Татьяна Волобуева
Проект для дошкольников «Мы — за здоровый образ жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье – это драгоценность, и
при том, единственная, ради
которой стоит не жалеть времени,
сил, трудов и великих благ»
Мишель де Монтень
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физического развития детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от его образа жизни.
Публикация «Проект для дошкольников „Мы — за здоровый образ жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Выделяется несколько компонентов здоровья :
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
Бережное отношение к окружающей среде, к природе
Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
Формирование понятия "не вреди себе сам"
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Все родители хотят обеспечить своему ребенку наилучший старт в жизни, и большинство прекрасно понимают, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье - важные составляющие воспитания в семье. Воспитательные функции детского сада и семьи различны, но для гармоничного развития ребенка необходимо их взаимодействие, от качества которого зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и воспитание детей. Родители и педагоги - это те люди, которые помогают становлению личности каждого человека. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как родители относятся к детскому саду, а затем к школе, зависит и отношение к ней их детей. Современным, очень занятым родителям, порой не всегда удается много времени уделять своим детям. Это горько, но это факт. Из общения с родителями я пришла к выводу, что они хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы и таких родителей большинство. Нужно им помогать. Таким помощником могут стать совместные спортивные праздники. Они нацелены на укрепление семьи, вовлечение взрослых, педагогов совместно с детьми в творческий процесс, во время которого происходит их плодотворное общение и единение. После завершения проекта мы надеемся, что дети и родители будут активнее принимать участие в спортивных мероприятиях ДОУ и в районных соревнованиях.
Актуальность
Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
В общей системе физического развития детей двигательная деятельность занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Великая ценность каждого человека – здоровье. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Понимая важность здорового образа жизни, мы, воспитатели средней группы, решили запустить проект «Мы за здоровы образ жизни!». Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Проблема
Как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?
Эта проблема современной системы дошкольного образования, актуальная на сегодняшний день и волнующая педагогов. Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
В настоящее время существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс таких мер получил название здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.
В последние годы при организации учебно-воспитательного процесса большое внимание стала уделять здоровьесбережению воспитанников.
Новизна проекта
Одним из основных направлений в моей работе является охрана и укрепление здоровья детей.
Цель здоровьесберегающей технологии : обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Чтобы продуктивно применить на практике здоровьесберегающие технологии я в первую очередь постаралась грамотно обеспечить организацию предметно- пространственной среды ребенка в детском саду. Потому что весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать формированию осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
2. Содержание проекта
Цель и задачи проекта
Тип проекта : познавательно – долгосрочный.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители, физ. работник.
Продолжительность проекта : сентябрь 2018 - май 2019
Цель проекта : Привлечь родителей к совместной активной деятельности в вопросах физического воспитания и использования здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
v сформировать у детей и родителей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь своё здоровье и заботиться о нём;
v формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни; - привить потребность в здоровом образе жизни, умение использовать здоровьесберегающие технологии на практике;
v развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.
v подбор специальных игр, направленных на формирование здорового образа жизни, и ознакомление родителей с ними на практических занятиях и развлечениях совместно с детьми.
v заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Предполагаемые результаты:
Дети педагоги родители
"1. Пробудить у детей интерес к своему здоровью.
2. Научить детей правильно использовать различного рода гимнастики на практике.
3. Расширить представления детей о значении здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.
" "1. Приобретение педагогами нового опыта работы с использованием здоровьесберегающих технологий.
2. Пополнить развивающую среду в группах детского сада.
3. Сформировать банк методических материалов по теме проекта.
" "1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания здорового ребёнка.
2. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
3. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по ЗОЖ.
4. Участие в совместных мероприятиях по ЗОЖ.
"
Необходимое оборудование: картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик для глаз, релаксационных упражнений, оборудование для дыхательной гимнастики, предметы для использования зрительной гимнастики, физоборудование для двигательной активности детей.
3. Реализация проекта
Этапы проекта :
1. Этап – подготовительный (сентябрь 2018 г.)
2. Этап - основной (сентябрь 2018 – май 2019 г.)
3. Этап – итоговый (май 2019 г.)
Перспективный план по работе с родителями:
Совместная деятельность виды деятельности работа с родителями сроки проведения
" Беседа с детьми на тему: «Чтобы быть здоровыми…»
(с использованием личного опыта детей).
" "Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.
" Анкетирование родителей «Сохраним и укрепим здоровье ребёнка в семье». Сентябрь 2018
Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки). "Подвижная игра:
«Делай, как я».
Пальчиковая гимнастика «Паучок ползет по ветке»
" Оформление стенгазеты в группе «Здоровый образ жизни детей». Семья Севитовых Октябрь 2019
Сюжетно- ролевая игра «Больница» «Мой любимый вид спорта»- составление рассказа Приобретение атрибутов для с. ролевой игры ноябрь 2018
"НОД «Где прячется здоровье?»
" "Рисование «В каких овощах и фруктах есть витамины?»
" ноябрь 2018
Чтение К. Чуковского «Мойдодыр». Упражнение на развитие дыхания «Снежинка» Памятка «Развитие ручной умелости». Декабрь 2019
"Чтение произведения Михалкова С. «Про девочку, которая плохо кушала»
" Просмотр с детьми в группе мультфильма «Айболит». Зимние забавы Январь 2019
" Экспериментальная деятельность:
«Где прячутся микробы?».
" Д\И «Полезные и вредные продукты» «Папка-передвижка «Как приучить ребенка к зарядке». Январь 2019
Чтение Токмаковой И. «Мне грустно – я лежу больной». "Игра-драматизация
«Айболит».
" Утренняя гимнастика февраль 2019
НОД «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». д. и «Зимние и летние виды спорта» "выступление Говор Е
" март 2019
"Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
" Д/и «Чудесный мешочек». апрель 2019
" Ежедневная профилактическая работа:
- Утренняя гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
- Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».
- Воздушное контрастное закаливание.
- Облегченная одежда в группе.
- Прогулки каждый день с подвижными играми.
- Хождение босиком до и после сна.
- Закаливание обширное умывание после сна.
- Фитонциды – лук, чеснок.
- Психогимнастика.
- Игровой самомассаж.
- Сказкотерапия.
- Коммуникативные игры.
- Музыкотерапия.
- Пальчиковая гимнастика.
- Физкультминутки.
- Подвижные и спортивные игры со всей группой.
" в течение всего года