Надежда Сальева
Проект «Мир чувств, мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир чувств, мир эмоций»
Подготовительная группа общеразвивающей направленности, детей 6-7 лет
Подготовили воспитатели подготовительной группы Сальева Надежда Леонидовна и Лемешко Виктория Андреевна.
«К познанию мира – через познание себя»
Пояснительная записка
Долгое время главным ориентиром и критерием успешности педагогической работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. В современном обществе создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде.
Публикация «Проект „Мир чувств, мир эмоций“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Накопление социального опыта происходит становление его как субъекта. На ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребёнка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности. В первые семь лет ребенок проживает три периода развития, каждый характеризуется определенным шагом на встречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.
Тип проекта :
- Познавательно-творческий
- Групповой
- Краткосрочный
Срок реализации:
16 – 26 января 2023 г.
Участники проекта :
- Дети 6-7 лет
- Воспитатели
- Родители
Место проведения:
- МБДОУ «Детский сад №38», группа «Капитошка»
Режим работы:
- Во время и вне занятий
Цель проекта :
- Создать воспитательский процесс не вопреки возрастным особенностям (приобретениям) детей, а с учётом их.
- Помочь ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.
Задачи:
- Сформировать целостные представления о себе, научить «прислушиваться» у собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях
Боль рождает отрицательные чувства, любимое дело поднимает настроение.
- Ориентировать на природную любознательность дошкольника, интерес к себе, умение поиска своего места в системе социальных отношений, окружающем мире. Восприятие ребенка сверстниками и взрослыми.
- Обогащение словарного запаса детей, воспользоваться «Словарём эмоций»
- Развивать саморегуляцию (концентрацию внимания)
- Создать непринужденную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон.
- Использовать в занятиях и вне занятий релаксационную гимнастику.
- Формировать у детей способность к сочувствию, сопереживанию, принятию другого человека.
- Воспитывать внимание к тем, кто нуждается в нашей помощи.
Ожидаемые результаты
- Углубление представлений ребенка о чувствах и переживаниях.
- Осознание дошкольником чувств и переживаний другого человека, воспитание уважительного отношения и принятие мира других людей. Последующей вербализации детьми различных эмоциональных состояний (радость, страх).
- Использование средств выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения).
- Приобщение детей к тренинговым упражнениям с целью снятия тревожности, страхов детей, преодоления ими уверенности в общении со сверстниками, взрослыми.
- Беседы утром настраивают детей на общий позитивный лад, чувство симпатии друг к другу, помогают почувствовать каждому свое присутствие в группе, как важное и значимое для других. Вечерний анализ – это рефлексия своих дел, поступков и самого себя.
- Воспитывать внимание к тем, кто нуждается в нашей помощи.
Формы реализации проекта :
- Непосредственно образовательная деятельность
- Игры
- Беседы
- Тренинговые упражнения, релаксационная гимнастика
- Консультации для родителей
Продукты реализации проекта :
- Выставка детских работ
- Занятия «Такие разные эмоции», «Море радости»
План реализации проекта :
Первый этап, подготовительный:
- Беседы с детьми подготовительной группы
- Определение цели и задач
- Создание необходимых условий для реализации проекта
- Разработка и накопление методического материала, разработка рекомендаций по проблеме
Второй, основной (разработка проекта) :
- Довести до участников важность данной темы
- Подбор методической литературы
- Подбор наглядно-дидактического материала по теме проекта
Третий этап – выполнение проекта
Социально-коммуникативное развитие:
- Беседа «Мир чувств, мир эмоций». «Что такое эмоции?»
- «Дружба начинается с улыбки». Этюды
- Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Необыкновенная страна чудес», «Детский сад», «Почувствуй мир другого».
Познавательное развитие:
- ООД «Такие разные эмоции», «Море радости!» (радость)
- Беседа «Познание мира – через познание себя»
- Просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «В порту», «Чунга-Чанга», «Тараканище», «Ну, погоди!»
Речевое развитие:
- ООД «Клокочущий вулкан» (злость)
«Дремучий лес» (Страх)
- Литературные произведения, характеризующие эмоциональные состояния.
Художественно-эстетическое развитие и д/ и:
- Рассматривание различных иллюстраций и картин, где изображены различные эмоции.
- Д/и «Пойми меня», «Наши чувства и эмоции», «Театр настроения», «Составь эмоцию», «Гномики в домике».
- ООД аппликация: «Весёлый клоун Бим»
- ООД рисование: «Море радости», «Поезд настроения», «Футболка примирения», «Я в зеркале».
