Ирина Бурнаева
Проект «Мир вокруг нас» для всех возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Мир вокруг нас»
Актуальность:
Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом.
Мы педагоги как никогда стараемся помочь каждому ребенку, входящему в этот мир, стать уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, адаптируется в мире людей, найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Публикация «Проект „Мир вокруг нас“ для всех возрастных групп» размещена в разделах
Для этого в нашем детском саду был разработан проект «Мир вокруг нас», который представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.
В рамках проекта мы сотрудничали с районной детской библиотекой, школой, домом культуры родного села Питерка, с социальными учреждениями и т. д.
В ходе проведенных мероприятий мы старались, чтобы у детей расширялись представления о разнообразных профессиях, формировалась культура общения, уважение к труду взрослых, а главное создавались условия для расширения кругозора дошкольников. Дети посещали музей, библиотеку, в которых кроме экскурсий, работники проводили занятия.
Наш социально-активный детский сад стремится стать не только воспитательно-образовательным учреждением, а развивать сообщество с привлечением родителей жителей села к решению социальных проблем, и стать культурным, общественным, ресурсным центром села и района.
Цель проекта : использовать возможность социума и ДОУ для создания единой воспитательной системы.
Срок реализации: долгосрочный.
2016-2017 учебный год
Место реализации: детский сад, территории социальных партнеров, семьи воспитанников.
Участники проекта : Дети – педагоги – родители - социальные партнеры.
Предполагаемый результат:
1. Формирование ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельности, активности, любознательности, целеустремленности, коммуникативности, самооценки; развитие у дошкольников творческих способностей и навыков.
2. Обновление содержания и технологий воспитательно-образовательного процесса с детьми, повышение качества образования.
3. Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды ДОУ.
4. Повышение компетентности и уровня профессионального мастерства педагогов.
5. Расширение взаимодействия с социальными партнёрами.
Подготовительный этап.
цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
Практический этап.
цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума, разработка методических материалов для реализации данных проектов.
Заключительный этап.
цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Создание презентации «Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества»
Мероприятия проекта
Социальные партнеры – Взаимодействие со школой
Цель : установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы.
Задачи :
1. Расширение интереса детей к обучению в школе.
2. Успешная адаптация к школе.
3. Создать позитивное отношение к будущей социальной роли – ученик.
4. Воспитывать любознательность и интерес друг к другу.
5. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
6. Повышение педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе.
Ожидаемые результаты:
1. Облегчение процесса социально-психологической адаптации к школе.
2. Развитие коммуникативных навыков.
3. Профессиональный рост педагогов ДОУ.
4. Педагогический подход родителей в подготовке детей к школе.
Формы и методы работы:
-экскурсии в школу.
-посещение школьниками детского сада.
- совместные праздники и развлечения.
-выставки детских работ.
-акция «Игрушка для дошколят».
-организация сюжетно-ролевой игры «Школа», дидактических и словесных игр.
-чтение и анализ художественной литературы.
-проведение консультаций и родительских собраний по теме.
-проведение педагогических часов и педагогических советов для педагогов ДОУ совместно с учителями школы.
-анкетирование.
- экскурсия в школу.
Социальные партнеры – Народный краеведческий музей с. Питерка
Целью работы является изучение краеведения как элемента дошкольного образования и разработка активных методов ознакомления старших дошкольников с историей родного края на основе взаимодействия дошкольного учреждения с краеведческим музеем.
Задачи.
1. Обосновать и в ходе работы апробировать активные методы формирования представлений детей 5-7 лет об истории родного края на основе взаимодействия с краеведческим музеем.
2. Использовать наряду с традиционными экскурсиями в музей, занятия в детском саду с музейными предметами, которые проводит сотрудник музея.
3. Создать условия для закрепления представлений об истории родного края. Закреплять полученные на экскурсиях и занятиях знания, в разных видах творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие духовно-богатой личности ребенка.
2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка
3. Развитие коммуникативных способностей детей.
4. Развивать способность познавать мир умом и сердцем, выражать свои эмоции и чувства, познавать радость творчества.
Формы и методы работы
-образовательная деятельность.
-игры-драматизации.
-беседы после просмотра спектаклей.
-выставки.
Социальные партнеры – Центральная детская библиотека села Питерка
Цель:
Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой
Задачи:
1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
Формы работы:
- экскурсии в библиотеку;
- знакомство и взаимодействие с библиотекой;
- посещение мини-музея библиотеки;
- участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности
- выставки рисунков и поделок;
- организация конкурса чтецов.
