Светлана Жабина
Проект в старшей группе «Мой веселый звонкий мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : практико – ориентированный;
Длительность: 1месяц;
Участники проекта : дети старшей группы, родители детей, воспитатели групп.
Оборудование: мячи, спортивно-игровая площадка
Наш девиз: Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Обоснование актуальности.
Публикация «Проект в старшей группе „Мой веселый звонкий мяч“» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Мяч. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, "отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т. е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др., получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей, у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.
Однако, хотя данные факты научно доказаны и общеизвестны порой не все родители (лица из заменяющие) о них знают и применяют в деятельности.
Цель проекта : Научиться использовать мяч в подвижных играх, в играх с элементами спортивных игр, играя на прогулке, дома и в детском саду.
Задачи:
1. Формировать элементарные знания и представления об играх с мячом.
2. Способствовать развитию интереса к подвижным играм с мячом, играм с элементами спортивных игр и желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
3. Сформировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.
4. Воспитывать волевые качества, целеустремленность, организованность, трудолюбие, инициативность, развивать стремление к победе и уверенность в своих силах.
План реализации проекта
1. Подбор необходимой для реализации проекта литературы и оборудования.
2. Работа с родителями: анкета «Мяч и наш ребенок» - привлечь родителей к участию в данной проблеме.
3. Чтение литературы о мячах - развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться о нем.
4. Составление описательных рассказов по картинкам – расширять словарный запас детей по теме, развивать речь.
5. Внесение одного вида мяча в группу (ежедневно) - познакомить детей с мячом, его видом, свойствами.
6. Организация подвижных игр на прогулке с мячом (ежедневно) - развивать двигательные умения в процессе игр и упражнений с мячом (подвижные игры, элементы футбола, волейбола, баскетбола).
7. Организация сюжетно-ролевой игры «Мы едем на стадион» - поддерживать интерес к физкультуре.
8. Рассматривание иллюстраций и фотографий детей с мячом - расширять знания детей о разных видах спорта и необходимости ими заниматься.
9. Организовать выставку книг для чтения детям по теме проекта – поддерживать интерес к художественной литературе.
10. Дидактические игры, настольные игры по теме – закреплять знания детей о мячах соответствующих определенному виду спорта.
11. Заучивание стихов, пословиц о мяче - знакомство с литературными произведениями.
12. Физкультурный праздник «Спортивный городок» - закреплять полученные знания детей о разных видах мячей и их применении в спорте, вызвать положительные эмоции, интерес к занятиям физкультурой.
13. Выставка поделок мячей в группе - поддерживать интерес к спорту.
14. Оформление плаката «Мой попутчик – веселый мяч!» с фотографиями и иллюстрациями совместно с детьми и родителями - пропаганда здорового образа жизни.
15. Презентация проекта «Мой веселый звонкий мяч» - представить наработанный материал педагогам МАДОУ.
Ожидаемый результат
Дети:
• сформированность знаний детей об истории мяча, разнообразии игр с мячом;
• освоение детьми различных игр с мячом и появление интереса к играм с мячом вне детского сада;
• повышение уровня физической подготовленности детей;
• сформированность устойчивого интереса к непрерывной образовательной деятельности по физической культуре.
Воспитатели:
• сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью;
• участие в организации и проведении спортивного развлечения по теме.
Родители:
• понимание важности занятий физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья своих детей.
• осознание своей роли в становлении основ здорового образа жизни у детей
• переход родителей с позиции наблюдателей в активных участников педагогического процесса в совместных играх с детьми;
• устойчивый интерес к сотрудничеству с МАДОУ в образовательном процессе (участие родителей в спортивном досуге по теме).
Презентация материалов проекта :
• выставка рисунков, раскрасок детей на тему «Мы любим спорт!»;
• сборник стихов, поговорок, загадок о спорте (при участии родителей);
• создание картотеки подвижных игр с мячом (при участии родителей);
• изготовление мяча из бросового материала своими руками (при участии родителей);
• фотовыставка «Мой друг – мяч!»;
• организация и проведение совместного спортивного развлечения.
Приложение № 1
Игры с мячом для детей 5 лет.
«Солнышко» – это игра-общение.
Задача – научить ребенка направленно катить мяч, принимать и отдавать его, дать опыт игрового общения, взаимодействия и координации действий. Когда компания расширяется – появляется элемент ожидания и более сложное направление движения. Направить двумя руками мяч в определенную сторону – это непростая задача для ребенка, и в то же время очень важная в смысле управления собой и игрушкой.
Мячик в ладонях взрослого покачивается из стороны в сторону с песенкой на произвольный мотив:
По небу солнце ходит
И в домики заходит.
И к Ване заходит (мячик катится к Ване,
И к маме заходит (мячик от Вани катится к маме,
И к Ване заходит,
И к маме заходит… (повторение неограниченно – закрепляет направленное катание по полу) .
Хорошо играть в компании нескольких мам с детьми. Тогда делаем с ребенком «дом» вместе – сажаем перед собой, спинкой к себе, «открываем двери» для солнышка (широко раздвигаем ноги) .
«Летящий мяч» :
Игра подходит для детей примерно от 3 до 6 лет. Хорошо играть в компании от 3 до 10 детей. Если вы находитесь в помещении, мяч можно взять мягкий диаметром 15–20 см, а на улицу – прыгучий.
Взрослый, произнося первые три строчки, бросает мяч одному из детей, после чего ребенок должен бросить мяч взрослому обратно.
Летит мой мяч, летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Держи его, лови его,
И снова мне бросай.
Дистанция между детьми должна быть достаточная, чтобы они не задевали друг друга и не сталкивались при движении. Играть лучше всего дома, а в безветренную погоду – можно и на улице.
«Мой веселый звонкий мяч».
