Галина Кудряшова
Проект «Мы играем день за днём — мир активно познаём»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Мы играем день за днём – мир активно познаём»
Паспорт проекта
По количеству - групповой
По содержанию – интегративный
По продолжительности – долгосрочный (14.02.22г. -22.04.2022г.)
По доминирующему виду - игровой, ознакомительно -ориентировочный
Проблема
Публикация «Проект „Мы играем день за днём — мир активно познаём“» размещена в разделах
Предварительная работа с детьми, проведённая в форме мониторинга данной возрастной группы, выявила недостаточный уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени. А результаты анкетирования с родителями показали недостаточные представления у них о значении сенсорного развития. В результате проведённой работы, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры у детей младшего возраста.
Актуальность проекта
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие. Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Цель:
Формирование и развитие сенсорно- математических эталонов у воспитанников младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи проекта :
1. Развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
2. Формировать умение соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических тел (шар, куб).
3. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет.
4. Обогащать активный и пассивный словарь детей: развивать умение понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».
5. Формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
6. Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
7. Повышать уровень педагогической компетенции родителей и вовлечение их в совместную деятельность по сенсорному развитию детей.
Участники проекта
Дети младшего возраста
Родители
Воспитатель
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :
Словесные:
Беседы.
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности.
Загадывание и отгадывание загадок.
Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение, похвала).
Практические :
Демонстрация наглядных пособий.
Показ способа действий.
Показ образца.
Рассматривание иллюстраций.
Наглядные:
Игровые действия
Внезапное появление объектов.
Музыкальные занятия.
Художественное творчество.
Конструирование.
Введение элементов соревнования.
Создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Ожидаемый результат:
В процессе действий с предметами дети получат представления о цвете, форме, величине предметов, их целостном образе, будет развиваться слуховое и тактильно - двигательное восприятие.
Родители получат необходимые педагогические знания по сенсорному развитию детей младшего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
Выставка дидактических игр «Интересная математика».
Выставка совместного творчества ребят и родителей «Картины из фигур».
Фотовыставка на тему: «Развиваемся играя».
Этапы проведения проекта :
Подготовительный
Основной
Заключительный
Подготовительный этап
Диагностирование детей.
Анализ и подбор методической литературы, материалов, дидактических игр.
Составление плана работы по реализации проекта «Мы играем день за днём- мир активно познаём».
Создание картотеки «Игры по сенсорному развитию».
Изучение опыта других образовательных учреждений.
Создание сенсомоторной зоны: приобретение и изготовление игр и пособий по сенсорике.
В ходе первичной диагностики я получила следующие результаты:
На диаграмме видно, что не у всех воспитанников данной подгруппы развиты сенсорно-математические эталоны
Основной этап
Проведение комплекса мероприятий,
который включает в себя:
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с детьми
Непосредственная образовательная деятельность.
Совместные игры с песком и водой во время прогулки.
Просмотр развивающего м/ф про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».
Совместные игры с воспитанниками:
для зрительного восприятия (цвет, форма, величина, например: «Подбери по размеру»; «Найди такой же…»; и т. д.
игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
мозайка: настольная и напольная; пазлами; шнуровками; прищепками;
настольно-печатными дидактическими и развивающими играми;
для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух) : «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т. д.
для развития моторики: пальчиковые и подвижные игры;
Самостоятельные игры воспитанников.
Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок; отгадывание загадок.
Работа с родителями:
Консультация «Роль дидактических игр по сенсорике в умственном развитии детей».
Папка-передвижка на тему: «Формирование сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения играм на выкладывание».
Привлечение к изготовлению и приобретению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Организация выставки дидактических игр и пособий по сенсорному развитию на тему: «Интересная математика».
Организация выставки «Картины из фигур»(Художественное творчество).
Нетрадиционное родительское собрание «Путешествие в Сенсорику»
Заключительный этап:
Познавательное развитие :
1. Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет»
2. Дидактические игры : «Геометрическое лото», «Собери капельки в стаканчик», «Наряди куклу», «Воздушные шарики», «Подбери по размеру», «Один-много», «Что внутри?», «Чудесный мешочек».
3. Рассматривание иллюстраций в книге А. Тимофеевского «Весёлая геометрия для самых маленьких».
4. Просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник.»
5. Рассматривание тематических альбомов, книг и иллюстраций.
Физическое развитие: 1. НОД «Весёлый мяч»;Утренняя гимнастика с флажками
2. П/ и: «Найди свой домик», «Мой весёлый звонкий мяч»
3. Физкультминутки: «А часы идут-идут»; «Три медведя» Пальчиковая гимнастика :«Кто где?», «Солнышко».
Художественно- эстетическое развитие: 1. Рисование: «Воздушные шары», «Светофор», «Листья жёлтые летят», «Ёлочка - зелёная иголочка», «Полосатые варежки». 2. Аппликация: «Яблочки на тарелочке», «Домик для зайчика», «Цветные автомобили» и др.
3. Лепка: «Ягодки для Кати», «Разноцветные мячики», «Грибок для ёжика»
4. Театрализованные представления: «Теремок», «Колобок»
5. Настольный театр: «Три медведя»
Социально-коммуникативное развитие: 1. Дидактические игры : «Собери картинку», «Подбери пару», «Чего не стало?», «Закрути ленточку», «Подбери шашки к блюдцам» 2. С/ Р игры: «Дочки- матери», «Накрываем на стол», «Полечим куклу Катю» 3. Развивающие игры: «Закрути правильно крышки», «Выложи по образцу». Игры с пирамидками, прищепками, со шнурками, мозайки, доски- вкладыши, доски Сегена.
4. Игры для слухового восприятия: «Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Постучим – погремим»
В конце учебного года была проведена повторная диагностика
Положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы методической работы по проблеме сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Результат проекта;
Данный проект предоставил детям возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности. У родителей появился интерес к образовательному процессу детей, желание тесно сотрудничать с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература:
Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук – Ярославль: Академия развития,1997.
Вракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная образовательная перограмма дошкольного образования. -3-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2018. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М. : Просвещение,1978
.