Ирина Холод
Проект «Мы обедаем» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Полазненский детский сад №7»
«Мы обедаем»
Краткосрочный, познавательный,
детско-родительский проект.
Участники проекта :
Педагоги, дети средней группы №4 «Фантазеры» и их родители.
Магжанова Л. А
Холод И. И.
2022г.
Публикация «Проект „Мы обедаем“ в средней группе» размещена в разделах
Актуальность: Окружающие ребенка предметы имеют особое значение в развитии детей, а интенсивное развитие психики в этот возрастной период дает возможность сделать важные шаги в приобщении к миру взрослых, осознать ценность предметов как результат труда человека.
Освоение родовых понятий для дошкольников является достаточно сложным процессом. Если спросить детей этого возраста: «А что такое посуда?», они, как правило, начинают перечислять предметы посуды, при этом исключая часть предметов или включая в перечень близкие предметы, но не входящие в родовое понятие. В содержание программы включены только элементарные родовые понятия, в которых один существенный признак – назначение. Посуда сделана для того, чтобы готовить в ней еду, есть и пить из неё.
Реализовать данное содержание в работе с детьми позволяют дидактические игры и упражнения с использованием проблемных ситуаций, в которые попадает игровой персонаж, чтение детской художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности, рассматривание тематических альбомов по теме, наблюдение за трудом няни.
Поддерживая естественный рост познавательных интересов детей к предметам, окружающим их в повседневной жизни, важно помочь ребенку в установлении связей между назначением и особенностями строения этих предметов, а также свойствами и качествами материалов, из которых сделан данный предмет или его отдельные части. Дети знакомятся с такими материалами, как стекло, металл, пластмасса, глина, дерево, осваивают простейшие способы сенсорного анализа предметов и материалов: сравнить по цвету (вкусу, запаху, погладить, надавить и т. д., что позволяет научиться выделять такие признаки материалов, как мягкость-твердость, прозрачность-непрозрачность, гладкость шероховатость, легкость -тяжесть и другие. Умение различать широко распространенные материалы, знание их основных свойств существенно повышают самостоятельность, формируют у детей безопасные способы поведения. Ребенок под руководством взрослого сам начинает понимать, как вести себя, чтобы предметы не нанесли вреда здоровью.
Цели: Освоение детьми родового понятия - «посуда»; формирование культурно-гигиенических навыков; воспитание бережного отношения к предметному миру, как результату труда человека; формирование осознанного способа безопасного обращения с предметами посуды.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей выделять существенный признак в родовом понятии «посуда» - назначение;
- Сформировать обобщение: посуда-это предметы, из которых едят и пьют, в которых готовят пищу;
- Упражнять детей в умении классифицировать предметы по одному (двум)признакам (по форме, цвету, величине, назначению – столовая, чайная, кухонная, а также по материалу, из которого изготовлена: стеклянная, пластмассовая, металлическая и пр.);
- Формировать представления о том, что такое пища и где человек её добывает.
- Формировать представления о структуре трудовых процессов, его компонентах (на примере сервировки стола и мытья посуды).
Развивающие:
- Развивать детскую любознательность, чувство удивления и радости от познания предметного мира.
- Обогащать детский словарь за счет использования слов, обозначающих названия предметов посуды, столовых приборов, действий с ними, учить описывать предметы, точно и ясно выражать свои мысли.
- Учить детей целенаправленно рассматривать предметы посуды, выделяя особенности их строения и связывая качества и свойства с назначением, разумным способом поведения в предметном мире;
- Обогащать сенсорный опыт, развивать познавательные умения: упражнения детей в использовании обследовательских действий для определения материала, из которого сделан предмет;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к посуде, как результату труда человека; обеспечить формирование осознанного способа безопасного обращения с предметами.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, есть аккуратно, пользоваться салфеткой, правильно держать столовые приборы, благодарить за обед;
- Воспитывать стремление к здоровой пище.
- Обогащать художественно-эстетический опыт детей (украшение предметов кукольной посуды);
Продукт:
Сюжетно -ролевая игра «Праздничный обед», выставка предметов посуды, украшенной детьми, коллекция предметов посуды из разных материалов «Из чего же? Из чего же? Из чего же?».
Мотивационный этап. Проблемная ситуация. В гости к детям приходит игровой персонаж – кукла Катя. К ней на обед собираются прийти её друзья. Но она не знает, как ей подготовиться к приему гостей. Надо помочь Кате.
Вопросы, на которые надо найти ответы. Что приготовить на обед? Какую посуду надо поставить на стол? Как сервировать стол? Как вести себя за столом?
Проблемно-деятельностный этап:
Цель: Обогащение представлений детей по теме проекта.
- О. И. С. «Путешествие в страну посуды» 76 стр. 212
- И. С. «Магазин посуды» См. 248 стр. 106
- Беседа «Какая бывает посуда?» 248 стр. 104
- Наблюдение за сервировкой стола к обеду помощником воспитателя.
- Д/и «Куда что положим?» 248 стр. 104
- «Разбитые чашки» (разрезные картинки)
- Рисование, обводка и раскрашивание картинок по теме «посуда» - - Рассматривание с ребенком предметов обеденной посуды дома.