Взаимодействие педагогов:
- совместные педагогические советы ДОУ и библиотеки;
- семинары, мастер-классы;
- заседания творческой мастерской по театрализованной деятельности.
Работа с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и
сотрудниками библиотеки;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- семейные встречи;
Социальные партнеры -Взаимодействие с домом детского творчества
Цель: создание условий для разностороннего развития личности ребёнка через взаимодействие дошкольного и дополнительного образования
Задачи:
1. Обеспечить раскрытие и развитие индивидуальных способностей ребёнка на основе реализации дополнительных общеобразовательных программ.
2. Выявить способных и одарённых детей, обеспечить им педагогическую поддержку.
3. Обеспечить гармонизацию интересов и сотрудничество детских садов и Дома детского творчества, детей и взрослых
Ожидаемый результаты:
- Обновить программно- методическое обеспечение в процессе интеграции дошкольного и дополнительного образования
- Создать документы нормативно-правового обеспечения взаимодействия ДОУ и ДДТ.
- Внедрять в учебно-воспитательный процесс современные педагогические технологии.
Социальные партнеры- МУК Районным домом культуры
Цель : Объединить усилия ДОУ с районным домом культуры социокультурной самореализации участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Способствовать созданию условий для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.
2. Создание условий для самореализации личности ее интеграции в социокультурную систему
3. Совершенствование форм взаимодействия для расширения социально – образовательной системы ДОУ.
Ожидаемые результаты:
1. Социокультурная самореализация детей.
1. Формирование основ музыкальной культуры детей.
2. Развитие интереса к музыке.
3. Всестороннее развитие личности.
Формы и методы работы:
-беседы по теме.
-демонстрация музыкальных инструментов.
- посещение концертов в РДК.
-создание предметно-развивающей среды в ДОУ.
-консультации для родителей.
-наглядная пропаганда.
-экскурсии.
-совместные праздники и досуги.
-фольклорные праздники
-чтение художественной литературы.
Знакомство с музыкальными инструментами
Социальные партнеры МЧС пожарная часть.
Цель : формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах пожарной безопасности
Задачи :
1. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности. Совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность дошкольников.
2. Выработать систему воспитательно- образовательной работе по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению. Способствовать созданию методического и предметного обеспечения образовательного процесса.
3. С помощью разнообразных методов и приемов активизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.
4. Координировать усилия ДОУ, семьи и спецслужб для создания оптимальных условий безопасной жизнидеятельности дошкольников. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
5. Формирование таких качеств как гуманизм, сочувствие, отзывчивость, доброжелательность, справедливость, желание оказать помощь.
Формы работы:
работа с детьми
- ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы
- исследовательская детская деятельность (опыты, практические упражнения)
- игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры;
- экскурсии в пожарную часть, встречи с интересными людьми профессии «пожарный»;
- игры-драматизации, развлечения, спортивные досуги;
-организация тематических конкурсов поделок и рисунков.
Работа с родителями
- родительский час «Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности»;
- выпуск стенгазеты для родителей «Правила пожарной безопасности» ;
- семейная познавательно-развлекательная программа «Юный пожарный» ;
- родительское собрание с участием инспектора пожарной части:
- информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы «Из истории пожарной службы»;
- совместные творческие проекты.
Выводы осуществления проектной деятельности :
Опыт работы нашего детского сада с учреждениями социума показывает, что современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Наш детский сад заинтересован в разрушении стереотипа о работе только с семьями воспитанников.
Сотрудничество с каждым учреждением позволяет повысить спрос на образовательные услуги для детей дошкольного возраста, помогает подготовить детей к более легкой адаптации в новой социальной среде, развивает коммуникативные качества, повышает уровень творческого саморазвития участников воспитательно-образовательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс будет более эффективным, если ДОУ систематически и качественно ведет работу с социальными учреждениями села. Опыт работы нашего ДОУ показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более интересным, плодотворным и непринужденным, а самое главное качественным.
Создание партнерских отношений с социальными сообществами нашего села позволило использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, значительную помощь внесло в решение многих образовательных задач, тем самым повысило качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Опыт работы нашего детского сада с учреждениями социума показал, что у педагогов, детей и родителей появился стимул к сотрудничеству, желание видеть мир вокруг себя, участвовать в жизни поселка, улучшать его. Активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.