Ольга Прокопьева
Проект «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность, и подвижность). Но это особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьясбережения.
Публикация «Проект „Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Актуальность проекта. На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использовании на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающие технологии:Валеологические песенки - распевки. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению;
•Дыхательная гимнастика. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей;
• Артикуляционная гимнастика. Упражнения артикуляционной гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание;
•Оздоровительные и фонопедические упражнения способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно – глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
•Игровой массаж. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
•Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление.
•Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
•Музыкотерапия – это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно – игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Цель проекта. Организовать музыкально – оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта.
Образовательные:
• Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй;
• формировать начала музыкальной культуры;
• Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми;
• Создавать предметно – развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные:
• Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе;
• Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города;
• Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
• Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);
• Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Участники проекта
• Музыкальный руководитель;
• Воспитанники;
• Воспитатели;
• Родители воспитанников
Ожидаемый результат
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
• Повышение уровня речевого развития;
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
• Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровьяПомещения Процессы Участники
Музыкальный зал Утренняя гимнастика;
Музыкальные занятия;
Индивидуальные занятия;
Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением;
Театральный кружок;
Танцевальный кружок;
Праздники, досуги, развлечения;
Музыкально – спортивные праздники и развлечения.
Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Групповая комната Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках;
Индивидуальная работа с детьми. Дети, воспитатели, музыкальный руководитель
Территория детского сада Праздники, развлечения;
Музыкально – физкультурные праздники;
Спортивные праздники и развлечения. Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Этапы реализации системы музыкально – оздоровительной работы
1 этап - Организационный Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий
2 этап – Диагностический Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье
3 этап –
Практический Перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики;
Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений
4 этап –
Обобщающий Исследование результатов практической деятельности
Литература
• Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2006. — 64
• Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
• О. Н. Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель,2011-204с.
• Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : ЛОИРО, 2000. - 220 с.
• Дыхательная гимнастика сост. Е. Андрушко
• Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников авт. Е. Комелева.
• Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.
• Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е. В. Михеева.
• Развитие физиологического и речевого дыхания.
авт. Е. А. Меркулова.
• Здоровье современных дошкольников. авт. М. А. Руднова
• Речевые игры Т. Э. Тютюнникова Дошкольное воспитание -1998-№9.
• Пальчиковая гимнастика. О. В. Узорова ООО»Издательство АСТ
• Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей
авт. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007.
• Элементарное музицирование с дошкольниками.
Т. Э. Тютюнникова Дошкольное воспитание -2000-.№5