Жанна Ибрагимова
Проект «Мы пожарными растём!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : практико-ориентированный;
Вид проекта : долгосрочный, коллективный;
Возраст детей : 5 – 6 лет;
Участники проекта : воспитатели, воспитанники, родители, пожарная часть города, музыкальный руководитель.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Мы пожарными растём!“» размещена в разделах
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. Согласно статистике МВД РФ, в России ежегодно находится в розыске более 350 тысяч детей. Судьбу каждого пятого выяснить так и не удается. По данным российского отделения Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, за последние несколько лет количество пропавших в стране детей увеличилось на 25%. По беспечности граждан в стране происходит до 70% пожара, причем каждый 14-й вследствие детской шалости. Ежегодно в них гибнут сотни детей. Ежегодно в России более 1тысячи детей гибнут и около 25 тысячи получают различные травмы в дорожных происшествиях.
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью, поэтому обучение детей безопасному поведению в быту, в природе, на улице становится достаточно актуальной проблемой.
Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В дошкольном образовании такое обучение реализуется в образовательном разделе «Безопасность» и интегрированно в процессе решения задач других образовательных разделов. Обучение детей пожарной безопасности не выделено в данном разделе отдельной задачей, но мы понимаем, что эта работа красной нитью проходит через решение всех вышеперечисленных задач.
Условия и ритмы современной жизни, связанные с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, ростом преступности, социальной нестабильностью особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели - содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
Старший дошкольный возраст - оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Важно позаботится о том, что бы дети получили все необходимые знания по основам безопасности жизнедеятельности, усвоили их, и могли применить на практике. Детскому саду, совместно с родителями необходимо повышать уровень знаний детей о пожарах и понимания их опасности; объяснять необходимость соблюдения правил пожарной безопасности, являющихся ключом к предотвращению пожаров и связанных с ними жертв в простой и доступной для понимания дошкольниками форме.
Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках непосредственно образовательной деятельности, поэтому важно обеспечить инновационный подход, в данном случае это метод проектирования.
Игровые занятия проводятся во II половине дня в рамках деятельности детского клуба по интересам (Программа «Радуга»).
Идея проекта : Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Проблема: Из многочисленных функций воспитателя детского сада в числе первостепенных отмечается охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста. К сожалению, в последние годы эта функция стала рассматриваться односторонне – только как их медицинское обслуживание и гигиеническое воспитание. В то же время, в связи с нестабильностью экономики, сказывающейся более всего на детях, возникла острая необходимость привития детям навыков собственной безопасности и в первую очередь пожарной. Поэтому элементы этих навыков должны присутствовать при обеспечении в дошкольном учреждении как воспитательной, так и обучающей функции. Задачи воспитателя – ознакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить ребенка необходимыми знаниями, сформировать их основу, фундамент с учетом возраста. В дошкольные годы ребенок каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства взрослых идет бессистемно: поверхностно, ошибочно, болезненно. И лучше, если это руководство осуществляется с участием профессионалов, то есть, если ребенок посещает детское дошкольное учреждение, где он не только получает разностороннее познание окружающего мира, но и обменивается полученными знаниями со сверстниками.
Цель проекта : Развитие интегративных качеств личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.
Организация дидактических занятий с дошкольниками по данной тематике состоит в решении следующих Задач:
Образовательные:
1. Познакомить с историей возникновения огня.
2. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
3. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие:
1. Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
2. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
3. Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
2. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
3. Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические:
1. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
2. Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
3. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
4. Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Принципы реализации проекта :
1. Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
2. Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
3. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
4. Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота и его здоровье и безопасности.
Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей:
Личности ребенка: В приобретении знаний по пожарной безопасности, навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в развитии познавательных процессов.
Педагогов ДОУ: В более полном использовании педагогического потенциала для решения образовательных и воспитательных задач в обучении детей безопасному поведению и правилам пожарной безопасности.
Родителей: В гармонизации, преемственности воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего безопасность детей.
Сроки реализации проекта : 20210-2021 учебный год.
Итоговое мероприятие проекта : досуг «Мы пожарными растем!»
Ожидаемый результат:
1. Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.
2. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
3. Изменение отношения родителей к данной проблеме.
4. Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов.
5. Оформление в группе детского сада уголка пожарной безопасности.
Реализация проекта