCq5CCGU6Bg
видеоролик «Учимся рисовать с детьми мыльными пузырями»
Отчет о реализации проекта
На первых двух этапах был разработан план и собрана картотека игр и опытов по формированию речевого дыхания, оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы, систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и вовремя непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих мероприятий с детьми.
На третьем этапе было реализовано практическое применение мыльных пузырей. Оно положительно влияет на развитие речевого дыхания, тем самым благотворно сказывается и на формирование артикуляционной гимнастики в дальнейшем на правильное звукопроизношение. Дыхательных упражнений увеличили объём дыхания, нормализовали ритм, выработали плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Проведя опыты и наблюдения, проделав разные трюки с пузырями, мы пришли к выводу, что мыльные пузыри- это загадка науки. Мы поняли, что это красивое явление можно изучать с разных сторон. И как говорил ученый Кельвин: «Выдуйте мыльный пузырь и смотрите на него : вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики…». В любом случае игра с мыльными пузырями поднимет вам настроение, снимет эмоциональное напряжение, накопленное за день, отвлечет от грустных мыслей.
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.