ЗУХРА МАГОМЕДОВА
Проект «Мы рисуем наш край» по использованию нетрадиционных техник рисования в отражении знании о городе
Паспорт проекта
Название проекта «Мы рисуем наш край»
Направление Творческий. Нетрадиционные техники рисования
Цель, задачи проекта
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с техниками нетрадиционного рисования.
Задачи:
Публикация «Проект „Мы рисуем наш край“ по использованию нетрадиционных техник рисования в отражении знании о городе» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
• сформировать у детей знания о нетрадиционных способах рисования;
• учить детей простейшим техническим приёмам работы с различными изобразительными материалами;
• развивать у воспитанников умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, внимание, самостоятельность.
• воспитывать самостоятельность, и уверенность в себе.
Учить отражать в изобразительной деятельности любовь к малой Родине, семье.
Возраст Дети младшего дошкольного возраста 3-4 лет
Сроки реализации Краткосрочный (1 неделя)
Учебно -методический комплект (УМК)
1. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
4. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в 5детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
6. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
9. Литвинова О. Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности. - СПб. 2014.
10. Костикова Н. М. Творчество с малышами рисование, лепка, игры с детьми до3лет. -Москва «Манн, Иванов и Фербер»2016
11. Гончарова Д. Школа фантазеров. Уроки творчества. Рисуем. Для детей 3-4лет ООО «Хатбер-пресс»,2013
Актуальность
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Я рисую- руки в краске, это мелочь для меня,
Я рисую яркой краской, посмотрите на меня!
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию, желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных способностях. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия педагога или родителя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.
Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей.
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию
Задачи:
для детей:
- знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными
способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
-побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
- научить создавать свой неповторимый образ в рисунках.
- учить отражать в изобразительной деятельности, любовь к родному краю, городу и семье.
- развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
для родителей:
- содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
- стимулировать их совместное творчество с детьми;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта :
• у детей сформируются знания о нетрадиционных способах рисования;
• дети овладеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• воспитанники начнут чаще самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• у дошкольников совершенствуется мелкая моторика пальцев рук;
• дети обретут первоначальные навыки отражения в рисовании домов, природы родного города.
У родителей:
• повысится компетентность родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
• приобретут знания и практические навыки при взаимодействии с ребенком.
• установятся партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Содержание проекта
Дни нед. Содержание работы с воспитанниками группы Содержание работы с родителями
Понедельник
д / и «Цветные коробки»
Цель: развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами, развитие речи.
НОД: «Мой родной город»
Цель: формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине.
Рисование : «Веселый Хант»
Цель: учить детей рисовать пальчиками, проводить дугой улыбку, учить детей рисовать орнамент, которым народы ханты, манси украшали свою одежду. Развивать чувство симметрии, развивать мелкую моторику рук, воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
Вторник д/и «Разноцветные карандаши»
Цель: развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами. Развитие речи.
Развитие мелкой моторики.
п/и «Найди флажок»
Цель: Развивать у детей наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора»).
ИЗО в технике «рисование пальчиками» «Раскрась белочку».
Цель: научить рисовать детей точки пальчиками, продолжать знакомить с основными цветами (красный, развивать мелкую моторику рук, воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. Изготовление родителями демонстрационного материала для техники граттаж.
Среда д/и «Разноцветное домино»
Цель: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.
НОД: «Солнышко» рисование ладошкой (лучики, коллективная работа.
Цель: учить детей опускать ладошку в гуашь и оставлять оттиск на листе бумаги, воспитывать любовь к природе. Общая коллективная работа «Солнышко»
Четверг п/и «По цветным дорожкам»
Цель: развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.
д/и «Веселые обезьянки»
Цель: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.
НОД: «Домик для белочки»
Цель: закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование скрабыванием, (граттаж, скрести, царапанье); развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами; развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать бережное отношение к родному краю. Творчество в кругу семьи. (рисование своего дома с использованием понравившейся техники рисования).
Пятница д/и "Волшебный круг" (цветовой круг)
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.
НОД: «Рыбка»,
Цель: учить детей рисовать поролоновыми подушечками, совершенствовать мелкую моторику ребенка. Развивать фантазию и воображение, поддерживать эмоциональный настрой детей. «Семейный вернисаж» - выставка работ, изготовленных совместно с родителями.
Обсуждение результатов проекта.
В результате реализации проекта дети познакомились с различными техниками рисования и использовали их в практике. На каждом занятии рисования дети погружались в волшебный мир превращений, ведь использование нетрадиционных форм освобождает детей от правил, каждый ребенок проявляет свое творчество в свободной технике.
Заключение
Проект «Нетрадиционные способы» рисования для малышей» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Проект показал, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения. В этом направлении и дальше будем продолжать работу, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.
Список литературы.
1. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
4. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в 5детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
6. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
9. Литвинова О. Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности. - СПб. 2014.
10. Костикова Н. М. Творчество с малышами рисование, лепка, игры с детьми до3лет. -Москва «Манн, Иванов и Фербер»2016
11. Гончарова Д. Школа фантазеров. Уроки творчества. Рисуем. Для детей 3-4лет ООО «Хатбер-пресс»,2013