- ООД лепка: «Цветик-семицветик»
- ООД конструирование: «Домик для радости», «Домик злости»
- Разучивание весёлых детских песен «Улыбка» Шаинского, М. Минкова «Дельфины», «Чунга-Чанга», «Облака» и др.
Физическое развитие:
- Игры и упражнения на развитие саморегуляции
- Релаксационная гимнастика
- Игры на регуляцию чувств и поведения
- Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе
- Игры на развитие рефлексии, эмпатии
- Игры-эстафеты, подвижные игры
Четвёртый этап. Итоги проекта :
- Выставки детских работ
- Альбом «Настроение зимой»
- Уголок по самопознанию
- Творческая картина – общая на всех. Природный объект, силуэты людей, животных, растений, характеризующих изученное настроение.
Пятый этап. Определение задач для новых проектов.
- Продолжать знакомить детей «Я и другие»
- Продолжать совместную деятельность педагога и детей на поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции социальных отношений, где «Я» наравне с другими.
Трудности, возникшие при реализации проекта :
- Мало познавательной литературы, дидактических игр, информации по этой теме.
Понедельник
Беседа «Что такое эмоция? Какие бывают эмоции?» Использовать иллюстрации.
Индивидуальная беседа:
«Забавы зимой». Какие эмоциональные (эмоции) настроения испытывают дети, играя снегом.
«Заряд бодрости» : «Я всё слышу! Я всё вижу! Я всё чувствую»
Занятие:
«Я состою из эмоций». Закрепить базовые эмоции и разделить их на приятные и неприятные. Умение назвать причину появления эмоций.
«Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» - снятие телесных барьеров.
Вторник
Вместе с детьми соберемся вместе, чтобы узнать: а) с каким настроением они пришли сегодня в детский сад; б) чем бы они хотели заняться в течение дня; в) с кем из детей и педагогов ребёнок хотел бы пообщаться сегодня.
Этюд «Танец морских волн» - создать непринуждённую психологическую атмосферу.
Занятие:
«Море радости». Познакомить детей с эмоциональным настроением (радости). Развивать способность понимать состояния другого человека, выразить в мимике, жесте.
ИЗО «Море радости» - нарисовать с детьми природный объект, на котором находятся, используя цветовую гамму.
Вечерний анализ – это рефлексия своих дел, поступков и самого себя.
Среда
«Кто я?» Вызвать у детей интерес друг к другу. Способствовать их сближению, проанализировать свои чувства.
«Давай познакомимся»
«Мои сказочные сны». Развивать фантазию и творческие способности.
Чтение стихотворения А. Введенского «Сны».
ИЗО «Что нам приснилось?», прослушать пьесу П. И. Чайковского «Сладкая грёза» из «Детского альбома»
Четверг
«Дружба начинается с улыбки». Развивать выразительность жестов. Способствовать формированию позитивного восприятия детей друг другом.
Этюд «Встреча друга». Умение детей проявлять эмоции движения : улыбка, объятия.
«Клокочущий вулкан». Создать положительный эмоциональный фон, познакомить с эмоциональным состоянием (злость, дать возможность осознать это состояние.
Релаксационная гимнастика «Я не злюсь, я спокоен» (надутый волшебный шарик злостью).
Пятница
Индивидуальная работа: «Театр настроения». Знакомить детей с азбукой выражения эмоций. Способствовать лучшему пониманию себя и других.
Беседа «Злость», использовать произведения К. И. Чуковского «Тараканище», Р. Сеф «Драка». Придумать ситуацию, в которой драка – просто единственное правильное решение.
Занятие:
«Удивительная планета» (удивление). Создать непринужденную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга. Познакомить с эмоцией – удивление.
«Как помириться?» Научить детей находить выход из конфликтных ситуаций, используя не только вербальные способы общения, но и жесты.
«Футболка примирения».
Понедельник
Беседа «Моё настроение»
Учить детей описывать своё настроение, развивать понимание настроения других. Воспитывать эмпатию.
Занятие: «Дремучий лес» (страх).
Познакомить с эмоциональным состоянием (страх). Умение адекватно выразить его в мимике, жестах, пантомимике (проигрывание этюдов, умение рассказать о своих чувствах.
«Пойми меня». Как можно догадаться по внешнему виду, что люди напуганы?
Вторник
Разыгрывание этюдов на эмоции – радость, злость, грусть, страх, удивление.
Дополнительное занятие «Почувствуй мир другого».
- Формировать у детей способность к сочувствию, сопереживанию, принятию другого человека.
- Воспитывать внимание к тем, кто нуждается в нашей помощи.