- Чтение: «Федорино горе» К. И. Чуковского и рассматривание книжных иллюстраций см. 248 стр. 109
- Рассматривание картины «Мама моет посуду»
- Д/и «Узнай на вкус»,
- «Узнай на ощупь»
- Д/и «Узнай предмет по силуэту»
- Рассматривание картинок с правилами поведения за столом. -Обсуждение с ребенком обеденного меню, рассматривание продуктов в холодильнике.
- О. И. С. «Поможем бабушке Федоре»
- Настольно-печатная игра «Маленькая хозяюшка». Уточнение названий некоторых продуктов (из чего готовят суп, котлеты, варят кашу, компот, выбор нужной посуды.
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Продукты»»
- Рассматривание «зашумленных картинок». Привлечение детей к сервировке стола для семейного, завтрака, обеда или ужина.
- О. С. «Как няня моет посуду" 76 стр. 218
- Ситуация общения
«Для чего нужна салфетка?»
«Из чего же, из чего же, из чего же?»
- Знакомство с коллекцией предметов посуды из разных материалов.
- Д/и «Чего не хватает?»
У чайника-носика,
У чашки-ручки, у кастрюли- крышки, у вилки -
- Рисование декоративное «Тарелочки для бабушки Федоры»
248 стр. 111
- Пластический этюд «Как мама варит суп».
- Загадывание загадок о посуде, заучивание рифмованных текстов загадок.
- Дыхательная гимнастика «Горячая каша»
Дети делают вдох и дуют на «пар», вытянув губы трубочкой, не надувая щек. 2-3 раза
- Участие в поиске экспонатов для выставки «Из чего же? Из чего же? Из чего же?» (Предметы посуды из разных материалов)
- Лепка коллективная «Чайный сервиз для игрушек»
74 стр. 108
- И. с. «Мишка моет посуду». 76 стр. 220
- Сервировка стола детьми. Оценивание работы
- Д/и «Разложи по порядку» Мнемодорожка для уточнения последовательности мытья посуды.
- Рекомендации родителям: привлекать ребенка к процессу мытья посуды, к уборке грязных чайных чашек, складыванию тарелок стопкой.
- Лепка «Пирог» (из теста)137 стр. 19
- Чтение К. Нефедова «Для чего нужна посуда?»
Т. Вишнякова «Добродушная тетя кастрюля»
- С/р игра «Семья»
- Д/и «Что для чего?» «Приготовим обед»
Уточнение названий некоторых продуктов.
- Д/и «Назови ласково», «Что лишнее?»
Чтение: Александрова З.
«Мой Мишка» Рассматривание иллюстраций, обсуждение (что ел Мишка на обед? Что он делал перед обедом? Почему надо мыть руки) - Д/и «Веселый повар» Н. В. Нищевой
Советы родителям:
Создать дома условия для сюжетно-ролевых игр, позволяющих ребенку включать в игровой сюжет процесс мытья посуды. Рассматривать с ребенком сюжетные картинки, позволяющие устанавливать связь между действием и эмоциональным
состоянием детей и взрослых.
- О. С. «Праздничный обед».
Рассматривание изображений столовых наборов и
предметов посуды для торжественных обедов, приемов»
- Чтение стих-я А. В. Валасина «Спор». С договариванием детьми за взрослым слов-названий посуды.
- Демонстрация иллюстраций к стихотворению на слайдах.
- И. С. «К нам гости пришли, дорогие пришли» 76 стр. 222.
Онлайн - просмотр процесса приготовления блинов.
76 стр. 224
- Мастер-класс по приготовлению блинов (онлайн)
Творческий этап
- Чаепитие с блинами.
Дети хвалят блины, восхищаются кулинарным искусством повара. Оформление книжки
«Посуда» для малышей.
Предполагаемый результат:
- Дети научатся выделять существенный признак в родовом понятии «посуда»- назначение;
- Поупражняются в умении классифицировать предметы по одному (двум) признакам (по форме, цвету, величине, назначению – столовая, чайная, кухонная, а также по материалу, из которого изготовлена: стеклянная, пластмассовая, металлическая и пр.);
- Узнают том, что такое пища и где человек её добывает.
- Усвоят структуру трудовых процессов, его компоненты (на примере сервировки стола и мытья посуды).
- У детей обогатится словарь за счет использования слов, обозначающих названия предметов посуды, столовых приборов, действий с ними, дети научатся описывать предметы, точно и ясно выражать свои мысли.
- У дошкольников сформируется умение выделять особенности строения предметов посуды, связывать их качества и свойства с назначением, дети усвоят разумные способы поведения в предметном мире;
- Обогатится сенсорный опыт, познавательные умения. Появится опыт использования обследовательских действий для определения материала, из которого сделан предмет;
- У дошкольников совершенствуются культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, есть аккуратно, пользоваться салфеткой, правильно держать столовые приборы, благодарить за обед;
- Обогатится художественно-эстетический опыт детей (украшение предметов кукольной посуды);