Светлана Булавинова
Проект «Мы — славяне» для детей 5–6 лет
Проект «Мы- славяне»
Вид проекта : групповой
Тип проекта : информационный, познавательно – творческий проект
Разработчик проекта : воспитатель С. А. Булавинова
Продолжительность проекта : среднесрочный (январь 2024 – апрель 2024г.)
Возраст: 5-6 лет
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители
Публикация «Проект „Мы — славяне“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанные дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Актуальность: Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Формирование чувства патриотизма, невозможно без обращения к истории и национальным истокам. Только так мы можем воспитать здоровое подрастающее поколение с правильными духовными ценностями и уважительным отношением к другим народам и национальностям. Очень важно собирать и знакомить подрастающие поколение с крупицами народной мудрости, народными традициями и обычаями, сохранять их и преумножать.
Цель проекта : Развивать у детей дошкольного возраста интерес к русской национальной культуре, воспитывать чувство гордости за свой народ.
Задачи образовательных областей:
«Познавательное развитие» :
• Возрождать интерес к прошлому своего народа, обрядовым русским праздникам.
• Обогащать духовный мир детей.
• Обобщить и закрепить знания детей о русской избе, мебели, предметах посуды, национальной одежде и национальных праздниках.
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
• Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями.
• Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.
«Коммуникативное развитие» :
• Определить основные методы, формы использования фольклорного материала в процессе речевого развития детей и разработать методику его комплексного применения.
• Обогатить словарный запас детей.
• Развивать образную и связную речь детей.
• Расширить и углубить знания детей о жизни и быте крестьян и национальных праздниках.
• Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
• Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, частушки, шутки, прибаутки, песни, заклички, считалки, дразнилки).
«Художественно-эстетическое развитие» :
• Воспитывать интерес к русским народным музыкальным произведениям.
• Формировать навыки игры на музыкальных инструментах (ложках, колокольчиках, бубенцах, трещотках, рубеле и других).
• Закреплять навык исполнения народных попевок и песен, участия в народных играх, танцах, хороводах.
• Побуждать детей к выражению своих чувств в изодеятельности.
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
• Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность).
«Социально-коммуникативное развитие» :
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в играх-драматизациях, сюжетно-ролевой игре, приобщить всех детей к национальным традициям.
• Уметь оказывать необходимую помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса.
«Физическая культура» :
• Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции.
• Упражнять в беге, в умении действовать по сигналу.
• Поощрять стремление принимать участие в народных играх.
Новизна проекта.
Заключается в деятельном подходе к формированию понятий о русских народных традициях, русском быте, народном творчестве, народных обрядовых праздниках на основе создания предметно-развивающей среды с использованием макетирования, игрового фольклора, драматизации русских народных сказок, создания предметов и их декорирования по мотивам русских народных промыслов; формирования умения использовать полученные знания по теме, изобразительно-выразительные и технические умения в самостоятельных и коллективных замыслах; новизной также является совершенствование традиционных приемов и методов; поиск, разработка и внедрение современных инновационных, более эффективных подходов к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет решать его задачи не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов (что заложено в ФГОС, также привлекая родителей к тесному сотрудничеству.
Новизна: заключается в деятельном подходе к формированию понятий о русских народных традициях, русском быте,
Новизна: комплексный подход к теме проекта вызовет интерес у детей к различным видам деятельности, что в свою очередь способствует развитию речи, умению работать самостоятельно и в коллективе. Ознакомление с играми будет осуществляться через проектную деятельность.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Дидактические принципы:
благоприятный психологический климат;
индивидуальный подход;
наглядность;
доступность;
системность;
развитие самостоятельности и активности
Методы и формы обучения:
1. Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);
3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен);
4. Частично-поисковый;
5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
6. Сотворчество;
7. Мотивационный (убеждение, поощрение).
Ожидаемые результаты проекта
Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
Имеют представления о традициях русского народа;
Осознают принадлежность к своему народу;
Используют в активной речи устный народный фольклор;
Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
Имеют представления о национальном костюме русского народа;
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы проекта :
1. Организационно-подготовительный этап
-Постановка цели проекта.
-Определение задач.
-Подготовка необходимого материала.
-Выявление уровня знаний у детей.
-Изучение литературы по теме.
-Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
-Подбор художественной литературы, картотеки игр.
2. Основной этап
ознакомление детей с художественной литературой;
проведение бесед;
рассмотрение картин и беседы по их содержанию; работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); организованная деятельность;
проведение мероприятий;
анализ диагностических процедур;
создание продукта и презентации.
3 этап – заключительный.
-развлечение «Мы-славяне»
- обновление и пополнение патриотического уголка
-трансляция проекта на Педагогическом совете в МДОУ.