Для этой игры важно, чтобы мяч хорошо прыгал. С 4-х лет взрослый может показать ребенку следующий ее вариант: ударять мячом об пол или стенку и ловить его двумя руками, приговаривая: «Мячик, мячик, поскачи!» Ничего, если мяч несколько раз ударится об пол, прежде чем малыш его поймает.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладошкой хлопал,
Ты скакал и громко топал,
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.
Эту игру дети должны многократно видеть в исполнении взрослого или более старших детей, чтобы прочувствовать ритм движения.
«Игра в фрукты».
Эта игра подходит очень замечательно для детей 3-5 лет. Ведущий кидает одному из детей мячик и говорит:"Я тебе кидаю банан, лови! " Ребенок повторяя за ведущим взрослым кидает другому ребенку, например, «А тебе кидаю яблоко, лови» и т. д. Можно то же самое проделывать с овощами, любой едой, цветами…
Мяч через сетку (веревку).
Дети (2—4) становятся по обе стороны сетки (веревки) на расстоянии 1, 5 м (сетка натянута на высоте несколько выше поднятых вверх рук). Они перебрасывают мяч через сетку друг другу разными способами: из-за головы или снизу от себя. Если играют четверо, то один ребенок бросает мяч через сетку на другую сторону, поймавший мяч перебрасывает его своему соседу, а тот бросает снова через сетку. В игру можно ввести счет. На какой стороне мяч меньше падал на землю, та сторона выиграла.
Мяч вдогонку.
Дети становятся по кругу. Воспитатель дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он говорит: «Мяч вдогонку!» — и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое время
выходит из игры. Воспитатель дает мячи другим детям, и игра продолжается. Воспитатель следит, чтобы они передавали мячи быстро, но не пропускали игроков.
Съедобное- несъедобное.
Игроки выстраиваются в ряд. Ведущий становится перед ними на расстоянии 3 метра. Он бросает каждому мяч, при этом называет любой предмет или что-то из еды. Игрок должен поймать “съедобный ” мяч и отбить “несъедобный” мяч. Каждый правильный бросок – шаг вперед, а неправильный – шаг назад. Выигрывает тот, кто первым добрался до ведущего.
Приложение №2
Список детской литературы о мяче, играх с ним.
Г. Шалаева Большая книга о спорте «Хочу стать чемпионом»
Л. Ушакова «Сказка о мяче и Вовке»
«Сказка о коте-футболисте»
С. Маршак «Мой веселый звонкий мяч»
А. Барто «Мяч»
Е. Корниенко «Мячик мой»
А. Носач «Необидчивый мяч»
Светлана Автономова «Про мяч»
Приложение №3
Сказка о мяче
«Сказка о мяче и о Вовке»
Любовь Ушакова
Жил-был мяч. Круглый, блестящий, яркий: с красно-голубыми боками и золотистыми полосками посередине. Мяч занимал самое почетное место среди игрушек. В тонкой, шелковой сеточке, он спокойно висел на крючке, возвышаясь над ними, а машины различных марок, и даже оловянные солдатики, завидовали ему.
Жил-был Вовка, владелец этого мяча. Такой же круглый, румяный, с большими голубыми глазами. Вовке очень нравился его мяч. Он любовался им: иногда осторожно доставал его из сеточки, поглаживал его лаковые, прохладные бока, прижимался к нему
пухлыми щечками и снова возвращал на место, красоваться над игрушками. Он берег его: никогда не ударил даже ладошкой, уж не говоря о том, чтобы пнуть ногой.
Мяч никогда не ударялся об пол, и не взлетал ввысь, и не знал радости быть забитым в ворота, принеся мальчишкам счастливый гол!
Однажды Вовка бережно вынес мяч во двор и не успел опомниться, как налетела ватага мальчишек и вышибла у него из рук его, красивый, блестящий, красно-голубой мяч! Мяч полетел, покатился, зазвенел под ударами рук и ног. Мяч ожил! Он сам натыкался на ребячьи ладошки, подлетал высоко к солнцу и стремительно носился по зеленой лужайке. Вовка со всех ног бросился на защиту мяча, остановил его стремительный бег, спас его от рук и ног, которые лупили и пинали. Крепко обняв мяч обеими руками, отнес домой. Бережно обтер тряпочкой и повесил на почетное место.
Как-то раз Вовкина мама пошла на море и взяла с собой Вовку. Вовка не хотел расставаться со своим блестящим, красно-голубым мячом и взял его с собой. Там он положил мяч на песок, а сам побежал купаться. А мяч, вдруг покатился по песку к воде, в голубые волны, сверкая на солнце своими яркими боками. Вовка рванулся догонять, но мяч уже прыгал по волнам все, удаляясь и удаляясь в безбрежную синь, к горизонту, к солнцу! Вовка долго-долго бежал за ним, потом с отчаянием смотрел в след, пока его блестящий, красно-голубой мяч не исчез там, далеко у горизонта.
Вовка безутешно плакал. Он никак не мог понять, почему мяч покинул его, ведь он так его любил, берег, спасал от рук и ног, которые лупили и пинали.
1983 год. г. Ленинград
Приложение №4
Стихи про мяч
Самуил Маршак
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладошкой хлопал,
Ты скакал и громко топал,
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.
Андрей Кропотин (Носач)
Необидчивый мяч
Идёт футбол. Финальная игра.
Азартно мяч пинает детвора,
На перемене бегая по полю.
Игре давно закончиться пора…
Звучит свисток – и с криками: «Ура!»
Толпа детей стремглав несётся к школе.
Пинками мяч истёрт почти до дыр.
Пусть блеск утратил кожаный мундир –
На игроков пузатый не в обиде:
Ударом сильным грозный бомбардир
Ему подарит шанс увидеть мир…
А то в кладовке только пыль и видит.