Светлана Калошкина
Проект «Моя родословная»
Паспорт проекта
…Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!
Название проекта: «Моя родословная»
Разработчик: Калошкина С. Н.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, театрализованная);
Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность: традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. История семьи, ее изучение – это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье. Во все времена семье отводилась особая социальная роль – сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья – источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья. Семейные отношения – любовь близких, определенные обязанности, привязанность к дому, соблюдение традиций – питают более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины, патриотизм. Целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у детей начинается с дошкольного возраста, когда происходит фактическое становление личности, развитие нравственной её основы. Дошкольный возраст - это сензитивный период развития любви к родным местам, воспитания начал патриотизма.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Дети должны знать ответы на вопросы: «Кто я? Кто мои предки? Кто мой дед и прадед? Можете ли вы назвать имена своих прабабушек и прадедушек? А почему надо знать свои корни? О чем может рассказать генеалогическое древо?» Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.
Человек, забывающий о своих корнях, вслепую заимствующий всё у других стран неконкурентоспособен и наша задача показать неразрывную связь жизни близких их деятельностью с судьбой нашей страны, сегодняшним днем.
Практическая значимость Повышение качества образовательного процесса по нравственному воспитанию и социальному развитию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Активизация и обогащение знаний по развитию у дошкольников и их родителей интереса к истории семьи, семейным традициям, родословной.
Создание в группе детского сада условий для работы по родословным- альбомы, книги группы
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Формирование у детей интереса к своей семье, элементарным представлениям о родословной и родственных отношениях, уважительного отношения к членам семьи.
Цель: развитие интереса к тайне своего имени, к истории своей фамилии, своей семьи, создание генеалогического древа каждого воспитанника, воспитание чувства любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнёрские отношения с семьёй
Задачи:
Формировать у детей ответственность, коммуникативные умения, способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей
Привлечь родителей к созданию генеалогического древа семьи и родословной своей семьи
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской творческой и театрализованной деятельности совместно с родителями и воспитателями, способность продуктивно работать в коллективе, умения ставить и решать проблемы способность действовать в интересах сообщества
Формировать у детей представление о том, что каждый ребенок, каждый человек имеет права и обязанности. Познакомить детей с правом каждого человека на имя, отчество и фамилию.
Предоставлять детям возможность обогащать словарный запас терминами родства.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Знакомство родителей с методом проектов, разъяснение роли родителей в реализации проекта. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы «Земляничка», педагоги и родители. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, к предкам, сохранению семейных традиций, воспитать уважение к членам семьи, к их деятельности знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с родословными, генеалогическим древом и терминами родства.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по социально-нравственному, патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Я и моя семья», «Тайна имени и фамилии», «Мне бабушка рассказывала.», «Кем работает мама», «Древо семьи», «Мужчины и женщины моей семьи», «История семьи».
3 этап-обобщающий (май)
Цель: анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме круглого стола «Мое семейное древо».В рамках круглого стола были организованы презентации и выставки творческих работ семейного древа детей и их родителей.
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно ориентированного обучения и воспитания
Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные
В современном мире привсе нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, работа с интернетом.
Развития творчества
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
• Беседы
• Занятия
• Выставки детских работ по проекту «Семейное древо» в ДОУ.
• Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья».
• Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
• Творческая речевая деятельность.
• Утренники, развлечения.
• Конкурсы.
• Рассматривание семейных альбомов
• Составление книги группы.
• Сочинение рассказов о семье.
• Создание мини-проектов по родословным.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
• Наглядная пропаганда,
• Беседы и консультации,
• Анкетирование,
• Дни открытых дверей,
• Круглый стол,
• КВН
• Семейная лаборатория
• Конкурсы
• Семейная гостиная
• Семейные мини – проекты
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
• метод сравнения
• элементарный анализ
• метод моделирования и конструирования
• метод проектной деятельности
• метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
• метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
• игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
• сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться
• инсценирование, как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
• прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
• беседа – является связующим звеном
4. Методы коррекции и уточнения:
• повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний
• метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала:
• Внедрение проекта способствовало расширению детского кругозора. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
• Родители получили информацию по составлению родословных, осознали значимость этой работы, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
• Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
• Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
• Развитию связной речи средствами театрализованной деятельности.
• Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
• Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
• Созданию уголка (стенда) по родословной и семье.
• Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
• Создание книги группы «Земляничка» - «Истории семьи»
Предполагаемые результаты:
1. Выставка семейных работ «Наше семейное древо».
2. Праздник «День семьи».
3. Образовательная деятельность «Родословная моей семьи»
4. Защита мини-проектов «Моя семья-мое богатство»
5. Театрализованные постановки по сюжетам знакомых сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка».
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, электронных пособий по теме «Источники информации для построения генеалогического древа». Способы изображения родословной», «Семья», «Мир наших увлечений».
-Рассматривание репродукций о семье и о семейных гербах.
Сотрудничество с семьей:
-Консультация «Как создать древо своей семьи»,
- Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»
-Конкурс семейных генеалогических древ
Взаимодействие со специалистами:
- Совместная работа с музыкальным руководителем по организации театрализованной деятельности.
Продукт проектной деятельности:
1. Выставка семейных работ «Генеалогическое древо семьи».
2. Праздник «День семьи».
3. Образовательная деятельность «Родословная моей семьи»
План реализации проекта
Формы взаимодействия с детьми по областям Формы работы с родителями
1. Познавательное развитие.
-Беседы «Я и моя семья», «Тайна имени и фамилии», «Бабушка рассказывает»,
-Интегрированная НОД «Семь Я».