План реализации проекта
«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса
Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие ОД» Наши предки-славяне»
ОД» Как люди жили на Руси»
ОД «Как наши предки трудились в старину»+презентация
ОД «Грамоте учиться- всегда пригодиться»
Конспект НОД по социально коммуникативному развитию в старшей группе «Русь — матушка»
Социально-коммуникативное развитие Презентация «Мы-славяне»» Быт людей на Руси»
Викторина «Путешествие в далекую старину»
Художественно-эстетическое развитие Аппликация (нетрадиционная) «Древние жилища славян»
Коллективная аппликация «Деревня древних славян»
Речевое развитие Разучивание пословиц :Где родился, там и пригодился,
Делу время-потехе-час, Чем богаты-тем и рады
Чтение рнс»Крошечка-Хаврошечка
Физическое развитие РНИ «Ручеёк»
РНИ Гори гори ясно
Работа с родителями Анкетирование «Нужно ли детям знать свою историю»
Изготовление макета» Древние поселения славян»
Изготовление рукописных книг
Посиделки» Посидим поокаем»
Перспективное планирование
От землянки до избушки
Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие ОД» Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»
Интеллектуальная игра : «100 к 1»
Беседы с детьми «Чем играли наши бабушки?», «Русская народная игрушка».;
Од «Семейные традиции на Руси»
социально-коммуникативное развитие Презентация «Русская изба»
Создание мини-музея «Русская изба»
СРИв мини-музее «Русская изба»
Экскурсия в музей с. Александровского
ДИ «В русской избе»
Игры-драматизации ««Теремок», «Репка», настольный театр «Заюшкина избушка»
Художественно-эстетическое развитие В гостях у бабушки Матрены» роспись русских изб-домовая роспись
Плетение коврика (ковроткачество)
Речевое развитие Чтение рнс «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Гуси-лебеди»-формировать представление о жизни и быте наших предков
Разучивание пословицы «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Физическое развитие ПИ» Горелки,Бубенцы
Работа с родителями Макет комнаты древних славян
Акция «Коллаж о традициях своей семьи»
Перспективное планирование
Дерево красиво листвой,человек одеждой
Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие ОД «Одежда наших предков»
О «Традиции русского костюма»
Социально-коммуникативное развитие Презентация «Одежда древних славян», «История русской одежды»
Развлечение «День высокой моды
ДИ» Одень куклу», «Подбери заплатку», Подбери одежду по сезону»
Художественно-эстетическое развитие ОД Аппликация «Русский сарафан»«Славянская рубашка»
Рисование «Распиши кокошник».
Речевое развитие Речевые игры и упражнения: «Один - много», «Скажи ласково», «Послушай, запомни, повтори», «Чего не стало», «Узнай по описанию»
Чтение и инсценирование сказки»Сарафан в гостях у рубахи»
Чтение худ. литературы: К. Е. Бухарина «Новые ботинки», Г. Ладонщиков «Мастерица», Б. Заходер «Портниха», С. Капутикян «Обновка», К. Чуковский «Мойдодыр
Физическое развитие Подвижные игры: "Монах в синих штанах", «Сапоги скороходы»
Работа с родителями 1.«Шьем наряды для кукол»
Народные промыслы
Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие ОД «Народные промыслы России»
Беседа» Русь ремесленная»
ОД по рр «Русская народная игрушка»
Социально-коммуникативное развитие Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»» Народные промыслы земли русской»
Наст игра»Ремесла Киевской Руси»
Квест -ярмарка народных промыслов. «Путешествие в Мастеград»
Художественно-эстетическое развитие рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».
Изготовление чаши» Чудо –хохлома» (пластилинография)», Аппликация «Гжельский сервиз», «Роспись Матрешки»
Речевое развитие Загадки о мастерах и народных ремёслах
Чтение художественной литературы: П. Синявская «Хохломская роспись», Н. Николаева «Чаша», Н. Набоков «Хохлома».
Физическое развитие Подвижные и хороводные народные игры: «Горелки», «Каравай», «У медведя во бору», «Ручеек», «Гуси-Лебеди».
Работа с родителями Консультации для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Создание альбомов» Народные промыслы»
Изготовление лэпбука «Народные ремёсла на Руси»
Посиделки «Сядем рядком, поговорим ладком» Тематический досуг «Русские посиделки в горнице»
Богатырская наша сила
Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие ОД «Как богатыри Русь защищали»
Богатыри земли русской» Познакомить с русскими былинными богатырями. Знакомство с репродукцией картины В. Васнецова «Три богатыря»
«На героя и слава бежит»Чтение русских народных сказок, былин об Илье Муромце. Продолжать формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник». Русская народная подвижная игра «Петушиные бои»
Цель:Показать на основе художественных произведений быт, жизнь людей, познакомить с подвигами богатырей.
Интегрированное занятие Семейные обычаи на Руси
ОД «Устное народное творчество русского народа. Путешествие в страну фольклора»
Социально-коммуникативное развитие Просмотр презентации «Богатыри земли русской»
ДИ «Что нужно богатырю»
Фольклорные мини сценки
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Портрет богатыря»
Аппликация «Щит богатыря»
Речевое развитие Чтение русской былины «Добрыня и и Змей», «Никита Кожемяка», «Святогор»,«Чудо богатыри земли русской» Е. Никонова
.Физическое развитие Русская народная подвижная игра «Петушиные бои»
Работа с родителями Создание альбома «Богатыри – защитники земли русской».
Консультация для родителей «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через знакомство с былинами».
Книжка-малышка «Сказка про богатыря»
Изготовление,доспехов богатыря
Спортивный праздник «Богатырские забавы»
Славянские праздники
Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие Тематическое занятие «Госпожа Масленица
Досуг «День чая»
ОД «Знакомство с русской игрушкой»
Од «Как наши предки славяне хлеб выращивали»
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Значение и символика блинов»
развлечение «Масленица пришла, Весну позвала, свет и радость с собой принесла»
Фольклорный праздник «Сороки»
Интегрированное занятие «Неофициальные символы России»
Художественно-эстетическое развитие Изготовление «Масленичного солнышка»
Изготовлению обереговых кукол по традициям древних славян (кукла-пеленашка)
Речевое развитие Чтение русских народных сказок «Маслена» Чтение масленичных закличек «Соломенная Масленица» Разучивание масленичных частушек, закличек.
.Физическое развитие Хороводная игра «Заинька, попляши» Народная игра - забава
«Золотые ворота»
Хороводная игра «Едет Масленица»,
Работа с родителями Мастер – класс от родителей «Печём блины на Масленицу» Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;