-Решение проблемных ситуаций «Традиции моей семьи», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как я помогаю дома» 1. Информационный
-консультации «Что вы знаете о родословии», «Семья как много в этом слове», «Немного истории»
2. Практические:
-Презентация «Наш семейный герб»
- Конкурс семейных гербов «Мы все разные»
- Фотовыставка «Наши предки».
2. Художественно-эстетическое развитие
-Рисование «Семейный альбом», «Мы на отдыхе».
-Изготовление коллажа «Подарок для любимой мамочки».
-Пластилинография «Герб семьи». -Слушание песен о маме, бабушке, «Семья» Г. Гладков
-разучивание песен «Моя бабушка», «Подарок маме». -Семейный фото-коллаж «Наши любимые занятия».
-Конкурс «Семейный герб»
-Привлечение родителей к подбору песен о семье
3. Речевое развитие
-Т. Шорыгина «Похищенное имя»; В. Белов «Мамина дочка»; Русская нар. сказка «Гуси -лебеди», «Хаврошечка»
-загадки и пословицы о семье
-составление рассказов «Моя семья», «Кем работает моя мама». -Привлечение родителей к подбору книг для чтения, электронных энциклопедий
4. Физическое развитие
- физкультминутки
-подвижные игры -Предложить родителям подборку физкультминуток и подвижных игр на свежем воздухе («Кошки-мышки», «Пятнашки», «Жмурки»).
5. Социально коммуникативное
-Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дом», «В гости к бабушке».
-Дидактическая игра «Семья», «Кто как называется». -Игра КВН совместно с родителями и детьми «Тайна имени», «Терминология родства»
Организация образовательной деятельности с детьми.
«Моя родословная».
Программное содержание: Знакомство детей с понятиями «родословная», «генеалогическое древо»; расширять представления детей о семье, истории;
ЗАДАЧИ
1. Образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о родственных связях;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
2. Развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
3. Воспитательные:
- воспитывать у дошкольников любовь и уважение к членам своей семьи, родственникам, к их труду
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», Познание».
Материал: макет семейного древа семейные фотографии детей и их родителей, деревья по количеству детей.
Предварительная работа: Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход ООД:
Организационный момент
Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем на стульчики.
Тема
Ребята, как вы думаете, что такое семья? Дети: Семья - это люди, которые любят друг друга, семья – это когда заботятся друг о друге, семья – это когда помогают друг другу, семья – это когда жалеют друг друга, сочувствуют друг другу, семья – это когда относятся друг к другу уважительно, семья – это когда говорят друг с другом ласково.
Реб-к: Семья – это радость, тепло и уют
Семья – это дом, где тебя всегда ждут.
Что такое семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Сегодня мы поговорим о семье, познакомимся с понятиями «родословная», «генеалогическое древо» и о многом другом.
Вводная беседа
- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Д/игра «Расскажи о своей семье» используя фотографии своей семьи составь рассказ о семье используя схему /начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена и чем они занимаются/ на пенсии, работают или учатся/.
Воспитатель: Все семьи одинаковые или они чем-то отличаются друг от друга? Ответы детей (они отличаются друг от друга. У них разные внешности, разные профессии, разный образ жизни).
Воспитатель: Действительно, семьи такие разные, но во многом они похожи.
Чем же они похожи? Дети: Семьи похожи друг на друга членами семьи – мама, папа, дети, бабушки и дедушки
Физкультурная минутка: пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/
Кто живет в моей квартире?
/пожимают плечами/
Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/
Всех могу пересчитать.
/руки в стороны/
Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
/сжимают и разжимают кулачки/.
Развитие лексико-грамматических категорий
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Бабушка - мать отца или матери, как назвать ласково
Брат - каждый из сыновей одних родителей- как назвать ласково
Внук - сын дочери, сына; как назвать ласково
Внучка, внука - дочь сына или дочери как назвать ласково
Дед - отец матери или отца- как назвать ласково
Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям как назвать ласково
Дядя - брат отца или матери как назвать ласково
Племянник - сын брата или сестры.
Племянница- дочь брата или сестры
(Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди, а еще родственники. Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? (бабушка, дедушка, их дети, братья, сестры, мама, папа их братья, сестры и дети.)
- Если объединить ваши ответы можно сказать, что род - одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи.
- Подскажите, кто самые уважаемые родственники в вашем роду и почему? Что же нужно знать о семье, чтобы составить родословную?
Воспитатель: Ребята, скажите, а в каких сказках нам встречается понятие «семья» (ответы детей)
Обыгрывание сказки «Гуси - лебеди» средствами настольного театра.
Составление генеалогического древа
- Дети, посмотрите, на доске деревья, рассмотрите их. Каждое дерево — это ваша семья. - Я покажу вам древо моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. Подойдите каждый к своему дереву. Предлагаю вам разместить фотографии членов ваших семей на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо, начиная с самых старших. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)
(Дети прикрепляют фотографии к деревьям)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились. Теперь мы видим сколько человек у каждого из вас в семье. Сколько поколений живет в ней. Как они выглядят. Кого больше в вашем роду: мужчин или женщин.
Из ваших деревьев получился настоящий сад.
- Ребята, - а какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
Воспитатель : Предлагаю на следующем занятии составить генеалогическое древо нашего детского сада.
Итог занятия.
- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/
Рефлексия: вопросы:
О каком необычном древе вы узнали?
Что такое семья?
Что же такое родословное древо?
- Я думаю, что сегодня было очень интересно и мы узнали много нового друг о друге и о ваших семьях Но эта встреча не последняя.
Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже На этой сказочной земле